23-25 апреля 2004, Санкт-Петербург, Театр Балтийский Дом. В этом году Сергею Курехину исполнилось бы 50 лет. http://www.kuryokhin.com/skif8.htm В этом году я решил съездить на СКИФ. Причем без особенной специальной цели или желания послушать какой-либо конкретный коллектив. Просто вдруг захотелось уехать из Архангельска и пошататься на каком-нибудь культурно-массово-музыкальном мероприятии, растянутом на несколько дней. А после того, как я изучил афишу фестиваля и заметил, что в этом году приезжает Magma, Jozef Skrzek, Henry Kaiser, то уже особенно и не раздумывал. По большому счету достаточно было бы только одной Магмы. Настоящий краткий рассказ укомплектован фотографиями, которые я сам и сделал, снимал с руки, без вспышки, поэтому не удивляйтесь нечеткости картинок. А с другой стороны – получилось концептуально! Кроме этого в тексте статьи я использовал фрагменты фестивального буклета, все они выделены курсивом. Для начала – вот, смотрите, кто был официально заявлен для выступления в Большом зале. Расписания концертов на остальных площадках фестиваля я не привожу, т.к. я там не был, и никого не слышал и не видел, да и не собирался на самом деле. В этом году организаторы фестиваля превзошли самих себя в скурпулезности организации, поэтому нижеприведенное расписание соблюдалось в своей последовательности неукоснительно. Вот с началом выступлений была полная беда, но это уже отдельная история. РАСПИСАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ 23 апреля 20.00 – 21.00 Absolut Null Punkt (Япония) 21.30 – 22.30 Catherine Jaunauix/ Ned Rothenberg (Бельгия/США) 23.00 – 00.00 Moritz Eggert (Германия) 00.30 – 01.30 Саинхо Намчылак/ William Parker/Hamid Drake (Тува/США) 24 апреля 20.00 – 21.00 Jozef Skrzek Group (Польша/Россия) 21.30 – 22.30 Henry Kaiser/John Oswald/ Lukas Ligeti (США/Канада/Австрия) 23.00 – 00.00 The Remin` Circus (Швеция) 25 апреля 20.00 – 21.00 Magma (Франция) 21.00 – 22.30 Lokomotiv Konkret (Швеция) 22.30 – 23.30 Gary Lucas (США) 23.30 – 00.30 Fuul Guitar Orchestra (Россия/США/Австрия) В этом году для проведения фестиваля было задействовано здание Балтийского Дома, известное мне давно по кинофильму «Билет в Красный Театр или Смерть Гробокопателя», поэтому я знал, где его искать и как туда добираться. Пара минут пешком от метро «Горьковская» на Петроградке – и вот он, Балтийский Дом. Если кто не знает, там ещё рядом Планетарий и Мюзик Холл, а чуть дальше – Зоопарк. Все удовольствия в одном месте. ЛДМ, конечно, был просторнее, но из-за этой самой его необъятности было труднее уследить за происходящими на разных площадках выступлениями (это минус конечно), зато свободного места внутри здания много (а это плюс), но от метро далеко (ещё один минус). Раздумывая таким образом, я подходил ко входу. С билетами никаких проблем не было: 250 рублей – и проходи на здоровье. Народу за три дня фестиваля пришло, кстати говоря, гораздо больше, чем предполагали организаторы, поэтому в продажу пошли даже прошлогодние билеты, во как! Именно вот это обилие публики было ещё одним минусом восьмого СКИФа, во всяком случае конкретно для меня. Наблюдать все эти толпы укуренной (и явно не Беломором) молодежи, валяющейся прямо на полу, было просто неприятно, я не говорю уже, что при недостатке вентиляции дым в фойе стоял коромыслом, хоть топор вешай, поэтому у неподготовленного человека уже через минут тридцать начинала болеть голова и ощущалось легкое подташнивание. Такое неприятное состояние просто лечилось «Невским» разливным пивом (коего в фойе продавалось неограниченно), но лично у меня все равно слезились от дыма глаза и чихалось в носу. Запрещали курить только в Большом зале, что было ещё одной из веских причин, по которой я пропустил все выступления на других площадках, по крайней мере, здесь было прохладно и не накурено, только в перерывах между выступлениями разных коллективов, всё равно всех из зала выгоняли в фойе. Поскольку на билетах было указано время начала мероприятия 19-00, на афишах – 20-00, а в журнальчике «Досуг» даже 21-00, я решил не искушать судьбу и подойти пораньше, чтобы как минимум осмотреться на месте и понять что потенциально возможно дальше. Как и следовало ожидать, в половине восьмого вчера в Большом зале ещё вовсю продолжался саунд-чек – настраивалось трио в составе Саинхо Намчылак / William Parker / Hamid Drake. За несколько секунд стало понятно, что William Parker и Hamid Drake действительно ребята ещё те, и что не зря их организаторы заявляли как «самую сильную на сегодня ритм-секцию мирового джаза» – звучали они просто фантастически! В фойе оглушительно гремели какие-то английские панки, и я сразу подумал, что до утра тут точно не останусь. Попивая «Невское» и не торопясь разглядывая продаваемые в фойе компакты, я дожидался начала мероприятия. Опять-таки, к чести организаторов, уже в начале девятого (это я по времени снимков на цифровой камере посмотрел) на сцене появились представители оргкомитета: Анастасия Курехина, Алексей Плюснин и Александр Кан. Выглядели они почему-то несколько грустновато. Но нет, всё нормально, после краткого вступительного слова стало понятно, что всё будет идти по ранее утвержденному плану, и что первым выступающим коллективом на фестивале будут приехавшие японские товарищи, которых сам Курехин слушал и любил. ANP (Absolut Null Punkt) (Япония) – Стоящий во главе K. K. Null – лидер одной из любимых Курехиным в последние годы жизни японских групп Zeni Geva. Музыка – авант-нойз Сам я никогда этих ребят не слышал, поэтому моментально был сражен энергетикой их выступления: барабанщик (как я потом по буклету выяснил, звали его Сейхиро Мурайама) аккуратно и вроде бы даже неторопливо обозначал ритмические структуры, на фоне которых его бритый налысо коллега (как раз тот самый K.K.Null) извлекал из невидимых из зала устройств разного рода электронные звуки. K.K.Null елозил по столу чем-то очень похожим на компьютерную мышь, причем я было и думал, что это мышка, подключенная к ноутбуку, но когда г-н Null стал ей шарахать изо всех сил по столу, а в зале при этом раздавался жуткий грохот, то я тут же сообразил, что нет, наверное, это вовсе и не мышка никакая. А уж после того, как японец стал в эту мышь орать и она стала работать как микрофон, то стало понятно, что это специальный японский датчик, который способен реагировать на любые манипуляции в пространстве, удары и акустические колебания. Сильно у него это получалось, честное слово! Вообще сама идея использования классических ударных и перкуссии в дуэте с электроникой пришла в голову на этом фестивале не только одним японцам. Периодически поднимаясь в неимоверно накуренный Малый зал, я несколько раз видел и слышал нечто похожее: задумчиво (или наоборот энергично) барабанящего в барабаны барабанщика и его коллегу, низко склонившего бритую (или непричесанную) голову над ноутбуком. Выживать более длительное время в атмосфере Малого зала было невозможно, поэтому эти музыкальные проекты остались для меня неопознанными. Вообще, попасть в этот самый Малый зал (аудиторию мест на 50 максимум) можно было только в перерыве, но зато потом уже оттуда было бы не выйти. Поэтому я принял мужественное решение вообще не заморачиваться с попытками попасть на эту площадку и предпочел принимать пиво в фойе. Catherine Jaunauix/Ned Rothenberg (Бельгия/США) – Саксофонист и кларнетист Нед Ротенберг – один из самых интересных музыкантов нью-йоркского даунтауна - выступит дуэтом с бельгийской певицей и актрисой Катрин Жано, которая еще с середины 70-х выступает в самых разных составах авангардного экспериментального рока После небольшого перерыва на сцене появились Нед Ротенберг (с музицированием которого я был знаком по нашим фестивалям В.П.Резицкого) и Катрин Жано. А техники фестиваля начали прилаживать справа от сцены большой плакат Катрин с её изображением, судя по всему, примерно 30-летней давности. Зачем? Впрочем, это и неважно. Катрин оказалась ожидаемо на высоте: она то щебетала этакой птичкой, то переходила на маниакальный свистящий шепот, то голосила как иерихонская труба. И откуда столько силы в хрупкой бельгийской дамочке? Нед Ротенберг в очередной раз удивлял меня своей великолепной техникой, позволяющей ему одновременно вдыхать воздух и непрерывно извлекать звук из духового инструмента. Мне когда-то объясняли, что да – есть, мол, такая специальная техника, но одно дело это понимать, а совсем другое – видеть как человек это делает и слышать непрерывный звук его саксофона. Супер! Добавить нечего. Первый фестивальный день шел по плану. И даже никакого отставания от заявленного графика выступлений не наблюдалось. Во время перерыва из зала никого опять выгонять не стали, но я, тем не менее, решил выйти и посмотреть, что же там происходит на фестивале, так сказать. На полу в фойе уже начали раскладываться укуренные молодые тела, на подиуме шумно ходили какие-то люди в национальных якутских одеждах, пиво везде лилось рекой, как на каком-нибудь байкерском слёте, внизу у раздевалки вовсю наяривала какая-то местная питерская команда, в Малом зале кто-то барабанно-компьютерно авант-нойзил. На самый верх, в так называемую «Площадку визуальных проектов» попасть вообще не удалось, там почему-то всё было пока ещё закрыто. В общем, всё как положено на фестивале такого вот направления. Разве что народу слишком много, да повышенная задымленность помещений, вызванная процессом сгорания продуктов расширения сознания. Moritz Eggert (Германия) – один из ведущих современный немецких композиторов, блестящий пианист. Н-да.. Что-то на меня этот «блестящий пианист» произвел какое-то смешанное впечатление. В фестивальном буклете про него сказано, что он успел написать шесть полноформатных опер, несколько балетов, сочинял музыку для театральных постановок. Очень даже может быть, спорить не буду. Его сольное выступление продемонстрировало, что ему не дают покоя лавры Джерри Ли Льюиса (отнюдь не Глена Гульда), ибо во время исполнения своих сочинений он активно дубасил по клавиатуре рояля ногами, головой, и кроме того - использовал инструмент в качестве большого барабана, энергично колотя по роялю руками. Лично я тут консервативен, если ты считаешь себя «пианистом», то покажи как ты умеешь использовать инструмент именно как фортепиано; технику свою фортепианную покажи, а не колоти по нему как по ящику от пива. Короче говоря – никакой особенной композиторской уникальности Moritz Eggert публике не продемонстрировал, да и энергии особенной тоже. Обычные репитативно-ритмические пьесы и не более того. Стоило выделять ему для этого сцену Большого зала? Не знаю, не знаю... Сайнхо Намчылак/Hamid Drake/William Parker (Тува/США) - самая сильная на сегодня ритм-секция мирового джаза – контрабасист Уильям Паркер и барабанщик Хамид Дрейк. Нью-йоркские музыканты будут аккомпанировать тувинско-российско-австрийской звезде Саинхо Намчылак Несмотря на то, что после Морица Эггерта образовалась существенная пауза между представлениями в Большом зале, я всё равно решил дождаться Сайнхо Намчылак вместе с этой «самой сильной ритм-секцией мирового джаза», ибо после саунд-чека понял, что это будет на самом деле. Барабанщик Хамид Дрейк вначале выступления сидел с каким-то национальным бубном, а басист Уильям Паркер был с невероятным двухструнным басовым инструментом. Звучали вместе они просто потрясающе, такой ритмической сыгранности я ещё никогда на концертных выступлениях не слышал. Времени было уже половина второго ночи, зверски хотелось спать, особенно учитывая то, что ночь перед этим я ехал в поезде, плюс весь вечер пил пиво, плюс прокуренное в напрочь фойе.. Но от такой музыки я моментально проснулся, попробовал фотографировать, жаль снимки получились всё равно смазанными, усталость давала о себе знать. Сайнхо, кстати говоря, не удивила ничем новым. Такое ощущение, что, уехав на Запад, она совершенно остановилась в своём музыкальном развитии. Понятное дело, появилась возможность выступать и записываться с разными музыкантами, разъезжать по фестивалям и всё такое прочее. Ну, а дальше что? Лично мне кажется, что близость к корням у таких певиц должна быть самая непосредственная, только тогда будет получаться нечто аутентичное. С другой стороны, выступило это трио совершенно замечательно, но львиная доля заслуги в этом принадлежит безусловно Хамид Дрейку и Уильяму Паркеру. Эх, где бы их записи раздобыть?! Закончили они воё выступление почти в два часа ночи. В фойе народ оживился, стали ожидать английских панков, которые загремели своими гитарами в подсобках, я же твёрдо решил ехать домой. На этом, собственно, первый день фестиваля для меня закончился. На второй день подходя к Балтийскому Дому, я вспомнил вчерашнюю встречу на фестивале с Алексеем Плюсниным. Мы поздоровались, и он спросил меня: «Ну как прошел, всё нормально?». Я удивился и говорю: «Да как, нормально – купил билет и все дела!». А он отвечает: «Зря, ты ведь в списках на входе, мог бы и так пройти!» Вот те раз, кто же знал! Хотя я и сообщал заранее е-мэйлой Алексею о своём приезде на фестиваль, но никак не полагал, что могу рассчитывать на столь щедрый приём. Стало быть, на второй день (да и на третий тоже), нужно будет проходить через служебный вход. Хорошо, подхожу, небрежно бросаю «Я в списках!» и вижу, что девушки торопливо начинают рыться в огромном ворохе бумаг, которые как раз и есть те самые списки. Так сколько же тут народу по этим самым спискам проходит? Начинаются уточнения: «А вы из какой группы, из какого города, от какой организации?». А я ведь понятия не имею о том, под каким видом меня Алексей записал. Не сработали пароли «Результаты», «Архангельск», «Пресса» и т.п. Но девушки очень отнеслись ко мне с максимумом внимания, и через некоторое время, после моих комментариев «Алексей точно сказал, что я в списке!», мы эту бумагу всё-таки нашли. К моему величайшему изумлению я был внесен в список представителей от Союза Композиторов, и ко всему прочему этот список был ещё отпечатан красными буквами. Вот это круто! Таким образом я не проходил ещё ни на один концерт! Первыми во второй день в Большом зале были заявлены Jozef Skrzek Group. Это имело смысл послушать. Буквально совсем недавно я брал у знакомого все альбомы SBB на виниловых пластинках с целью переписать их на сидиары. Поэтому, воспоминания прошлых лет были свежи как никогда. Среди разложенных на продажу компактов в фойе неожиданно увидел диски SBB. Жаль только два, и оба концертника, один 1978 года в Сопоте, а второй 2001 года (уже без Ежи Пиотровского). А ранних альбомов, за которые SBB любят и ценят, не было вообще. Концертник 1978 года был тут же однозначно приобретен. Между тем в фойе началась какая-то возня, затопталась, заволновалась публика, и я обратил внимание на фигуру человека, вышедшего с бас-гитарой на сцену. Лицо его показалось знакомым, подойдя поближе, я убедился в том, что это действительно Вячеслав Бутусов собственной персоной, а остальные двое, видимо, и есть та самая группа «Ю-Питер». Ну-ну.. Такое только на СКИФ и приглашать! Хотя, надо честно сказать, что Слава лажу не гнал, пел вполне прилично, народ приплясывал, подпевал и радовался, стало быть всё нормально? А если мне не нравилось, так отошел я подальше, чтобы это сильно уши не забивало и все дела. К девяти вечера песни они петь перестали, и народ стали запускать в Большой зал. Опять по графику, как это было не удивительно. Jozef Skrzek Group (Польша/Россия) – проект лидера легендарной польской арт рок группы 70-х SBB и наших музыкантов. В проекте участвует Михаил Огородов – клавишные, Александр Рагазанов – ударные Похоже, это чисто СКИФовское изобретение – приглашать кого-нибудь из известных в прошлом западных музыкантов и набирать в качестве аккомпаниаторов для него местных питерских музыкантов. На пятом СКИФе таким образом выступал Пьер Морлен (Pierre Moerlen), заявленный без лишней скромности как GONG. Но на самом деле никакого Гонга естественно не было, а просто к Пьеру доукомплектовали необходимое количество местных музыкантов и все дела. Звучало это, честно говоря, довольно посредственно и если бы не Алексей Зубарев на гитаре, то и вообще провально. SBB в своём классическом составе (Józef Skrzek / Apostolis Anthimos / Jerzy Piotrowski) не существует уже давно. На седьмой СКИФ прошлого года они приезжали с другим барабанщиком. В этом году организаторы пригласили только одного Юзефа Скшека как лидера, организатора и идейного вдохновителя коллектива. Я уже только что упоминал, что совсем недавно очень тщательно переслушал все номерные альбомы SBB и поэтому (хотя, конечно, далеко не только поэтому) очень хотел послушать концертное выступление пана Скшека. Общего с ранним SBB сейчас уже, разумеется, было немного, да этого было и глупо ожидать. Экспрессию и напор молодости сменила мудрость и уверенность. Все пьесы стали представлять собой длинные медитативные фортепианные баллады, основанные на славянских мелодиях. В принципе, такая музыка, исполненная только на рояле звучала бы даже лучше, тем более, что Юзеф Скшек отлично дополнял её своим голосом, который у него совсем не изменился за минувшие годы. Михаил Огородов и Александр Рагазанов, как мне показалось, всё дело только портили. Огородова я, кстати, запомнил по тому самому выступлению с как бы Gong’ом Пьера Морлена, его запиловки на минимуге и размахивание хаером трудно забыть. Так он и здесь точно так же гордо махал шевелюрой, пилил на минимуге, только всё как-то бестолково. Всё равно ведь он уже никогда манфредмэнном не станет, но, тем не менее, понтов у него полный вагон! Барабанщик Рагазанов тоже выглядел несколько бледновато, особенно по сравнению (невольному и неправильному конечно) со вчерашним ночным выступлением трио Сайнхо Намчылак / Hamid Drake / William Parker. Далековато ему будет до Хамида Дрейка, ой далековато.. Впрочем, до такого уровня многим будет далековато, хотя это и не аргумент, разумеется. Просто всегда нужно стремиться к совершенству, а здесь (равно как и у Огородова тоже), никакого стремления и развития давно уже не заметно. Уж лучше бы пан Скшек действительно выступил сольно, это было бы куда как более правильно. И ещё замечу, что одна из пьес была посвящена светлой памяти Чеслава Немена. Юзеф сказал, что он всё время выражал своё желание приехать на СКИФ, особенно после его (Скшека, то есть) рассказов о прошлогоднем фестивале. Но судьба, увы, как мы знаем, распорядилась по другому. Henry Kaiser/John Oswald/Lukas Ligeti (США/Канада/Австрия) – Благодаря поддержке СЕС в этом году мы увидим и услышим знаменитого гитариста Генри Кайзера, соратника и друга Сергея Курехина, с которым они не раз выступали вместе и записали даже альбом “Popular Science”. Кайзер выступит в трио с канадским электронщиком Джоном Освальдом и барабанщиком Лукасом Лигети – сыном великого венгерского композитора Дьердя Лигети. Желание послушать Генри Кайзера было ещё одной из причин, по которой я стремился на второй день фестиваля. Опять-таки, где-то раньше я читал про Джона Освальда и его plunderphonics (где, когда точно не помню, но вот имя это в памяти отложилось), поэтому его тоже хотелось послушать. Ничего особенного я не ожидал, но было любопытно. Джона Освальда в фестивальном буклете лихо обозвали «канадским электронщиком», хотя в английском варианте было написано правильно – «Canadian composer, saxophonist and sound collage artist», чего-ж, перевести адекватно не могли что-ли? Никаких plunderphonics он на сцену с собой не вынес, а появился только с одним саксофоном. И вот, Генри Кайзер зарычал на гитаре (кстати, за время выступления он использовал их три штуки), Лукас Лигети зашумел барабанами, а Джон Освальд стал неторопливо и очень скупо расставлять акценты на этой звуковой палитре своим саксофоном. Как мне показалось, его сдержанная , в стиле минимализма манера игры , была тем краеугольным камнем, на котором было выстроено трио. Она пронизывала всю импровизацию не давая отойти от своего естественного движения. Несмотря на общую простоту получалось более чем убедительно и очень сильно. В конце выступления на одну пьесу на сцене появился Gary Lukas, известный работой с Кэптеном Бифхартом (Captain Beefheart) на его двух последних альбомах. С первых аккордов сразу стало понятно, что это музыкант старой блюзовой закалки, они славно пропилили несколько гитарных диалогов с Генри Кайзером. На этом всё и закончилось, бисов не последовало, а жаль – ибо было хорошо. Во всяком случае Лукас точно мог бы поиграть по-больше. Времени было ещё совсем немного, т.е. даже не перевалило за полночь, (это, кстати, говорило о том, что организаторы продолжали неплохо вести фестиваль по расписанию), но я принял мужественное решение покинуть Балтийский Дом и поехать домой. Название следующего выступающего в Большом зале коллектива Remin’ Circusмне ничего не говорило, а уставший организм требовал немедленного отдыха. В общем, «едем, едем, чёрт с ним!» Третий день фестиваля – это, разумеется, MAGMA! Я приехал заранее, вдруг саунд-чек застану? Прошел опять по списку Союза Композиторов, на входе со мной уже здоровались как со старым знакомым! В фойе и во всем остальном помещении Балтийского Дома было неожиданно довольно пустынно, хотя времени было уже около восьми вечера. Похоже, что при таком раскладе Магма вряд-ли начнет своё выступление в 20-00 по расписанию. Именно так, увы, и получилось. Народ уныло бродил по закоулкам помещений – нигде ничего не происходило, хотя, понимая, что пока в Большом зале ничего нет, организаторы могли бы запустить хоть кого-нибудь поиграть в фойе. Но нет – везде тишина, только у раздевалок нудно бренчали на гитарах какие-то самородки. Среди публики в фойе в этот день уже преобладали более серьёзные лица, особенно в сравнении с первыми двумя днями фестиваля. Наблюдался народ, приехавший из Москвы, во всяком случае я встретил Андрея Борисова (Экзотика), который подтвердил, что приехал специально на Магму. Ещё я видел Севу Гаккеля, Сологубов из «Странных Игр» и прочую известную питерскую музыкальную публику. Всем приходилось тусоваться в фойе, т.к. двери в Большой зал были закрыты, а в Малом ничего напрочь не происходило, «Площадка визуальных проектов» была как-то вся выключена, короче, делать было совершенно нечего. Даже столы в фойе с разложенными на них компактами пытался организовать, точнее расположить в соответствии со своим желанием, какой-то лысый усатый дядька с армейскими повадками прапорщика. Достал он меня своими матерными криками и командами. Наверное это директор или администратор Балтийского Дома наводит порядок с теми, кто не заплатил за аренду, подумал я. Как позже выяснилось, это оказался.. ну ни за что не догадаетесь кто!.. в общем, это был «второй муж» Анастасии Курёхиной. Вот ведь беда какая с фестивалем случилась, если такие люди принимают участие в его организации! Таким вот бестолковым и скучнейшим образом всех собравшихся мариновали как минимум полтора часа, и только желание услышать всё-таки легендарный коллектив удерживало меня от того, чтобы уйти. Но, всё-таки в десятом часу двери в Большой зал были открыты, и публика шустро устремилась занимать места в первых рядах. За барабанной установкой ещё сидел Кристиан Вандер, видимо не успел уйти после саунд-чека, но вот и он ушел, и на сцене появился Алексей Плюснин, который сообщил изнывающей от нетерпения публике, что музыканты пошли испить кофею. А я, говорит, пока вам анекдоты порассказываю. Весело, да? Ждешь тут ждешь почти два часа, потом выясняется, что музыканты ещё не пили кофе, и вдобавок тебе ещё еврейские анекдоты рассказывают вместо музыки. Просто безобразие! Народ в зале начал свистеть. Magma (Франция) – Много лет считавшаяся ведущим ансамблем французского андеграунда интернациональная группа Magma была сформирована в 1969 году ударником Кристианом Вандером, сыном цыганского скрипача, родившимся на польском побережье Балтики. Бывший джазовый музыкант, поклонник Колтрейна, в равной степени увлекающийся современной классической музыкой (Штокгаузен, Стравинский, Барток) и модерновым джазом (Джон Колтрейн, Сан Ра), Вандер видел задачу своей группы в том, чтобы "играть так, как это делал Колтрейн: проживать на сцене свою жизнь". Управляемая им Magma стала единственной французской группой, играющей в редкой манере арт-рокового модерна. Первый диск Магмы представлял прогулку в бескрайних космических просторах, а следующий рассказывал о соперничестве Земли с выдуманной планетой Кобайя. На этом альбоме к экзотической музыке Вандер добавил еще и искусственный язык планеты Кобайя, синтезированный им из славянских и германских корней. И, начиная со второго альбома, все композиции исполняются на кобайском языке, а музыканты свободно объясняются на нем между собою в быту. Но вот, (о, чудо!) Магма всё-таки появилась на сцене! Стелла Вандер поздоровалась за всех и попросила осветителей сделать освещение сцены темнее, но её просьбу игнорировали полностью, т.к. свет за всё время выступления не менялся. Насчет состава Магмы в буклете СКИФа ничего сказано не было, поэтому в процессе написания этой статьи я некоторое время рылся в Интернете с целью этот самый состав выяснить. Нашел только вот что: Formation importante, neuf musiciens dont deux claviéristes face à face (l`expérimenté Emmanuel Borghi et le petit nouveau Fred D`Oelsnitz), le bassiste barbu Philippe Bussonnet, le guitariste James Mac Gaw, Stella et Isabelle Feuillebois sur le coté droit de la scène, Antoine et Himiko Paganotti sur le coté gauche et Christian Vander au centre. C`est la disposition classique de Magma depuis la tournée des 30 ans. Или говоря по русски: Christian Vander – drums, Emmanuel Borghi – клавишные (слева), Fred D`Oelsnitz – клавишные (справа), Philippe Bussonnet – бас гитара, James Mac Gaw – электро гитара, Stella Vander – вокал (справа), Isabelle Feuillebois – вокал (справа), Antoine Paganotti – вокал (слева), Himiko Paganotti – вокал (слева). Сказано это было в одном из совсем недавних (январь 2004 года) интервью Кристиана Вандера, указанное им расположение музыкантов (т.е. слева или справа) соответствует тому, что он видит сам, находясь за ударной установкой на сцене, стало быть, из зала это выглядит наоборот. Во всяком случае это я понял, т.к. Стелла Вандер точно находилась справа, а не слева, как написано по-французски. Пока искал именно состав Магмы для 2004 года, нашел другое любопытное интервью с Вандером, тем, кто читает на английском, рекомендую заглянуть вот по этой ссылке. >>>> В общем, Магма начала своё выступление. У сцены завозилась целая куча народу, вооруженного видеокамерами и фотоаппаратами. Честно говоря, вот эта суета телевизионщиков, которые только что на сцену не лезли, начинала сильно раздражать. Но самое «интересное» было ещё впереди, ибо в зале появился тот самый усатый «прапорщик Курёхин» и начал этих видеооператоров энергично разгонять, правда не в одиночку, а с помощью охранников. Началась просто полнейшая свалка, «прапорщик» хватал народ за объективы видеокамер, вытаскивал их в проход и чуть ли не пинками заставлял убираться из зала! При этом он размахивал руками, жестами давая указания охранникам в какую часть зала нужно бежать, чтобы выключить у кого-нибудь камеру. Бардак полнейший, даже чуть драка не случилась! Надо отдать должное профессионализму музыкантов – на них вся эта возня перед сценой никакого действия не оказала, они как играли и пели, так и продолжали это делать. Но вот лично мне это мешало очень здорово, хорошо хоть продолжалось это относительно недолго, минут 10-15, не больше. Фотографировать, кстати говоря, не запрещали, даже с использованием вспышки. Их музыка проста и сложна одновременно. От джаза - сложные гармонические импровизации, от европейского фольклора - прозрачные и чистые интонации народных мелодий, одухотворенный аскетизм инструментальных разработок, здесь же приемы и стилистика опер. Многие полагают, что их умение обработки фольклора заимствовано у Бартока. Но тяжелый, выраженный ритм, переходящий от подчеркнутой монотонности к импульсивному динамизму, символизирующий поступь Универсума навстречу "обнаженной душе", идет от рока и напоминает классику андеграунда - Doors, Grateful Dead, Pink Floyd. Это так о музыке Магмы было написано в фестивальном буклете. Взгляд, разумеется, не столь субъективный, сколько канонический – именно так принято характеризовать творчество этого непростого коллектива в различного рода энциклопедиях и обзорных статьях. А я больше всего боялся, что этот новый состав Магмы будет и музыку исполнять какую-нибудь новую. Но нет, буквально с первых аккордов стало понятно, что всё осталось в лучших традициях классических первых альбомов. Хор из четырех вокалистов распевал нечто совершенно непонятное на своём кобаянском языке. Оба клавишника ничего этакого синтезаторного не творили, ибо инструментами у них были винтажные Fender piano. Гитарист с наклейкой Fuck BMG на гитаре, как это было ему положено по субординации вперед не лез. Басист с глубоко зафузованной гитарой рубился в том самом ключе, который задавал на первых альбомах Магмы Jannik Top. Ну, а Кристиан Вандер был как всегда просто великолепен! Конечно же, ради такого концерта стоило приехать на СКИФ! Вряд ли когда-нибудь ещё Магма соберется приехать в Россию. Вполне возможно, что Александр Чепарухин их вытащит в Москву (на СКИФе он был и всё внимательно воспринимал), но даже если и вытащит, то цены на такой концерт в Москве будут просто на порядок выше. Выступление Магмы на СКИФе было построено так, что за его время были представлены все грани этого коллектива: хоровые распевы, оперные арии, а также чисто инструментальные пьесы, во время которых была дана возможность солировать всем музыкантам. Самое длинное персональное соло выдал, как это ни странно, басист Philippe Bussonnet – он упражнялся на своём инструменте наверное почти 10 минут и ведь не утомил! Великолепное соло на ударных выдал Кристиан Вандер, годов ему уже много, но вот его энергетике, а главное интеллектуальной утонченности музыки Магмы могут позавидовать многие другие музыканты. Одно слово – сила! Плюс ко всему – выступление продолжалось почти два часа! На концерте я это вряд ли смог сообразить, длинные композиции следовали одна за другой, определить что именно исполнялось лично мне не представлялось возможным, ибо репертуар Магмы я знаю очень плохо, и слышал в основном только альбомы начала 70-х. Хронологию я смог определить только по данным цифровых снимков. Время первого кадра 21:39, а последнего, когда зал стоя, аплодировал – 23:25. Находясь в слегка ошалевшем состоянии, я понял, что больше сегодня адекватно воспринимать никого не смогу, да и не хочу. Не нужно портить ощущения. Тем более, что дальше по расписанию следовал хорошо знакомый Lokomotiv Konkret Дрора Фейлера, выступавший вчера Gary Lucas (пусть хоть и только на одной пьесе) и малопонятная сборная фестивальная формация под названием Fuul Guitar Orchestra. Согласитесь, это уже было не то. Так вот и закончился для меня восьмой СКИФ, закончился этим шикарнейшим выступлением Магмы, ради которого по моему мнению как раз и стоило ехать в Питер. Поеду ли я на СКИФ следующего года? Не знаю, не знаю... не буду загадывать так далеко. А в заключение хочу выразить глубокую благодарность Алексею Плюснину за то, что он дал мне возможность почувствовать себя ближе к Союзу Композиторов, пусть хотя бы только на бумаге. АТ (май 2004) А вот по этому адресу я сегодня (25 мая) обнаружил более полный рассказ о восьмом СКИФе, почитайте, тут говорится и о выступлениях в Малом зале и прочем, т.е. то, что я как раз сознательно пропустил. | |