III. Изучение нового материала.
– Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Беседа.
– Какие чувства переживает поэт?
– Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?
– Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.
– Почему он использовал такие разные сравнения?
– Каким настроением наполнено стихотворение?
– Как его нужно читать?
џ Словарная работа.
Обветшалая – пришедшая в ветхость.
Ветхая – разрушающаяся от старости, дряхлая.
Лачужка – небольшая плохая изба, хижина.
Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.
IV. Итог урока.
– Что удивило, поразило?
– Какие чувства в вас затронул урок?
Домашнее задание:приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» (с. 90–91, часть 1-я), по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.
Урок 19
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО
СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ
САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать многоплановость творчества поэта, яркость языка поэзии
А. С. Пушкина; учить детей отличать добро и зло, развивать мышление, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель вывешивает на доску часть рисунков с предыдущего урока и рисунки, выполненные детьми к данному уроку.
– Посмотрите, ребята, на ваши работы, выполненные ко вчерашнему уроку, и рисунки, сделанные к сегодняшнему.
– Что заметили?
– Да, от предыдущих работ веет радостью, задором, а новые ваши рисунки наполнены чувством тоски, безысходности. Вчера вы использовали яркие краски, а сегодня – серые, мрачные, точно так же как и А. С. Пушкин в своих стихах.
– Послушаем стихотворение «Зимний вечер», чтобы еще раз понять и ощутить, как бесконечно одиноко и горько было поэту в ту пору.
Учащиеся читают или рассказывают наизусть стихотворение.
– Чье чтение тронуло вас сильнее всего?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу...
– Знакомы вам эти строки?
– Откуда они?
– Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
– Александр Сергеевич Пушкин кроме удивительных стихов писал и замечательные сказки. А любовь к сказкам ему привила няня – Арина Родионовна. Именно благодаря ей будущий поэт полюбил русские народные сказки. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал сказки народные.
– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
– А сегодня у нас «в гостях» «Сказка о царе Салтане...».
На первом уроке учитель читает лишь часть сказки – со с. 92 по с. 112 до слов «Князь у синя моря ходит...».
џ Словарная работа.
Словарную работу целесообразнее проводить по ходу чтения, поясняя учащимся непонятные для них слова.
Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
Позадь – сзади.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Честной (устар.) – почтенный, уважаемый.
Оне – они.
Чудесить (устар.) – то же, что чудить, – совершать нелепые, странные поступки.
Приплод – зд. ребенок.
Снурок – шнурок.
Дичина (дичь) – дикие птицы, на которых охотятся.
Грезы – мечты.
Застава — место въезда в город.
Безделка – то же, что безделушка.
Под спуд – закрытое место; тайник, хранилище.
Палаты (устар.) – большие богатые здания.
Беседа по содержанию произведения.
– Что хотите сказать?
– Каковы сестры?
– Что можно сказать о царе?
– Каким оказался молодой царевич?
– Почему даже природа помогала молодой царице и ее сыну?
IV. Итог урока.
– Чем запомнился вам урок?
– Какие мысли, чувства пробудил в вас?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение или выучить наизусть отрывок из прочитанной в классе части сказки (с. 92–112, часть 1-я), сделать рисунок к сказке.
Урок 20
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ...»
Цели:продолжать работу над «Сказкой о царе Салтане...» А. С. Пушкина, учить детей проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, речи детей.
Ход урока