III. Изучение нового материала. I. Организационный момент

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.

Знакомство с учебником.

– Произведения каких писателей вы читали летом?

– О чем узнали из них?

– Что вас особенно заинтересовало, привлекло ваше внимание?

– Принесли ли вы на сегодняшний урок книги, которые понравились вам больше всего?

Учащиеся, которые принесли книги, показывают их классу и кратко рассказывают, о чем книга.

– А теперь внимательно рассмотрите учебник, по которому в течение года мы с вами будем знакомиться с новыми рассказами, сказками, стихами, баснями, узнаем новые имена писателей и поэтов.

Ученики в парах рассматривают учебник.

– Что вас заинтересовало больше всего?

– Что показалось особенно удивительным?

– Что было непонятным?

– Что бы хотели прочитать уже сейчас?

Беседуя с учащимися, учитель обращает внимание детей на построение учебника (учебник состоит из двух частей; произведения в каждой части объединены по разделам, стихотворные произведения составляют поэтические тетради), на фамилии авторов учебника. Особое внимание обращается на бережное отношение к учебнику.

III. Изучение нового материала. I. Организационный момент - student2.ru Физкультминутка

III. Работа со разделом «Самое великое чудо на свете».

1. Учитель предлагает учащимся прочитать обращение-текст на с. 4 (ч. 1).

Текст целесообразно разбить на несколько смысловых частей и вести с детьми беседу после каждой прочитанной части.

– Согласны ли вы с тем, о чем прочитали?

– Какова основная мысль прочитанного вами?

џ Отгадывание загадки (с. 4).

2. Чтение текста «Рукописные книги Древней Руси» и ответы на вопросы по содержанию (с. 6–7).

3. Рассматривание иллюстраций и чтение текста Б. Горбачевского (с. 8–12).

Читает учитель или хорошо читающие дети, поскольку в тексте встречаются слова, достаточно трудные для детского восприятия.

џ Ответы на вопросы (с. 12).

IV. Итог урока.

– Чему научились на сегодняшнем уроке?

 Домашнее задание:припомнить народные песни, по возможности подготовить их исполнение (для выполнения этого задания учащиеся могут объединиться в группы).

Урок 2
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Цели:продолжать знакомить учащихся с русским фольклором, показать красоту, напевность русской народной песни, прививать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– К сегодняшнему уроку вы подготовили народные песни. Кто попробует исполнить их?

Учащиеся исполняют подготовленные ими песни. Учитель обязательно должен спросить детей о том, какому народу принадлежит исполненная ими песня. (Если кто-то из учеников не может спеть песню, но желает рассказать ее как стихотворение, обязательно нужно послушать и этих детей.)

– Мы услышали с вами песни разных народов. Чем они похожи?

– Какие чувства, мысли пробудили в вас?

III. Изучение нового материала. I. Организационный момент - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Работу над новым материалом желательно начать с прослушивания фонограммы русской народной песни. (Это может быть и хорошо знакомая детям песня, и незнакомая.)

После окончания звучания песни учителю не следует торопиться с вопросами, необходимо дать учащимся прочувствовать, пропустить через себя услышанное.

– Что хотите сказать?

– Как вы думаете, это песня народная или авторская?

– Почему так считаете?

– Какому народу, по вашему мнению, принадлежит прозвучавшая песня?

– Обоснуйте свое мнение.

– Совершенно верно, мы слушали русскую народную песню...

Если песня детям незнакома, учитель сообщает ее название учащимся.

– Русская народная песня – неотъемлемая часть творчества русского народа, она живет на протяжении нескольких веков.

– Почему люди стали создавать песни?

– Для чего нужны песни?

– Какие разновидности русских народных песен вам знакомы? (Потешки, пестушки, заклинки, колыбельные...)

– Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми русскими народными песнями. Прочитайте друг другу песню «Как на тоненький ледок».

– Как бы вы спели эту песню?

– Попробуем исполнить ее.

Учащиеся исполняют песню. (Можно прослушать несколько вариантов исполнения и выбрать наиболее подходящий к содержанию песни.)

Песню «Лебедушка» читает учитель.

– Какое настроение оставила в вас песня?

– О чем просит лебедушка гусей?

Затем ученики упражняются в чтении песни.

IV. Итог урока.

– Что понравилось на уроке?

– О чем хотели бы еще узнать? Какую работу еще хотели бы выполнить?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение русских народных песен (с. 14–17, часть 1-я), одну из песен выучить наизусть (по желанию).

Урок 3
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Цели:продолжать знакомить учащихся с произведениями русского фольклора; дать представление о докучных сказках; работать над развитием речи, фантазии, воображения.

Ход урока

Наши рекомендации