III. Изучение нового материала. €

– Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.

Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Беседа.

– Какие чувства переживает поэт?

– Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?

– Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.

– Почему он использовал такие разные сравнения?

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Как его нужно читать?

џ Словарная работа.

Обветшалая – пришедшая в ветхость.

Ветхая – разрушающаяся от старости, дряхлая.

Лачужка – небольшая плохая изба, хижина.

Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.

IV. Итог урока.

– Что удивило, поразило?

– Какие чувства в вас затронул урок?

 Домашнее задание:приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» (с. 90–91, часть 1-я), по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.

Урок 19
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО
СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ
САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»

Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать многоплановость творчества поэта, яркость языка поэзии
А. С. Пушкина; учить детей отличать добро и зло, развивать мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель вывешивает на доску часть рисунков с предыдущего урока и рисунки, выполненные детьми к данному уроку.

– Посмотрите, ребята, на ваши работы, выполненные ко вчерашнему уроку, и рисунки, сделанные к сегодняшнему.

– Что заметили?

– Да, от предыдущих работ веет радостью, задором, а новые ваши рисунки наполнены чувством тоски, безысходности. Вчера вы использовали яркие краски, а сегодня – серые, мрачные, точно так же как и А. С. Пушкин в своих стихах.

– Послушаем стихотворение «Зимний вечер», чтобы еще раз понять и ощутить, как бесконечно одиноко и горько было поэту в ту пору.

Учащиеся читают или рассказывают наизусть стихотворение.

– Чье чтение тронуло вас сильнее всего?

III. Изучение нового материала. € - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу...

– Знакомы вам эти строки?

– Откуда они?

– Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?

– Александр Сергеевич Пушкин кроме удивительных стихов писал и замечательные сказки. А любовь к сказкам ему привила няня – Арина Родионовна. Именно благодаря ей будущий поэт полюбил русские народные сказки. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал сказки народные.

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– А сегодня у нас «в гостях» «Сказка о царе Салтане...».

На первом уроке учитель читает лишь часть сказки – со с. 92 по с. 112 до слов «Князь у синя моря ходит...».

џ Словарная работа.

Словарную работу целесообразнее проводить по ходу чтения, поясняя учащимся непонятные для них слова.

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Позадь – сзади.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Честной (устар.) – почтенный, уважаемый.

Оне – они.

Чудесить (устар.) – то же, что чудить, – совершать нелепые, странные поступки.

Приплод – зд. ребенок.

Снурок – шнурок.

Дичина (дичь) – дикие птицы, на которых охотятся.

Грезы – мечты.

Застава — место въезда в город.

Безделка – то же, что безделушка.

Под спуд – закрытое место; тайник, хранилище.

Палаты (устар.) – большие богатые здания.

Беседа по содержанию произведения.

– Что хотите сказать?

– Каковы сестры?

– Что можно сказать о царе?

– Каким оказался молодой царевич?

– Почему даже природа помогала молодой царице и ее сыну?

IV. Итог урока.

– Чем запомнился вам урок?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение или выучить наизусть отрывок из прочитанной в классе части сказки (с. 92–112, часть 1-я), сделать рисунок к сказке.

Урок 20
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ...»

Цели:продолжать работу над «Сказкой о царе Салтане...» А. С. Пушкина, учить детей проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, речи детей.

Ход урока

Наши рекомендации