Механизм развития и реанимационные мероприятия при брадикардии (ЧСС менее 60 в 1 мин)
Пароксизмальная предсердная тахикардия характеризуется предсердным ритмом 150-240 в 1 мин и частотой сокращений желудочков 110-120 в 1 мин за счет атриовентрикулярной блокады.
От трепетания предсердий отличается меньшей амплитудой зубца Р именьшей частотой.
Наиболее частая причина пароксизмальной предсердной тахикардии — гликозидная интоксикация.
Лечение предусматривает отмену сердечных гликозидов и назначение препаратов калия.
При пароксизмальной предсердной тахикардии с атриовентрикулярной блокадой электрическая кардиоверсия противопоказана.
Узловые экстрасистолы и ритмы
Узловые комплексы мало отличаются от обычных синусовых.
Ритм очень часто замедлен (40-60 в 1 мин) и является замещающим, поэтому его не следует подавлять.
Если же ритм желудочков резко замедлен и состояния больного ухудшается, необходимо ввести атропина сульфат или прибегнуть к учащающей электрокардиостимуляции.
Терапия узловых ритмов эффективна в тех случаях, когда удается устранить их причину: гликозидную интоксикацию, гипокалиемию, гипоксию, недостаточность кровообращения.
Единичные узловые комплексы не требуют специального лечения.
Асистолия
Асистолия бывает причиной остановки кровообращения.
Как правило, это происходит при тяжелых заболеваниях сердца.
Вероятность успеха реанимации при асистолии низкая.
Диагноз должен быть подтвержден на ЭКГ в двух отведениях, поскольку это состояние трудно отличить от мелковолновой фибрилляции желудочков.
Если все же диагноз вызывает сомнения, следует предполагать фибрилляцию желудочков и выполнять дефибрилляцию.
К числу патогенетических факторов асистолии относят метаболические нарушения — гиперкалиемию и предшествующий тяжелый ацидоз.
Они поддаются коррекции путем введения натрия гидрокарбоната.
Если характер нарушения ритма неизвестен/^ и возможна фибрилляция желудочков, проводить дефибрилляцию (как при фибрилляции желудочков).
Реанимационные мероприятия при асистолии
Если асистолия установлена →
Продолжать непрямой массаж сердца и ИВЛ →
Наладить внутривенную инфузию →
Адреналин — 0,5—1 мг внутривенно струйно →
Интубировать трахею →
Возможно применение натрия гидрокарбоната →
Установить причину ЭМД (гиповолемия, тампонада сердца,
напряженный пневмоторакс, гипоксемия, ацидоз, тромбоэмболия легочной артерии)
Наджелудочковая тахикардия
В основе наджелудочковых тахикардии с узкими комплексами QRS могут лежать разные патогенетические механизмы.
Лечение зависит от вида аритмии и состояния гемодинамики.
Если пароксизм сопровождается стенокардией, сердечной недостаточностью или артериальной гипотензией, показана немедленная синхронизированная кардиоверсия с начальной энергией разряда 100 Дж.
При бессимптомном течении прибегают к вагусной стимуляции (массаж каротидного синуса) с последующим внутривенным введением верапамила (5 мг в течение 5 мин) или пропранолола (1-3 мг внутривенно через каждые 5 мин, общая доза не более 0,1 мг/кг).
Быстрое внутривенное введение аденозина, хотя ! оно не упомянуто в рекомендациях Американской кардиологической ассоциации, также может быть весьма эффективным.
Аденозин вводят в дозе 6-12 мг внутривенно быстро, при отсутствии эффекта инъекции повторяют каждые 2 мин .
Если перечисленные меры не дают эффекта, переходят к внутривенному введению прокаинамида или кардиоверсии.
Реанимационные мероприятия при пароксизмалъной наджелудочковой тахикардии
Мерцание предсердий
Мерцательная аритмия ухудшает гемодинамику вследствие выключения предсердного компонента работы сердца, уменьшения времени диастолического наполнения желудочков при высокой ЧСС.
Следует отметить, что лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление синусового ритма (если возможно) и уменьшение ЧСС.
Тактика лечения определяется состоянием больного.
Различают стабильное и нестабильное состояние.
При нестабильном состоянии (стенокардия покоя, левожелудочковая недостаточность, артериальная гипотензия) рекомендуют следующий алгоритм лечебных мероприятий: экстренная кардиоверсия или введение верапамила внутривенно (5—10 мг в течение 15—20 с) или дилтиазема (20 мг внутривенно струйно в течение 2 мин), при необходимости каждые 5 мин.
При стабильном состоянии назначают: дигоксин — внутрь или внутривенно 0,75-1 мг в течение 12-24 ч, поддерживающая доза — 0,125—0,5 мг внутрь ежедневно; прокаинамид внутривенно (800— 1000 мг в течение 30—40 мин).
Проводят плановую кардиоверсию.
Трепетание предсердий.
Вследствие высокой ЧСС (около 150 в мин) методом выбора при трепетании предсердий является электрическая кардиоверсия разрядом 25-50 Дж.
Постреанимационное лечение.
Лечение реанимированных больных зависит от основного заболевания и направлено на поддержание стабильного сердечного ритма и гемодинамики.
Больного необходимо поместить в палату интенсивной терапии, где есть условия для постоянного мониторинга сердечной деятельности.
Нужно тщательно исследовать и своевременно корригировать электролитный состав и ОЦК, учитывая при этом предшествующее лечение (антиаритмическую терапию или электростимуляцию сердца).
Специфические средства лечения при остановке сердца и в ранний постреанимационный период приведены ниже.
1. Дофамин — сильный вазопрессор с альфа- и бета-адренергическим и дофаминергическим действием. В постреанимационный период (при восстановившемся кровообращении) его используют для лечения возникшей артериальной гипотензии.
Однако прежде чем его назначить, несколько минут наблюдают за больным, так как АД может восстановиться и без вазопрессоров.
2. Изопротеренол специфически стимулирует бета-адренорецепторы, в частности бета-2-рецепторы сосудов и бета-2-рецепторы сердца. Препарат следует использовать только для временного лечения гемодинамически значимой брадикардии, при которой атропина сульфат неэффективен. Для лечения ЭМД изопротеренол не применяют.
3. Приостановке кровообращения внутриаортальная баллонная контрпульсация неэффективна и не может использоваться как основной вид лечения. Если на момент остановки кровообращения баллонный катетер уже находится в аорте, контрпульсатор следует настроить на асинхронный режим работы.
4. Тромболитическая терапия. Внезапная смерть в результате острой ишемии миокарда составляет 20% случаев остановки сердца у не госпитализированных больных. Приемы реанимации, особенно если их выполняют неправильно, могут приводить к травмам, а последние при проведении тромболитической терапии могут быть источником кровотечения. Если же реанимация длилась не более 10 мин и проводилась правильно, она не является противопоказанием к тромболизису.
5. Применение барбитуратов во время реанимации не предотвращает ишемического повреждения мозга.
6. Ответственность за принятие решения о прекращении реанимационных мероприятий несет только врач. Никаких рекомендаций или правил, регламентирующих прекращение реанимации, нет.
Ее успешный исход во многом зависит от состояния больного до остановки кровообращения. Чем дольше продолжается реанимация, тем меньше шансов на успех, но это положение не абсолютно.
Нет ни одного неврологического признака (кроме возвращения сознания), наличие или отсутствие которого можно было бы с достоверностью расценивать как финал реанимации.
Решение о ее прекращении принимают индивидуально.
Основанием для этого являются гемодинамическая неэффективность общепринятых методов поддержания жизни.
Если остановка кровообращения несмотря на применение соответствующих лечебных мероприятий продолжается более 30 мин, вероятность того, что реанимированный выживет и будет выписан из стационара без стойких неврологических нарушений, практически равна нулю.
Реанимационные мероприятия продолжают более указанного срока в следующих случаях : при реанимации детей, при рецидивирующей фибрилляции желудочков.