Предмет религиоведения 13 страница

преимущественное распространение учение тхеравадинов - хинаяна.

В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке пали

буддийский канон "Трипитака" и комментарии к нему.

В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольно

широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а так-

же; индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя,

наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.

Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о

процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения

государством целого ряда теократических черт - с другой. Сангха со-

стояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII - XIV

вв. произошло объединение разрозненной буддийской общины под

единым руководством сангхараджи - главы сангхи, однако это круп-

ное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разног-

ласий между группировками буддийского монашества, приверженными

различным, буддийским школам.

Тем не менее, сангха Шри-Ланки оставалась на протяжении

столетий в глазах буддийского мира хранительницей учения тхе-

равады, и буддийские монахи Бирмы, Сиама и Камбоджи приезжали

на остров для изучения хранившихся там священных текстов и про-

хождения высшего обряда посвящения - упасампады, а возвратясь

в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому

образцу. Ланкийский буддизм фактически принимал кастовую

организацию общества. На рубеже XIX - XX вв. процесс диффе-

ренциации буддийской общины по кастовому принципу был

практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа

каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки поныне

состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура-

никая, Раманния-никая) и более чем 20 подгрупп. Численность мо-

нахов превышает 20 тыс.

На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в

политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского мо-

нашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций-

и различно партийной принадлежности. Отстаивая принцип

привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг

государственной политики, представители различных сил внутри

сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в

задачи буддийской общины входят не поиски новых путей, а рестав-

рация исторически проверенных и хорошо известных методов доко-

лониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъ-

емлемую часть концепции сингальского национализма, третьи

являются сторонниками "синкретических" ориентации и т. д.

В Шри-Ланке существуют культурно-просветительские и общест-

венно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, ко-

торые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха

Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой

реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую

жизнь в стране и формирование массового сознания.

Буддизм в Индокитае Буддизм является преобладающим вероиспо-

веданием в странах Индокитайского полуост-

рова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии.

Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Вьетнаме,

Мьянме, Камбодже, Лаосе. Около 80% жителей Индокитайского полу-

острова исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, рас-

пространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме - махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века н. э. из

Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом,

играя второстепенную роль. По мере распространения в ранних го-

сударствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным

изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам

(вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой сто-

роны, к местным, в том числе анимистическим, верованиям. С конца

XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно

усиливаются. В XIII - XV вв. в буддизме стран Индокитайского полу-

острова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхерава-

ды знаменовало собой формирование моноэтнических государств,

переход от индуизированных аристократических верований к массовой

религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных

обществ.

В позднем средневековье и начале нового времени роль буддизма

в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии

постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в се-

редине XIX - начале XX в. в странах Индокитайского полуострова

буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за не-

зависимость, для мобилизаци верующих на борьбу за национальное

освобождение.

После обретения независимости в условиях экономической и куль-

турной отсталости стран этого региона и приверженности основной

массы населения религии буддизм сохранял важную роль и являлся

неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные

идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и

политических концепций национального развития.

Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации ве-

рующих на "накопление заслуг", а не на достижение нирваны (прос-

ветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров

общественной жизни на местах, особенно в сельских районах.

Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в

социальной сферах деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах

здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие

накапливают заслуга, и идеал для подражания в моральном плане.

Численность монахов, как правило, велика: один монах приходится

в среднем на 150 - 200 верующих.

Буддийские общины в этих странах имеют, как правило, чрезвы-

чайно сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодаль-

ных обществах, и административную структуру, копирующую

государственно-административный аппарат. Бюджет сангхи складыва-

ется из подношений и подарков населения, доходов с церковного иму-

щества, главным образом земли, и правительственных дотаций.

В 60 - 80-е годы XX в. происходила активная адаптация буддизма

к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского обра-

зования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась

главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма.

В конкретных странах Юго-Восточной Азии эти изменения

происходили по-разному. В 80-е годы в религиозной ситуации стран

Индокитайского полуострова наблюдались две тенденции. Первая вы-

разилась в некотором сужении сферы религиозной традиции и более

утилитарном отношении к буддийской религии со стороны верующих.

Вторая проявилась в активизации ортодоксального и модернистского

течений в национальных сангхах и расширении политической деятель-

ности монашества.

В Таиланде 93% населения страны исповедуют буддизм, который

традиционно является государственной религией. Покровителем и

защитником буддийской церкви выступает тайский король. Правящие

круги Таиланда и руководство сангхи прилагают немало усилий для

обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разраба-

тывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эф-

фективное вмешательство во многие сферы общественной жизни

(здравоохранение, сельское хозяйство, социальное благоустройство).

Существует хорошо развитая система религиозного образования.

Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в светских

учебных заведениях.

В Камбодже более 90% населения придерживаются буддизма.

После обретения независимости в 1953 г. буддизм является государ-

ственной религией и использовался при выработке националистиче-

ской программы развития страны "кхмерского буддийского

социализма". Сангха активно сотрудничала с правительством в области

образования, здравоохранения, в социально-экономической сфере. В

70-е годы заметно возросла политическая активность монашества. При

режиме Пол Пота (1975 - 1979) сангха была упразднена, монастыри

закрыты; отправление культа запрещено. После образования НРК в

1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность

савгхи накладывались серьезные ограничения. В 1990 г. буддизм вновь

провозглашен государственной религией.

В Лаосе буддизм исповедует около 90% населения. До 1975 г. он

являлся государственном религией, король выступал покровителем

сангхи. После провозглашения ЛНДР в 1973 г. за буддийскими

была сохранена возможность отправления культа в рамках

права лаосских граждан на свободу вероисповедания. Сангха активно

сотрудничает с правительством, с местными органами власти, помогая

в мобилизации населения на осуществление различных правительст-

венных программ социального развития.

В Мъянме около 70% населения исповедуют буддизм. Религиозная

ситуация осложнена нерешенностью национального вопроса. После

получения независимости в 50 - 60-е годы в Мьянме наблюдался

период так называемого "буддийского ренессанса", связанный с попыт-

кой правительства широко использовать в своей политике

национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм.

В 1961 г. буддизм был провозглашен государственной религией. После

прихода к власти военных в 1962 г. политическая роль сантхи в обще-

ственной жизни страны была сведена к минимуму. Начиная с 80-х

годов вновь отмечается довольно тесное взаимодействие между сангхой

и государством, которое выступило покровителем монашеской общины

и взяло на себя функции по пропаганде буддизма.

Ламаизм Название этого особого направления в

буддизме, бытующее в европейских языках,

произошло от слова "лама" - названия монаха или жреца, основной

фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез ма-

хаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований

народов пригималайского региона был инициирован проповедниками

из Индии и сложился в VII - XV вв. От махаяны унаследованы основы

учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью

палийский канон, частично - пантеон.

Ваджраяна, или буддийский тантризм" - особое направление,

оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее

идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем

была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль оза-

рения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации.

Проводник на этом пути (тантре) - наставник (гуру); пособие - эзо-

терические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы

(янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, ан-

тропоморфном символом его созерцания выступают идамы (низшая

категория божественных существ, часто местные божества, вклю-

чавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисат-

твы. Сложился культ воплощений - бодхисаттв. Развитие

представлений о первооснове энергетического начала повлияло на

складывание образа шакти - спутницы божества, его женской ипос-

таси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу мес-

тных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном

Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице:

буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух будд

создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные

"семьи" и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, де-

моны-охранители и антиподы благих качеств будд - демоны-враги.

Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи,

будда Майтрея - как будущий будда, своеобразный мессия. Обоже-

ствлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник

и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче - VIII в.). Сложилась сложная

символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Ава-

локйтенгоара, "сын" Амитабхи, особенно в образе защитника Падма-

пани; Ваджрапани - великий маг; мудрец Манджушри. Чтились

также личные охранители - идамы, наставники - гуру, прежде всего

воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уров-

не почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения живот-

ворящей силы.

История ламаизма связана с политическими событиями в регионе,

этнической историей народов, особенностями их хозяйственно-куль-

турного типа. С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны

стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов ме-

стных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспо-

сабливался, испытывал влияние местной культуры. Его успехи,

становление собственно ламаизма связывают с именем Падмасамбха-

вы; благодаря ему и его ученикам к XI в. буддизм укоренился в Тибе-

те. Жречество возникавших святилищ-монастырей не соблюдало обета

безбрачия и, сращиваясь с аристократией, превращалось в наследст-

венное землевладельческое сословие. В разных местностях укрепились

разные, так называемые "красношапочные" (нереформированные), на-

правления, наиболее влиятельным из которых долго оставалась

ньингмапа, основанная самим Падмасамбхавой и распространившая

власть за пределы Тибета, особенно в Непале и Сиккиме.

В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятель-

ности, связанной с именем Цзонхавы (1357 - 1419), которая привела

к возникновению "желтошапочной" общины гелукпа, ставшей вскоре

ведущей в стране. Ее глава - воплощение Авалокитешвары Далай-ла-

ма ("лама-океан [мудрости ]" - монг. яз.), получивший этот титул от

монгольских правителей в 1578 г. и ставший в XVII в. духовным и

светским главой Тибета, Именно этот, более строгай (в частности, с

безбрачием ламства) ортодоксальный вариант ламаизма преобладал в

Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию,

Калмыкию.

В районах распространения ламаизм монополизировал духовную

жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической,

ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически

организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоя-

тели, воплощенцы - "живые боги"). Лама был не .столько монахом,

сколько жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производ-

ственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды,

учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором.

Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка

жила исполнением.обрядов.

Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться

из череды перерождений. Главным для верующего было накопление

заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв

и очищение от скверны греховных поступков, В монастырях на-

капливались, демонстрировались и использовались в ритуале разно-

образные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии,

музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты

Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: буд-

ды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей. Впе-

чатляющи и другие культовые сооружения ламаизма: деревенские

храмы, часовни, молитвенные барабаны-цилиндры с тысячами

оттиснутых молитв, вращаемые руками или водой, стены и отдельные

камни с выбитыми молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступ-

реликвариев раннего буддизма, но по форме - храмы-башенки с мно-

гоярусными крышами-пшилями.

Развитие ламаизма в Тибете, его реформа в XV - XVII вв. сделали

этот район "метрополией" по отношению к соседним странам, средо-

точием монастырей - основателей различных течений. Столица Тибе-

та - Лхаса - была до 1959 г; резиденцией Далай-ламы. В том году

в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее националь-

но-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более

ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию,

где и проживает сейчас глава ламаистов.

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины

Катманду, среда которых ваджраяна начала распространяться еще в

I тысячелетии н. э. В долине были построены крупнейшие буддийские

храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой струк-

турой индуистского Непала и политическое давление ослабляют

буддизм неваров. Впрочем, в высокогорных районах около ста тысяч

этнически близких тибетцам непальцев исповедуют "красношапочный"

ламаизм, прежде всего - ньингмапы, приспособившейся к местным

традициям и отработавшей механизм поглощения местных культов.

В Бутане проживает более ста тысяч ламаистов, принадлежащих

в основном к течению карьюпа. Ведущую роль в распространении

буддизма на волне переселений из Тибета с XII в. сыграл в XVII в.

монастырь Ралунг в Южном Тибете. Была установлена теократия по

образцу государства Далай-ламы, опиравшаяся на крупные мона-

стыри-крепости - дзонги. Всего, монастырей в Бутане, где в XX в.

усилилась светская власть, более 200. Есть среди них такие гиганты,

как Ташичхолинг Дзонг в Тхимпху с более чем тысячей монахов. До

сих пор дзонги - центры экономической, социальной и культурной

жизни, у их стен проводятся ярмарки, вершится суд.

В Индии районами распространения ламаизма являются Ладакх

и соседние земли в Западных Гималаях и Сикким (с 1975 г. штат

Республики Индия). В Сиккиме ламаизм ньингмапы распространял-

ся с.XVI в., сейчас проживает около 70 тыс. ламаистов, сохранилось

- более 60 монастырей с приходами, число лам более 3 тыс. В гима-

лайошх районах Индии и Непала с ламаистским населением очень

сильны позиции добуддийской религиозной системы, обобщенно на-

зываемой "бон".

Чань-буддизм Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н.

э. и уже в период междоусобиц III - VI вв.

получает значительное распространение, и развитие. В это время близ

столичных городов Лояна и Чанани действовало около 180 буддийских

храмов и других религиозных центров. В VI - VII вв. происходит рас-

пад ведущего направления китайского буддизма - чань- на север-

ную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а

в южной идеи автора "Сутры помоста Шестого патриарха" Хуэй-нэна

(638 - 713) стали основой для последующего развития в ее китайском

(чань) и японском (дзен) вариантах. Согласно традиции, чань-буддизм

в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма,

развитие же свое он получил в работах патриархов Хунчженя (605

- 675), Хуэй-нэна, Мацзу (709 - 788) и др.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия

буддийской философии, как шунья (пустота), нирвана, анатман (букв.

- "не-Я") и др., основной упор в их постижении последователи чань

делали не на логические и лингвистические, а на вневербальные сред-

ства (метод "внезапного озарения" - "сатори"). Для этого, кроме соб-

ственно медитации ("чань", или "дхьяна"), активно использовались

парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные и

гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве

боевого единоборства), физическая работа и т. д. Просветления, как

считалось, можно было достичь также анормальным ("недостойным")

поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д.

Многие специалисты считают чань ответом, реакцией

традиционных направлений китайской общественной мысли на интел-

лектуальный вызов индийского буддизма. В его учении фактически

отвергаются канонические буддийские ценности: так, согласно чань,

нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет

без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй). В ут-

верждении о непостижении истины в словах и знаках чанъ внешне

сходится с даосизмом. И все же можно скорее говорить о влиянии

именно буддизма на даосизм и всю китайскую религиозно-философ-

скую традицию в целом, о ее ассимиляции в буддийской традиции,

а не наоборот.

Эпоха Суй-Тан (VI - X вв.) была в Китае периодом наивысшего

расцвета буддизма. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм

государственным учением. Однако уже в IX в. целым радом

антибуддийских декретов было закрыто и ликвидировано около 4600

монастырей и храмов. Борьба трех основных религиозных

Китая: буддизма, даосизма и конфуцианства - продолжалась, и в XIII

в. буддизм был вновь объявлен государственной религией империи. В

последующем он выступая в качестве оппозиционного официалъному

конфуцианству учения.

Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, довольно

успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, осо-

бенно в своей японской разновидности - дзен.

Буддизм На территории нашей страны буддисты

в нашей стране проживают в Бурятской, Калмыцкой и

Тувинской республиках, где распространен

ламаизм школы гелукла. Народами, населяющими эти регионы,

буддизм был воспринят еще в средние века.

Рост национального самосознания последних лет повлек за собой

возрождение традиционных ценностей, в первую очередь буддийских,

воспринимаемых как этноспецифичные. Вновь совершаются ла-

маистские и общебуддийские обряды, устраиваются празднества. Во

многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие все

более важную социальную роль. В школах обучают национальному

и тибетскому письму и языку, знакомят с историей буддизма, с осно-

вами тибетской медицины.

Кроме указанных районов традиционного распространения

буддизма все больше общин образуется в различных городах и ме-

стностях страны. Крупнейшей из них является Санкт-Петербургское

общество буддистов.

Глава IX

ХРИСТИАНСТВО

§ 1. Возникновение христианства

Общественно-исторические Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.

условия возникновения о несомненной близости первоначального

и распространения христианства иудейской общине эссенов

христианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки

в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у

эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -

ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-

логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-

века, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности.

Относительно быстрое распространение христианства в мало-

азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис

античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не

только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной знатью и

обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство

быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,

не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального

характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-

ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду

на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно

призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-

ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - через

познание божественной истины, которую принес на землю Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что в

христианства отличие от всех остальных религий мира

христианство не создано людьми, а дано че-

ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная

история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-

цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-

софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую

религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,

способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-

там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение

первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-

турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-

ненных представлений, а способствовало принципиально новому

учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения

оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.

50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до

н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской

традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,

и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве

внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-

на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути

познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение

Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем

как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,

о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы,

названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для

христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-

метное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижении

добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для

всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством

осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-

текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только

повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-

венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-

веческих ценностей зависит не от государственных требований, а

всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-

щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,

независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-

ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало

следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел

бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними" (Мф. 7:12).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

Наши рекомендации