Терминологический минимум. по мировой художественной культуре
по мировой художественной культуре
АНИМИЗМ – вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Первая стадия религии.
АСКЕТИЗМ– принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. В христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах.
БАРОККО – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы с конца XVI до середины XVIII в. Для него характерны преувеличенный пафос, парадность, аллегоричность, пышная декоративность. Известные мастера: П. П. Рубенс, В. Растрелли (Зимний дворец, Царское Село).
БУДДИЗМ – одна из древнейших мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Древней Индии, ставшая впоследствии основной и фундаментом специфического типа культуры всей Юго-Восточной Азии.
ВИТРАЖ– картина или орнаментальная композиция (в окне, двери, нише), выполненная из прозрачного цветного стекла.
ГОТИКА – художественный стиль, возникший в середине XII века. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре (собор Парижской богоматери, Шартрский, Реймский, Амьенский соборы во Франции; Кельнский собор в Германии). Характерная черта этого стиля – синтез архитектуры с подчиненными ей скульптурой и прикладными искусствами.
ГУМАНИЗМ (лат. ‘человеческий, образованный’) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит вера в безграничные возможности человека. Это направление общественной мысли, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости и человечности – желаемой нормой отношений между людьми.
ЖАНР – совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт), авторским отношением (карикатура, шарж) или способом их истолкования (аллегория, фантастика).
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во французской живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, лепка форм отдельными мазками чистых красок.
ИСКУССТВО– один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.
ИСЛАМ– одна из трех мировых религий, возникшая в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Основателем является пророк Мухаммед. Основные положения монотеистического вероучения изложены в священном тексте Коран.
КЛАССИЦИЗМ– художественный метод и стиль, характерный для европейского искусства XVII – XVIII вв. Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наиболее последовательное выражение классицизм получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.- Б. Мольер, Н. Пуссен). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги.
КОНСТРУКТИВИЗМ – одно из главных направлений авангарда начала XX в., поставившее в центр своей художественной практики категорию конструкции. Русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков. Конструктивисты советского периода видели главное назначение своего искусства в создании агитационно-пропагандистской продукции; в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов обихода) по художественно-функциональным принципам. Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм становятся главными категориями в конструктивизме.
КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА – культура средневекового придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств.
МОДЕРН– движение в искусстве, которое возникло на рубеже XIX и XX вв. в европейских странах. Главной идеей модерна было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Характерными для этого стиля особенностями были изогнутые, текучие формы, гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Мечта модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий – вызвала переворот в прикладном искусстве. Модерн был синтезом европейских и восточных художественных традиций.
МОДЕРНИЗМ – понятие, употребляемое для характеристики искусства конца XIX – середины XX в. Модернизм включает в себя различные течения: от крайних форм натурализма до абстракционизма. При всем различии этих течений всех их объединяет отрицание реализма в искусстве, утверждение крайнего субъективизма. Модернизм включает в себя две противопоставленные друг другу тенденции. Одна – это тяга к иррациональному. Другая тенденция – стремление к абсолютной рационалистичности, к безупречной геометрической правильности. Теоретической основой искусства модернизма явились концепции А. Бергсона, К. Г. Юнга и др.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – это, с одной стороны, художественное течение в литературе и других видах искусства второй половины XX века, с другой стороны – часть влиятельного комплекса мировоззренческих представлений нашего времени.
РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ) – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от Средних веков к Новому времени. Основной идейный стержень всей культуры этого периода – гуманизм. Наиболее известные мастера: Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан.
РЕФОРМАЦИЯ– общественное движение XVI в., начавшееся как борьба за реформирование римско-католической церкви и приведшее к созданию протестантской церкви. Ведущие деятели Реформации – Мартин Лютер, Ян Гус и Жан Кальвин.
РОКОКО– художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Для рококо характерны интимность, прихотливая орнаментальность, асимметричность и сложность извилистых линий. Стиль аристократических будуаров и салонов.
РОМАНТИЗМ – течение в искусстве европейских стран, оформившееся в начале XIX в. и нашедшее широкое отражение в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, ранний А. Пушкин, М. Лермонтов), в музыке (Ф. Шуберт, Ф. Лист), в живописи (Э. Делакруа, О. Кипренский, К. Брюллов). Романтизм противопоставляют классицизму и, с другой стороны, реализму. Для романтиков характерны субъективизм, некоторая склонность к мистицизму, поиск новых форм самовыражения.
СИМВОЛИЗМ– направление в искусстве на рубеже XIX и XX веков, представители которого противопоставляли искусство действительности и пытались с помощью символов выразить в художественных произведениях или гамму неясных чувств, или тайны мистического, потустороннего мира.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – стиль советского искусства, сформировавшийся к 1930-м гг. и обслуживавший потребности тоталитарного общества. Теоретическая основа соцреализма – марксистская идеология. Яркий пример произведения соцреализма – роман М. Шолохова «Поднятая целина», в котором решена основная задача стиля – показать «действительность в ее революционном развитии» в целях воспитания масс в духе коммунистических идеалов.
ТОТЕМИЗМ– отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.
ФЕТИШИЗМ – воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное.
ФРЕСКА – живопись водяными красками по сырой штукатурке.