Темы докладов и сообщений. 1. Проблемы культуры в работах П
1. Проблемы культуры в работах П. Сорокина [4, 7]
2. Культура как система ценностей [3, 6].
3. Развитие техники и судьбы культуры [1, 2].
4. Природа и техника [2].
5. Культура в социологической традиции[3,4,5,6]
Семинар 3
Культура и личность
1. Человек как субъект культуры.
2. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций.
3. Нормы как регулятор поведения человека в обществе.
4. Социализация и инкультурация.
5. Психоаналитическая концепция культуры.
Основные понятии:идеал, мотив, потребность, регулятив, целеполагание, норма, обычай, традиции, сублимация, культурная идентификация, смыслополагание, архетип, коллективное бессознательное.
Основная литература
К вопросу 1
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — С. 82-91
2. Культурология: Учебное пособие/ Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 196-209
3. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. — С. 14-15
4. Свасъян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. — 1987. № 6.
К вопросу 2
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 134-162
2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 196-209
3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 53-57
К вопросу 3
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 134-162
2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 196-209
3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 53-57 с.
4. Апресян Р.Г. Талион и Золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 72–84.
К вопросу 4
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — С. 92-109
2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 233- 244,
К вопросу 5
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — С. 92-109
2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 37-44
3. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 33-39
4. Культурология / Е. В. Головнёва, Н. В. Горюцкая, Н. П. Деменкова, Н. В. Рыбакова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 15-16.
5. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – С.65-134.
6. Юнг К.Г., Подход к бессознательному //Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991, С. 304
7. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Х91 Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- С. 104-131 с
Дополнительная литература
1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. С. 5–28.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 31–37.
3. Ганди М. Речи и статьи о ненасилии // Мораль в политике: Хрестоматия. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 155–214.
4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 1998–2004. С. 9–31, 164–165.
5. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 229–309.
6. Колтыпина М.В. Ненасилие – социально-политический механизм гражданского общества // Ценности гражданского общества и личность. М.: Гардарики, 2001. С. 92–104.
7. Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 2 §4-5).
8. Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 13)
9. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 98–119.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 24–44, 284–320.Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998; М.: Высш. шк., 2005. – С.257–261.
11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон - М.,1996. – 340 с.
Методические указания
Цель занятия заключается в изучении личностного измерения культуры, видов ценностей, культурных регуляторов поведения, механизмов вхождения в культуру и особенностей психоаналитической концепции культуры.
Субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира «второй природы». Чтобы стать творцом культуры, человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкультурации. Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира социальных отношений. Человек как субъект культуры может выступать на уровне личности, малой, большой социальной группы и человечества в целом.
При подготовке к занятию необходимо выявить общие и специфические черты «социализации» и «инкультурации», определить их роль в становлении личности.
Следует рассмотреть способы передачи социального опыта, раскрыть механизм культурной идентификации. Привести примеры ситуаций, в которых культурная идентичность как проблема, возникает для каждого человека.
Дайте определение ценности. Определите соотношение понятий: ценность и полезность, ценность и значимость, ценность и потребности человека. Приведите примеры бытового и научного понимания ценности.
Определите субъективное и объективное начала в структуре ценностей. Охарактеризуйте функционирование ценности на уровне личности, группы, нации. Ценность как мотив, цель и закрепленный в культуре продукт человеческой деятельности. Приведите примеры.
Нормы - правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать, то есть выступают как схема культурной жизни. Культурные нормы выступают как разрешение и запрещение. Рассмотрите следующие виды норм: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу, мода, вкус, увлечения, верования, знания. Найдите им определения. Приведите примеры.
Поведение человека определяется не только его сознанием, но и глубинными факторами ее психики, обусловливающие состояние личности. Психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации называется психоанализ. Основоположником современного психоанализа считается австрийский ученый З. Фрейд.
В основе фрейдовского открытия лежит феномен бессознательного. Детально рассмотрите все элементы психики с учетом их взаимодействия (Оно, Я, Сверх-Я).
Необходимо определить способ, которым культура проводит в жизнь свои цели (сублимация), рассмотреть механизм формирования "Сверх-Я" (социализация, интериоризация).
Проанализируйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой» [5]. Определите причину, по которой культура выступает как репрессивный механизм.
Изучите изначальные культурные источники бессознательного, открытые К.-Г. Юнгом. Подберите определение понятиям «коллективное бессознательное» и «архетип». Раскройте механизм их функционирования. Определите различия во взглядах Юнга и Фрейда на природу бессознательного.
Рассмотрите концепцию социальной природы бессознательного Э. Фромма и А. Адлера. Сопоставьте взгляды З. Фрейд и Э. Фромма на природу человеческой деструктивности; А. Адлера и К.-Г. Юнга на сущность человеческой личности.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Назовите характеристики субъекта культуры?
2. Назовите малые и большие социальные группы.
3. Какова роль творчества в процессе становления личности?
К вопросу 2
1. Что такое ценности культуры? Ценность и оценка?
2. Какова классификация и структура ценностей?
3. Что такое ценностные ориентации?
4. Опишите механизм действия ценностей.
5. Какова причина возникновения ценностных конфликтов?
К вопросу 3
1. Какие культурные нормы Вам известны?
2. Дайте определение понятиям: традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, закон, мода, верования и знания.
К вопросу 4
1. Что такое культурная самоидентичность?
2. Что общего и различного между социализацией и инкультурацией?
3. Назовите основные этапы становления культурной идентичности индивида.
4. Какие процессы включает в себя механизм идентификации?
К вопросу 5
1. Что представляет собой культура, по мнению З. Фрейда, каковы ее функции? Изобразите структуру культуры графически.
2. Почему, по мнению З. Фрейда, человек испытывает враждебность по отношению к культуре?
3. Как З. Фрейд оценивает искусство и культурные идеалы?
4. Какие стадии формирования религиозных представлений выделяет З. Фрейд?