Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История религии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
История религии
Направление подготовки
032700 Филология
Профиль подготовки
_____________________
Квалификация (степень) выпускника
Специалитет
Форма обучения
очная
Нефтекамск
2012
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины (модуля) История религии - подготовить студентов к выработке собственного подхода к восприятию религии и осознанию ее роли в культурном наследиичеловечества.
Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с историческим развитием и доктринальными особенностями ведущих религий мира, и на этой основе показать роль религий в складывании современного общества.
Программа курса «История религии» разработана для преподавания в 2-4 курсах разных специальностей. При этом религия понимается как феномен культуры, как мировоззрение, как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль. Поэтому данный курс является компонентом гуманитарного образования и осуществляется в культурологическом аспекте.
В мире быстро растет интерес к религиозному фактору общественной жизни. Во многом это определяется трагическими событиями последних лет, которые многие аналитики поспешили объявить «войной цивилизаций». При всей спекулятивности подобных суждений они акцентируют внимание на мировоззренческих, духовных причинах кризиса современного общества. Разрушение привычных социальных ролей, дезорганизация больших сообществ и структур, рост культурной фрагментарности и, как следствие, кризис идентичности — это характерные явления глобализованного мира. Глобализация экономического и информационного пространства, призванная объединить человечество, на деле все больше способствует его расслоению, формированию совершенно новых социальных границ и психологических барьеров. Эта угроза вызывает фундаменталистский «ответ» — агрессивное неприятие любых новаций, якобы противоречащих культурному, историческому, религиозному наследию.
В сложившихся условиях чрезвычайно важной задачей является знакомство подростков с духовно-нравственной основой религиозного мировоззрения, тесной связью религий с культурно-историческим прогрессом человечества. Предметом изучения в этом случае становится не столько догматика или обрядовая сторона религиозного опыта, сколько мировоззренческая направленность конфессиональных культур. Оформление компетентного, объективного взгляда на роль религий в современной истории может помочь в преодолении угрозы нарастания этноконфессиональной вражды, воспитании толерантного отношения к представителям других народов и культур, формировании более глубокого понимания происходящих в современном обществе перемен, обеспечению свободы мировоззренческого самоопределения учащихся, обоснованного выбора взглядов и убеждений.
Место дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- способностью работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) История религии.
Общая трудоемкость дисциплины История религии составляет 72 часа, 2 зачетные единицы
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лек. | Сем. | КСР | Сам. раб. | |||||
модуль 1 | ||||||||
Тема 1. Возникновение и первоначальные формы религии. | 1-2 | (2ч.) | (2 ч.) | работа на семинарах | ||||
Тема 2. Религия и ее роль в истории и культуре человечества. | 1-2 | (2ч.) | ( 2 ч.) | работа на семинарах | ||||
Тема 3. Многообразие и классификация религий. Религиозные культы и верования первобытного общества. | 3-4 | (2 ч.) | (2 ч.) | (2 ч.) | коллоквиум, работа на семинарах | |||
Тема 4. Религии древнего Средиземноморья. | 3-4 | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | ||||
Тема 5. Возникновение христианства. | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | |||||
Тема 6. Православие на Руси. | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | |||||
Тема 7. Католическое христианство. | 6-7 | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | ||||
Тема 8. Протестантизм. | 8-9 | (2 ч.) | (4 ч.) | тестирование, работа на семинарах | ||||
модуль 2 | ||||||||
Тема 9. Иудаизм. | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | |||||
Тема 10. Ислам. | (2 ч.) | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | ||||
Тема 11. Индуизм. | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | |||||
Тема 12. Буддизм. | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, коллоквиум | |||||
Тема 13. Религиозные и моральные учения Китая и Японии. | 13-14 | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | ||||
Тема 14. Нетрадиционные религии. | 13-14 | (2 ч.) | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | |||
Тема 15. Религия и общество. | 15-17 | (2 ч.) | (2 ч.) | тестирование, работа на семинарах | ||||
Итого |
Итоговый контроль – зачет. Условием допуска к зачету является выполнение самостоятельных заданий.