Способствующие развитию у детей умения определять характер музыки
"Прогулка"
Цель:Различать спокойный и бодрый характер музыки.
Муз. Материал: "А я по лугу "- р.н.м., "Марш"- Гуно.
1. Дети, разделенные на 2 подгруппы сидят полукругом около инструмента. При исполнении муз. Произведения спокойного характера, дети 1 подгруппы должны хлопать руками по коленям. При исполнении "Марша" дети 2 подгруппы хлопают в ладоши. Произведения исполняются несколько раз в разной последовательности.
2. Дети делятся на 2 команды. Под спокойную музыку гуляют простым хороводным шагом, дети 1-ой команды (с окончанием звучания, остаются на месте). Под бодрую - маршируют дети 2-ой подгруппы. Произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. С окончанием звучания соревнуются в ловкости: кто скорее займет свое место.
3. Дети стоят в двух кругах. Под музыку бодрого характера дети одного круга маршируют. Под музыку спокойного характера хороводным шагом идут дети другого круга. Исполнение муз. Произведений варьируется.
"Снеговики и снежинки"
Цель: Различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
Муз. Материал: Старинный русский вальс.
« Школьная полька» - Островский.
1 вариант:Дети разделены на 2 группы. Под музыку вальса дети одной
группы «снежинки» - плавно вращают кистями рук. Под музыку польки дети второй группы «снеговики» хлопают в ладоши. Произведения исполняются 6-8 раз в разной последовательности. По желанию победителей исполняется любая песня или игра зимней тематики.
2вариант:«Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен зала. При звучании польки, в зале двигаются шагом польки «снеговики». Во время звучания вальса - бегают, плавно кружась "снежинки". Произведения исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания музыки «снеговики» ловят «снежинок».
"Медведь, лиса и заяц".
Цель: Различать регистр и характер музыки.
Муз. Материал: «Медведь» - Ребикова.
«Лиса крадется» - Тиличеевой. «Зайчиха» - Тиличеевой.
Дети сидят за столами, поставленными в 3 ряда. Это команды: «Зайчик», «Мишка», «Лисичка». Детям раздаются карточки с изображением животных, соответствующих названию команды. Педагог предлагает внимательно слушать музыку и поднимать карточку, соответствующую звучащему регистру или характеру музыки. Произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. По желанию победителей исполняются любая песня о животных.
(см. сб. "Большой хоровод" - Зимина)
"Мы из мультфильмов"
Цель: Различать характер музыки.
Муз. - дид. материал: «Марш» -Тиличеевой
«Монгольская песенка» - Глиэра
«Звонкая песня» - Негго.
В отдалении друг от друга на стульях сидят куклы. Дети делятся на 3 команды: «Буратино», «Чебурашка», «Красная Шапочка» и группируются около соответствующих игрушек. Дети соревнуются в умении слушать музыку и передавать ее характер в движении. Когда звучит фрагмент торжественного марша - марширует команда «Буратино», когда звучит «Монгольская песенка» начинает движение команда «Красная шапочка», а когда звучит спокойная музыка - идет команда «Чебурашка». Каждый из членов команды должен оставаться на том месте, где его застала смена движения, а не бежать к стулу с игрушкой. Марши исполняются в разной последовательности. В конце проводится соревнование «Кто скорее соберется у своей игрушки».
«Разноцветные клоуны».
Цель: Совершенствовать умение различать жанр и характер музыкального произведения.
Муз. -дид. материал: «Марш» -Ж. Визе
«Галоп» - Красева
«Чешская народная полька».
В разных местах зала лежат три обруча желтого, зеленого и красного цвета. Дети делятся на 3 команды, в колпачках, соответствующих цвету обруча, встают вокруг него. Педагог предлагает под звуки марша маршировать по комнате клоунам в красных колпачках, под звуки плясовой мелодии, танцевать в пространстве комнаты клоунам в желтых колпачках, а на звуки галопа скакать, перемещаясь по комнате, клоунам в зеленых колпачках. Мелодии исполняются в разной последовательности. По окончании звучания каждая команда выстраивается около своего обруча. Победитель, тот, кто скорее и красивее это исполнил.
«В лесу».
Цель: Различать регистр и характер музыки.
Муз. -дид. материал: Грамзапись: «Медведи»,
«Зайчики»,
«Птички».
Дети сидят за столами, поставленными в 3 ряда. За каждым столом находятся двое детей - старшего и младшего возраста. Им выдается одна фигурка, изображающая зверя или птицу. Первый ряд получает фигурки медведей, второй ряд - зайцев, третий - птиц.
Педагог: - Сейчас мы будем играть в игру: «В лесу». Живут в нем разные звери и птицы. Среди этих зверей есть большой и неуклюжий медведь. Он громко рычит и любит низкие звуки. Вот такие /играет/. А зайчик - маленький и ловкий. Он любит прыгать легко, ему нравятся средние по высоте звуки. Послушайте их: /играет/.
Птички певчие с дерева на дерево летают, нежными, высокими голосами поют: Послушайте, /исполняет мелодию на высоких звуках/.
Перед вами фигурки зверей и птиц - по одной на двоих, чтобы старший помогал младшему музыку слушать, а вместе они помогли бы зверюшкам плясать. птичкам летать, когда будет звучать той высоты, которая им нравится. Педагог включает грамзапись. Дети изображают движения зверей покачиванием, постукиванием фигурок о стол, проведением руки с изображением птички над столом. В конце игры педагог отмечает тот ряд, дети которого не ошибались в выполнении заданий, затем все слушают в грамзаписи произведения, соответствующее образу того животного, которого «изображали» победители игры.
«Козлята и волк».
Цель: Различать форму, характер, средства выразительности.
Муз. - дид. материал: «Волк» -Ломовой
« Козлята» -Ломовой.
Выбирается ребенок старшего возраста на роль «волка», остальные дети «козлята». Педагог предлагает детям послушать музыку, характеризущую образы козлят и волка. Затем предлагает детям внимательно слушать: как только зазвучит музыка бодрая, легкая, отрывистая - «козлята» должны прыгать и скакать по «полянке», а как только зазвучит музыка бодрая, но суровая, выскочит на «полянку» и «волк», и будет двигаться широкими прыжками. Козлята же должны убегать с полянки, как только появится волк. Педагог исполняет музыку, характеризующую образы волка и козлят не однократно, в разной последовательности. Игровое упражнение проводится до тех пор, пока в роли волка не побывают все дети старшего возраста.
Игры - упражнения, способствующие развитию у детей умения