Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире

Фотореализм (или «резкофокусный реализм», «доку­ментальный романтизм» — термин московского искусствоведа А. Камен­ского). Произведения фотореализма основываются на сильно увеличен­ной фотографии и часто отождествляются с гиперреализмом. Однако и по технологии создания образа и главное по инварианту художественной концепции мира и личности — это хотя и близкие, но разные художест­венные направления. Гиперреалисты имитировали фото живописными средствами на холсте, фотореалисты имитируют живописные произведе­ния обрабатывая (красками, коллажными средствами) фотографии.

По мнению теоретиков постмодернизма копирование фотографии ве­дет к созданию нового смысла и сверхреальности. Такие произведения европейские теоретики называют гиперреалистическими (hyperrealism), американские — суперреалистическими (superrealism). Однако следует различать гиперреализм (сверхнатуралистическая живопись) и фотореа­лизм (изобразительная деятельность на основе фотографии) как два близ­ких, но различных художественных направления.

Для фотореализма фотография заменяет натуру, фотоизображение важнее непосредственного взгляда на реальность. Фотореалист Э. Горо­ховский пишет: «Картина у меня почти всегда состоит из двух элементов — один из которых — это воспроизведенная тем или иным способом фо­тография, второй — нечто вторгающееся в это фотографическое про­странство» (Флэш-арт, русское издание, 1989. № 1. С. 150).

Фотореалист не создает картину на основе личного впечатления от на­туры. Он не работает на пленэре как импрессионист, не работает по памя­ти на основе личного впечатления как Фальк и художники его школы; фо­тореалист имеет дело с фотоснимком, с реальностью, прошедшей через фотообъектив. На холсте возникает суррогат реальности, мало одухотво­ренный субъективностью художника.

Дж.А. Каналетто - праотец фотореализма. Знаменитая картина Кана-лето «Возвращение Бученторо (золотая лодка) к молу» представляет це­ремонию обручения дожа с морем. На картине изображается у пристани Венеции Золотая галера, украшенная золотыми барельефами. При созда­нии этого полотна как и при создании других своих картин Каналето ис­пользовал проекционную технологию задолго до изобретения фотоаппа­рата и технологии обработки фотопленки. Проекционный аппарат с по­мощью линзы и нехитрой системы зеркал проецировал изображение ок­ружающей реальности на бумагу, а художник обводил на бумаге контуры спроецированных предметов, затем эти контуры копировались на холст и тщательно раскрашивались в соответствии с реальным пейзажем.

Фотореализм как художественное направление в мировом изобрази­тельном искусстве сложился в 70-х годах ХХ в. В России фотореализм воз­ник в середине 70-х годов, а первые выставки состоялись в 80-е годы. В воз­никновении русского фотореализма сыграла роль «традиция бытописа­тельства, пришедшая из XIX века. Можно сказать, что для русского художе­ственного сознания характерно особое всматривание в жизнь, литератур­ность, любовь к реальным событиям, их обстоятельствам и деталям, что оказалось в чем-то близким эстетике фотореализма» (Козлова. 1994).

Фотореализм утверждает приоритет документальности и худо­жественную концепцию: достоверный, обыденный человек в достовер­ном, обыденном мире. Один из фотореалистов — Булатов — пишет: «Я должен изобразить не прекрасное, и не ужасное, а самое обычное».

Фотореалист вырывает из жизни видеоэпизод и делает его объектом фотофиксации, предметом художественного восприятия зрителя. Это ху­дожественное направление возникло в последние десятилетия ХХ в. Тео­ретик средств массовой коммуникации М. Маклюэн утверждал, что во второй половине ХХ в. наступила эпоха визуальной цивилизации и не чтение, не книги, становятся главным средством информации, а зритель­ные образы.

Цель фотореализма — изображение современной обыденной повсед­невности. Улицы, прохожие, витрины, автомобили, светофоры, дома, предметы быта воспроизводятся в произведениях фотореализма досто­верно, объективно и сверхпохоже.

Теория фотореализма разработана мало, у этого направления нет сво­его манифеста или четко изложенной художественной программы. И все же ряд общих особенностей фотореализма можно назвать: 1) фигуратив­ность, противостоящая традициям абстракционизма; 2) тяготение к сю­жетности; 3) стремление избегать «реалистических штампов» и докумен­тализма; 4) опора на художественные достижения фототехники.

«Фотография, кино, телевидение, репродукции, реклама — эта ти­ражная культура во многом вытесняет непосредственную реальность, на­туру как таковую. Игнорировать подобное мощное воздействие художник не может, но он может его использовать — сделать эту «вторую природу» и героем, и инструментом своего искусства» (Козлова. 1994. С.8)

Фотореализм создает художественную реальность, «пропущенную» через фотообъектив, что абсолютно гарантирует реальность изображае­мого события или объекта. Фотоизображение служит психологической и философской основой доказательства объективного существования окру­жающего мира. Постулат фотореализма — мир запечатлен на фото, зна­чит он существует. Российский фотореалист Булатов утверждает, что фо­тография есть гарант объективной данности.

Фотореалист считает, что фототехнические средства передают мир адекватно и недеформированно, беспристрастно и точно. Изобразитель­ная поэтика фотореализма: 1) создание изображения на основе исходного фото; 2) отсутствие мазков и нанесение краски распылителем; 3) исполь­зование трафаретов; 4) уход от живописности; 5) склонность к большим форматам.

Одно из течений фотореализма — «слайдизм» (название фиксирует метод работы художника, копирующего слайд, спроецированный на холст).

5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выра­жающая «Я» автора).

Сонорное направление в музыке (ит. sonore — зву­чать) возникло в конце 50-х — начале 60-х годов. Для его представителей важна не высота звука, а тембр. Они ищут новые музыкальные краски, не­традиционное звучание: играют на трости, на пиле, палочками по стру­нам рояля, хлопают по деке, по пульту, извлекают звук путем протирания мундштука платком. Польский композитор Ю. Лучюк, например, испол­няет свои произведения с помощью струн и педали, игнорируя клавиату­ру. В концертах С. Буссотти в Вене (1970) исполнители скребли щетками брюхо рояля, стучали молотком по деке и стенкам.

В чистой сонорной музыке мелодия, гармония и ритм особой роли не играют, значение имеет лишь тембровое звучание. Потребность его фик­сации вызвала к жизни специальные графические формы записи тембра в виде тонких, жирных, волнистых, конусообразных линий. Порой указы­вается и диапазон, в котором исполнителю надо играть.

Поиски новых тембров, новых способов звукоизвлечения велись му­зыкантами всегда. Еще в 1911 г. Г. Коуэлл применил комплексы «звуковых гроздьев», исполняющихся на фортепиано кулаком, ладонью или пред­плечьем. Он же в 1923 г. ввел игру непосредственно на струнах фортепиа­но. Однако это еще не была сонористика, так как тембру еще не придава­лось решающего значения.

Родоначальником сонорной музыки стал польский композитор К. Пендерецкий, написавший для симфонического оркестра реквием «Па­мяти жертв Хиросимы» (1960). Это музыкальное начинание продолжили К. Сероцкий, С. Буссотти и другие. В «Флюоресценциях» Пендерецкий проявил огромную изобретательность в создании фантастических темб­ровых звучаний.

Сонористика — игра тембров, в которой находит выражение лично­стное «я» автора (пьесы «Звучания» Л. Шари, «Контуры» Б. Шеффера). Эта игра перекликается с переливами цветовых и световых пятен в произ­ведениях оп-арта.

Наши рекомендации