Художественное воспитание в формирования духовной культуры школьников

Эстетическое освоение природы в формировании духовной культуры школьников

Г.С. Федьков

Аннотация: В статье, на основании изучения философской и педагогической литературы, эмпирических данных, эстетическое освоение природы рассматривается как основа формирования духовной культуры школьников. Организация эстетического освоения природы в педагогическом процессе включает: чёткое и полное представление учителем педагогических этапов, направленных на развитие у школьников способности переживать, элементарно эстетически познавать природно-прекрасное, посильно применять накопленный эстетический опыт в изобразительной и повседневной деятельности. Показано, что эстетическое освоение природы младшими школьниками в процессе её восприятия и изображения развивает у них: а) анализаторы, воспринимающие природно-прекрасное; б) обеспечивает в учебно-воспитательном процессе организацию эмоционально-чувственного контакта детей с природой; в) способствует активизации эстетической деятельности на темы природы и посильному созданию образа природы в собственном творчестве.

Ключевые слова: эстетическое освоение, природа, младшие школьники, духовность, духовная культура, эстетическая деятельность.

Эстетическое освоение природы рассматривается нами как способность ребёнка дифференцированно воспринимать, сопоставлять и оценивать различные её объекты и явления с позиций красоты. Объект (явление) рассматривается не сам по себе, а в его отношении к окружающей природе, оцениваемом как прекрасное, безобразное, гармоническое, причудливое, смешное, удивительное и т. д. В ходе эстетического оценивания устанавливается эстетическая ценность объекта, которая представляет собой особый класс ценностей, существующих наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Все виды ценностей (добро, польза, справедливость, красота, величие и т. п.) характеризуют значимость объекта для субъекта, которая определяется ролью данного объекта в жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества. Целью данной статьи является изучение возможностей эстетического освоения природы в формировании духовной культуры школьников. Нам предстоит выполнить следующие задачи: а) проанализировать научную литературу и рассмотреть такие понятия «как духовность», «духовная культура»; б) изучить возможности эстетического освоения природы в процессе её восприятия и изображения в формировании духовной культуры школьников.

Осмысление противоречивых событий, происходящих в современной молодёжной среде, приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности Республики Беларусь, поскольку независимость страны, её развитие и процветание возможно при условии соответствующего уровня культуры, умственных и нравственных сил, духовного здоровья и консолидации нации. Изучение педагогической литературы показывает, в современном общественном сознании происходит поворот к гуманистическим проблемам, к духовному миру человека. У педагогов возникает вопрос: «Какого человека необходимо воспитывать и формировать в ХХI веке?». Современное представление о нем включает доминирующее широкое образование, планетарное мышление, культурный плюрализм. Духовность понимается как такое состояние личного сознания, которое ориентирует действия и поступки человека во благо других людей, реализует любовь к ним. Считается, что и религиозная, и светская формы духовности в условиях цивилизации имеют общую основу – страсть к добру как желания блага для других. Духовность представляет собой обретаемое в жизни качество гуманистической личности. По своему характеру она (духовность) представляет собой абсолютно позитивное свойство человеческого рода и означает гармоническое сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности.

В научной литературе понятие «духовность» имеет несколько значений: «1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом» (1,с. 40).

Духовная культура представляет собой систему знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. «К духовной культуре обычно относят сферу производства, распространения и потребления результатов духовной деятельности; различные виды духовного творчества, образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации – печати, радио, кино, телевидения и культурно-просветительских учреждений … Духовная культура подразделяется на политическую, эстетическую и художественную, нравственную, научную и т. д. » (2, с. 167). Таким образом, духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, включающая в себя формы общественного сознания и их воплощение в материальных и духовных памятниках человеческой деятельности. Для данного исследования представляют существенный интерес следующие её компоненты: эстетический, художественный, нравственный, экологический, патриотический, идеологический. Как известно, они имеют социальный и индивидуальный уровни. Не случайно, духовное богатство человека проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к культуре, искусству, природе, Отечеству, государству, к его символам, внутренней и внешней политике и т. д. В этой связи педагогически важное значение приобретает эстетическое, художественное, нравственное, экологическое, патриотическое и идеологическое воспитание школьников.

Непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое отношение к ней в процессе восприятия искусства формирует у человека понимание красоты, способность наслаждаться красотой, прививает потребность в таком наслаждении и стремлении творить красоту. «Природа, - утверждал известный российский философ И.Ф. Смольянинов, - давала формы не только для собственного воспроизведения, но и для художественного воссоздания социального бытия людей. Она тысячами нитей вплеталась в творческую деятельность, становясь существенным звеном в духовной жизни всех без исключения народов, населяющих землю» (3, с.184). Таким образом, эстетическое освоение природы представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной, эстетически культурной личности, способной воспринимать и оценивать эстетически выразительные и прекрасные явления в окружающей действительности, в том числе и в природе. В нашем опыте в эстетическое освоение природы входит: 1) эстетический анализ её красоты и выразительности; 2) беседы о природно-прекрасном; 3) обогащение понятийного аппарата детей; 4) организация восприятия школьников; 5) применение речевой установки; 6) создание воспитывающих ситуаций; 7) игры; 8) высказывание педагогом своего отношения к природе; 9) применение различных средств наглядности; 10) практическая художественная деятельность на темы природы.

Практика показывает, уже в младшем школьном возрасте учащиеся могут осваивать разнообразную эстетическую ценность природы. Выделяя её эстетические признаки, они оперируют такими понятиями, как цвет, форма, запах, звук, величина, движение. Тем не менее, доминирующее положение в определении красоты природно-прекрасного занимает цветовая характеристика предмета. Приведём в качестве иллюстрации наиболее характерные ответы учащихся: «деревья красивы своими зелёными листьями», «зима красива белым снегом, а осень жёлтыми деревьями», «мне нравится белка, потому что она рыжая» и т.п. В суждениях учащихся третьих четвёртых классов о красоте растительного мира проступает образное восприятие природы, навеянное, скорее всего, уроками чтения. Например, «рябина кудрявая», «заснеженная берёза, словно покрыта серебром», «дуб-великан» и т.п. Красота звуков в природе у детей ассоциируется с пением птиц, запахи – с ароматом цветов. Однако, шум ветра в вершинах деревьев, шороха сухой листвы под ногами, треск сучьев, звон весенней капели, запах скошенной травы, хлебного поля, прелых листьев, зрелых ягод и т.п. для младших школьников ещё не приобрёл эстетического значения.

Оценочные суждения школьников хотя и содержат некоторые элементы эстетической заинтересованности, однако эти проявления весьма неустойчивы, эпизодичны. Эстетические представления детей тесно переплетаются с другими интересами, поэтому радость, которую они получают от непосредственных контактов с природой, связана, прежде всего, с тем, что именно ребёнок видит, слышит, ощущает, познаёт в игровой, трудовой и других видах деятельности. Бедность эмоционально-образного восприятия школьниками природы, ограниченность, не развёрнутость эстетических суждений говорит о недостаточном развитии у них умения видеть, эмоционально воспринимать природно-прекрасное. Это свидетельствует о том, что глаз у такого школьника не получает достаточного развития в восприятии многообразия цветовых сочетаний, красоты форм, движений; ухо – звуков, шумов, шорохов; осязание – в схватывании различной степени гладкости, шероховатости, твёрдости, мягкости, теплоты и холода; обоняние – в различении запахов и т.д.

Наш опыт показывает, полезно для развития у учащихся умения видеть, понимать, ценить и соответственно относиться к природе включение в учебную деятельность игр-предположений, игр-перевоплощений и т.п. Например, «Что было бы …?» – учитель начинает игру и предлагает учащимся продолжить. «Что было бы, если бы вдруг исчезли цветы, деревья, животные и др.». Дети высказывают свои предположения. Их обобщает, уточняет и дополняет учитель, вводя новые для школьников слова, объясняет их значение. Здесь они учатся осознавать уникальность каждого представителя животного мира, понимать беззащитность природы.

«Если бы вдруг я стал волшебником …» – учитель даёт установку учащимся мысленно перевоплотиться в волшебников и украсить природу по своему усмотрению. В этой игре мы направляем воображение младших школьников на придумывание действий и мероприятий, приумножающих красоту природы, воспитание у детей бережного отношения к ней. Характерно, что многие школьники в воображаемых ситуациях, помимо посадки зелёных насаждений, обязательно планировали «подмести дворы», «убрать мусор с газонов». Можно предложить школьникам воспитывающую ситуацию, связанную с отношением поведения человека в природе, например, оценить действия детей, ломающих деревья, обижающих птиц и т. п.

Эффективно для учебно-воспитательного процесса проведение такой игры накануне урока на тему «Ковёр из осенних листьев». Урок проходит на пришкольном участке в тихую, безветренную погоду. Учебные задачи урока мы ориентируем на: а) развитие у школьников умений видеть красоту осенней природы; б) формирование навыков составлять гармоничные цветовые сочетания; в) эстетически организовывать окружающую среду. Конечный практический результат работы – ковры, составленные школьниками из осенних листьев.

Алгоритм работы включает: 1) создание у учащихся представлений о красоте осенней природы - беседа по теме урока. В процессе эстетического анализа объекта природы важно обратить внимание школьников на разнообразие цветовой окраски осенних листьев, установить, в чём красота осени, в чём красота осенних листьев. Если ненастная погода не позволяет организовать процесс эстетического освоения природы на пришкольном участке, можно предложить детям репродукции о природе с картин известных художников. Обязательным условием здесь является тщательный подбор изобразительного материала – реалистическое изображение, соответствие теме и учебно-воспитательным задачам урока, качественная печать.

В работе по развитию у школьников умения видеть многообразие цветовых оттенков в предметах природы можно использовать заранее засушенные растения, цветы, листья деревьев и т.п. Взяв, например, лист клёна, мы предлагаем школьникам назвать все оттенки цвета, которые они видят в нём. Учитывая возрастные особенности детей и степень развития у них восприимчивости к цвету, предлагаем следующую схему для определения оттенков цвета. Сначала называем доминирующий в окраске лист, например, оранжевый. Затем – другие оттенки, которые видит школьник: жёлтый, зелёный и т. п. Проанализировав, таким образом, цветовую окраску природной формы, предлагаем учащимся назвать её цвет полностью. Сначала называем оттенки, которых меньше в окраске листьев (например, если оранжевый лист менее всего окрашен зелёным цветом, то его общая цветовая окраска обозначается нами как зелёно-оранжевая. Если в ней присутствуют жёлтые оттенки, которых несколько больше, чем зелёных, то обозначение листа уже будет зелено-жёлто-оранжевым. Такая схема, на начальной ступени художественного образования и эстетического освоения школьниками природы, полезно тем, что приучает их внимательно всматриваться в эстетическое многообразие природы, на уроках практической художественной деятельности не раскрашивать рисунки одним цветом, а составлять сложные цветовые красочные смеси;

2) создание у учащихся представлений о процессе работы над ковром из осенних листьев. Здесь обращаем внимание на использование симметричной и ассиметричной композиции, ритма, гармонии форм и цветовых сочетаний. С этой целью, по мере необходимости, можно провести игру-упражнение «Составь гармоничные сочетания …». Предлагаем школьникам несколько разных по форме и цветовой окраске листьев, чтобы они выбрали природные листья, гармонично сочетающиеся по цвету друг с другом; 3) на этапе материального воплощения изобразительных задач следим за выполнением школьниками рекомендаций, предложенных нами в процессе объяснения задания.

При подведении итогов урока, в критерии анализа выполненных работ включаем не только выразительность декоративного рисунка ковра (выразительность узора), гармонию форм и цветовых сочетаний, но и предполагаемое его функциональное назначение. Как правило, задача эстетической организации окружающей среды представляет собой украшенные осенними листьями дорожки пришкольного участка предполагаемые пешеходные переходы. Нередко «ковры» школьники располагают под кронами деревьев, создавая, таким образом, причудливые, привлекательные декоративные композиции, временно украшающие территорию школы. Заметим, в случае неблагоприятной ветреной или дождливой погоды, подобные задания можно успешно выполнять в классе или школьном коридоре.

Необходимым компонентом формирования у школьников ценностно-эстетических ориентаций в процессе эстетического освоения природы выступают ассоциации. Возникновение ассоциаций в связи с увиденным, услышанным, прочувствованным в природе помогает школьникам глубже проникнуть в её эстетическое многообразие. В ходе восприятия объектов и явлений природы они находят необычной формы деревья, похожие на «великанов», «сказочных воинов», опадающие листья напоминают многим из них «вертолёты», «сказочных птиц», «парашютики» и т.п. В отличие от традиционной методики, мы стремимся не только вызвать у детей при встрече с природно-прекрасным ассоциации, но и закрепить, материализовать их в осязаемой художественной форме. Так, например, показывая школьникам осенние листья разных деревьев, мы предлагаем установить, кого или что они напоминают, нарисовать на бумаге образ, навеянный восприятием природных форм. Задача оказывается непростой. При выполнении подобного задания первые минуты школьники растеряны и ничего не видят в форме листьев кроме листьев. После того, как учитель поясняет, что ему видится в той или иной природной форме, активность школьников заметно оживляется. Листья клёна в высказываниях детей «превращаются» в нарядные хвосты павлинов, сказочные кареты, листья каштана – в пальмы и т.п.

В процессе эстетического воспитания школьников средствами природы необходимо создавать такие условия, чтобы они могли получить гармонию впечатлений от различных состояний и настроений природы в разное время года и суток, в разные погодные условия: цветовой палитры неба, земли, воды, характер звуков, запахов и т.п. В качестве примера обратимся к уроку-экскурсии в природу. Цель экскурсии – накопление зрительных представлений о природе, которые пригодятся в дальнейшем на уроках практической художественной деятельности. Нам предстоит расширить и углубить представления детей о богатстве образов, форм, красок природы, об эстетической ценности её предметов, своеобразии звуков, шорохов, запахов и т. п.

Учебные задачи: а) формирование умений видеть эстетическое многообразие в природной среде; б) развитие способности эмоционально-чувственно отзываться на природно-прекрасное; в) воспитание чувства сопричастности к объектам и явлениям природы, понимание ей эстетической ценности.

Практика показывает, учителя редко используют воспитательные возможности природы в процессе её непосредственного восприятия школьниками. Не заостряя внимание на причинах такого положения отметим, что не обязательно, чтобы экскурсия проходила далеко за пределами учебного заведения. Рядом со школой, в том числе и на пришкольном участке, всегда можно найти эстетически привлекательные объекты, которые могут быть использованы в учебных целях. Важным условием здесь является: а) чёткое определение учебно-воспитательных задач; б) выбор маршрута экскурсии эстетически привлекательного, безопасного для жизни и здоровья детей; в) выбор объектов для наблюдения или практической художественной деятельности в соответствии с учебными целями и задачами.

В нашем опыте экскурсия начинается с установки, что знания и эстетические впечатления, получаемые школьниками в процессе непосредственного восприятия объектов и явлений природы, будут необходимы на последующих уроках тематического рисования. В предшествующей экскурсии беседе, используя знания детей, полученные ими на уроках природоведческого цикла, определяем признаки наступившей осени в неживой природе: уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, выпадение большого количества осадков в виде дождей. Затем обращаем внимание школьников на состояние природы (солнечно, пасмурно, дождливо), её свето-воздушную среду. Продуманный алгоритм восприятия природы способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей на разнообразные эстетические проявления природно-прекрасного. Учащиеся активно делятся впечатлениями от встречи с объектами природы, высказывают своё настроение от увиденного в природе. Особенно эффективны наблюдения за природой в облачный день, когда меняется освещение. Важно обращать внимание школьников на то, как влияет освещение на изменение цвета, как яркие жёлтые, оранжевые, красные пятна деревьев, освещённые выглянувшим из-за дождливых туч солнцем, по мере удаления, теряют выразительность формы, насыщенность цветового тона, приобретают голубоватый оттенок, окрашивающий лес на дальнем плане в голубой цвет. Затем внимание школьников было направлено на дорогу, которую многие из них сначала называли «грязной». Организованное восприятие репродукций картин А.К. Саврасова «Радуга», И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка» способствовало сопоставлению цвета дороги в искусстве и в реальности. В результате детьми назывались разнообразнейшие цветовые переходы: серо-коричневые, серо-сиреневые, то тёплые, то холодные. Учащиеся установили, что мокрые стволы деревьев темнеют, но писать их чёрной краской недопустимо, надо найти цветовой оттенок стволов по отношению к окружающим оттенкам.

В ходе наблюдений за предметами природы на открытом воздухе мы обращали внимание детей на то, как купол неба посылает рефлексы, которые хорошо заметны на выпуклостях земли, предметов, обращённых вверх; как изменяется цвет листвы в зависимости от освещения. Осязая поверхности стволов деревья, прислушиваясь к шороху под ногами сухой травы и опавших листьев, определяя запахи прелых листьев, и свежевспаханной земли они осмысливали эстетическую ценность, как отдельных предметов, явлений природы, так и целых природных комплексов.

Увидев журавлиную стаю, учащиеся с большим интересом наблюдали её, внимательно слушали журавлиную песню, давали ей определения: «печальная», «грустная», «прощальная».

В ходе экскурсии мы ненавязчиво напоминали детям, что красота природы легкоранима, беззащитна и нуждается в охране, бережном отношении к ней. Учащиеся осуждали людей, приносящих вред природе, высказывали мнение о том, что «нужно у охотников забрать ружья», «запретить убивать животных», «спиливать в городе деревья», «рубить лес» и т.п.

Мы обратили внимание на следующий факт: отношение детей к природе в начале и в конце экскурсии заметно менялось. Эстетическая деятельность, направленная на развитие у них способности переживать красоту и выразительность природы, на её элементарное эстетическое познание, вытесняла равнодушное (на первых порах) отношение к ней заинтересованным всматриванием, вслушиванием в природно-прекрасное. Они активно искали и находили необычное в обычном, давали эстетическую оценку природе такими словами как «красивое», «доброе», «смешное» и т.п., эмоционально реагировали на причудливое строение деревьев, красивые цветовые сочетания и т.п. Школьники радостно восклицали при встрече с необычном в природе, высказывали своё отношение к ней, делились впечатлениями.

В нашем опыте урок-экскурсию (эстетическое освоение природы) мы нередко совмещаем с уроками практической художественной деятельности. Первая часть урока-экскурсии – эстетическое освоение природы, вторая – выполнение натурных зарисовок. Успех интегрирования разнообразных видов учебной деятельности во многом связан с подготовкой учителя и учащихся к уроку. Необходимо: 1) приготовить небольшие планшеты, на которые будет прикрепляться лист бумаги для рисования, либо альбомы для рисования с твёрдой обложкой (у учителя, регулярно работающего с детьми на природе, всегда в кабинете находятся специально нарезанные куски фанеры размером формата альбома для рисования); 2) для быстрых зарисовок с натуры необходимо иметь мягкие карандаши (не твёрже 2В), мягкий карандаш даёт выразительную, живописную линию; 3) определить объекты для эстетического освоения природы с последующим рисованием; 3) малоопытному учителю необходимо хорошо знать психологический портрет класса для того, чтобы поддерживать в ходе урока надлежащую рабочую дисциплину.

Изучение возможностей эстетического освоения природы в формировании духовной культуры школьников показывает, что: 1) учащиеся способны эмоционально-чувственно реагировать на природно-прекрасное; 2) осваивать эстетическую ценность предметов и явлений природы, различные её состояния и настроения; 3) эстетически осваивать цветовую палитру неба, земли, деревьев, кустарников, травянистых растений; 4) разнообразие звуков - шорох опавших листьев, крики и пение птиц и т. п.; 5) причудливые формы природно-прекрасного; 6) характер формы, движения животных, эстетические образы природы; 7) осознавать необходимость бережного отношения к природе. Осмысление школьниками природно-прекрасного должно быть направлено на понимание её многообразной эстетической ценности как факта существования самой природы, в том числе и человека, как части природы.

Литература

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

2. Эстетика: Словарь /Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

3. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.

Федьков Григорий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова».

210041, г. Витебск, проспект Победы, 37, кв. 122.

Тел. домашний 80212 51 74 31, моб. 219 49 36 (МТС).

Паспорт: АВ 0359740 выдан 12 03 1999 года Кобринским ГРОВД Брестской области. Личный номер 3040154С018РВО

Художественное воспитание в формирования духовной культуры школьников

Федьков Г.С.

Аннотация: С распадом Советского Союза в ряде стран бывших союзных республик существенной ревизии подверглись ценности старших поколений, носившие ярко выраженный интернациональный и патриотический характер. Существующая в белорусском обществе межнациональная стабильность является не чем иным как проявлением патриотизма народа, стремления к справедливости. Однако, для устойчивого развития государства необходимы сознательные и целенаправленные усилия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе и школьного предмета «Изобразительное искусство», направленные на формирование у подрастающего поколения патриотических чувств. В данной статье освоение школьниками специфического языка искусства сориентировано на понимание его как части человеческой культуры, приобщение к которой способствует осознанию подрастающим поколением красоты природы родного края, знакомству с героическим прошлым своего народа, пониманию его духовной красоты. Показана необходимость развития в практической художественной деятельности органов внешних чувств детей как проводников эстетических впечатлений, необходимость накопления опыта общения школьников с прекрасным в действительности и искусстве.

Ключевые слова: художественное воспитание, художественное восприятие, изобразительное искусство, духовная культура, эмоциональная отзывчивость, язык искусства.

Художественное воспитание в общеобразовательной школе представляет собой процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им. Однако эффективность его воспитательного воздействия во многом зависит от культуры художественного восприятия. Учёный, педагог, художник Б.М. Неменский считает, что задача общеобразовательной школы в области преподавания изобразительного искусства – учить искусству видеть и изображать увиденное; понимать изображённое, украшенное, построенное; видеть искусство в окружающей жизни; видеть богатство, разнообразие красоты. Очень часто люди смотрят, но не видят, даже не догадываясь об этом (1, с. 127-132).

В научной литературе восприятие рассматривает как прямое отражение предметов действительности в сознании человека, формирование их «целостных» образов. Такое восприятие (перцепция) даёт человеку информацию об объектах действительности, их материальных свойствах, строении, связи с другими объектами. Произведение искусства, как материальный предмет, также воздействует на наше зрение, отражается психикой, но этим перцептивным актом художественное восприятие не ограничивается. Воспринимая картину, мы не стремимся узнать о свойствах холста, красок и т. п. Художественному восприятию перцепция этого предмета необходима для более сложного, протекающего на интеллектуальном уровне психики процесса постижения идеи, заложенной в произведении, в постижении художественного образа. Таким образом, важная роль в художественном восприятии принадлежит интеллектуальному постижению значения выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. Это даёт основание активно использовать его воспитательные возможности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. При этом ошибаются те педагоги, которые видят в произведении искусства только предмет эстетического наслаждения, не учитывают его возможности в формировании духовно богатой личности школьника.

Целью данной статья является исследование возможностей художественного воспитания школьников на занятиях по изобразительному искусству.

Нам предстоит решить следующие задачи: 1) изучить научно-методическую литературу; 2) на основании педагогического опыта определить условия, влияющие на эффективность художественного воспитания школьников в процессе восприятия искусства.

Восприятие на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе решает три основные задачи: 1) развитие способности эмоционального переживания в связи с содержанием произведения и умения выразить своё отношение к нему в беседе с окружающими – с учителем, одноклассниками; 2) развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественного образа; 3) формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.

Формируя способность эмоциональной отзывчивости, эмоционального переживания школьниками содержания произведения искусства, необходимо воспитывать представления у детей об изобразительном искусстве, которое отражает жизненные события свойственным ему языком (цвет, форма, композиция, освещение, объём и т.д. Важно показать учащимся, что художник не просто рассказывает интересные сюжеты, а выражает своё отношение к изображаемому, передавая его специфическим языком искусства: в живописи – это композиция, цвет, форма; в графике – линия, штрих, пятно, точка; в скульптуре – движение, пропорции, жест, объём; в декоративно-прикладном искусстве – цвет, узор, ритм.

Как показывает практика, формирование у школьников умения выразить своё отношение к произведению искусства является необходимой и сложной задачей восприятия искусства. Решение её связано не только с опытом общения школьников с произведениями искусства, но и с имеющимся у них жизненным опытом, с тем багажом гуманитарных знаний, который они приобрели на других школьных предметах, и, конечно, с уровнем их художественных знаний, умений и навыков в области практической художественной деятельности. Практическая художественная подготовка в художественном воспитании школьников является основополагающей. Она развивает у них умение видеть сложные цветовые оттенки, гармонию цветовых сочетаний, красоту форм, пропорций, движений и т. п.

В ходе анализа сюжета произведения необходимо обращать внимание учащихся на роль цвета, выразительность композиции, психологическую характеристику, изображённых в картине людей и т. д. в раскрытии замысла произведения. Полезны, на первых порах общения школьников с произведениями искусства, высказывания учителем своего мнения о произведении.

Знакомя школьников с трудом художника, необходимо подчеркнуть, что не одним умением хорошо рисовать и писать создаются настоящие произведения искусства. Кроме умения изображать, художник обязан думать, мыслить, чувствовать. При этом мыслить глубже, чем заурядный зритель, чувствовать горячее.

Следует сказать, в процессе восприятия искусства решаются три основные проблемы: 1) дидактическая; 2) культурологическая; 3) воспитательная. Дидактическая - связана с обучением школьников решению в собственной практической художественной деятельности основных групп учебных художественных задач – композиция; форма, пропорции, конструкция; цвет (освещение); пространство; объём. Культурологическая – приобщение школьников к произведениям искусства как части общечеловеческой культуры. Воспитательная – формирование мировоззрения школьников, убеждений, способов поведения и деятельности.

Прежде, чем привести школьников на выставку, необходимо чётко определить учебно-воспитательные задачи экскурсии и те произведения, на которые следует обратить внимание школьников. Полезно в процессе восприятия картин использовать знания школьников, полученные ими не только на уроках изобразительного искусства. Важно проинструктировать учащихся как себя вести в пути следования до выставочного зала и – на выставке картин. Однако, чаще всего выполнение задач восприятия искусства учителю приходится выполнять по репродукциям с картин, предлагаемых школьной программой в условиях класса.

Взаимосвязь дидактических, культурологических и воспитательных задач в процессе восприятия школьниками искусства обусловлена специфическим языком изобразительного искусства. Вряд ли имеет смысл развивать способность эмоционально переживать содержание произведения, если у ребёнка не развита восприимчивость к цвету, если он не видит красоту форм, движений, пропорций и т. п. В тоже время способность различать цвета и их оттенки, как показывает наш опыт, можно эффективно развивать в процессе восприятия произведений живописи. Так, например, чтобы избежать штампов (типа: небо голубое, трава зелёная, вода синяя) характерных для детских рисунков, мы в процессе объяснения нового материала, анализируя цвет натурных объектов, которые следует нарисовать школьникам, обращаем их внимание на то, как аналогичные предметы изображал художник. Например, перед тем как нарисовать небо, мы наблюдаем его из окон класса. Предлагаем школьникам установить какое небо по цвету, где оно более светлое, в зените или ближе к линии горизонта, где небо теплее и где холоднее. Закрепление полученных наблюдений осуществляем по репродукциям с картин художников и в практической художественной деятельности. Так, установив цвет неба в природе, обращаем внимание школьников на то, какие краски смешивал художник, чтобы получить аналогичный цвет неба на своей картине. Используя метод зрительного диктанта, вместе со школьниками смешиваем те краски, которые соответствуют цвету неба, в момент его изображения. Заметим, добиваясь сложности цветовых оттенков необходимо учитывать возрастные особенности детей и их подготовленность к подобной работе, и, конечно, цвет неба на репродукции, должен соответствовать реальному состоянию цвета неба в природе. Чтобы закрепить полученные зрительные представления, можно предложить детям игру "Составь цвет неба". Для этого нам понадобятся заранее приготовленные цветные карточки, разложив которые в определённой последовательности, школьники получат цвет неба, изображённого на репродукции. В зависимости от степени готовности к подобной работе игу можно усложнять. Например, добавить в стопку карточки, цвет которых не соответствует цвету неба на репродукции.

Если на уроке школьники рассматривают несколько картин, на которых небо изображено в разное время суток или в разные погодные условия, то можно предложить игру: "Небо в разное время суток". Игрок выбирает приготовленные учителем цветные карточки и раскладывает их в такой последовательности, чтобы они имитировали изменение цветового тона неба при разных погодных условиях, в разное время суток. Таким образом, организация восприятия школьниками произведений изобразительного искусства может быть тесно связана не только с воспитательными, но и с дидактическими учебными задачами.

Наши рекомендации