III. Изучение нового материала. I. Организационный моментПроверка готовности к уроку

Ход урока

I. Организационный моментПроверка готовности к уроку. Проверка д/з.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Понятие «демократия» не столь просто, чтобы можно было дать этому понятию краткое и простое определение. Демократия – идеал, и ни в прошлом, ни в настоящем полностью, в чистом виде не существовала. Несмотря на это, люди стремились к ней, вдохновленные ценностями, на которых она базируется. Знать и понимать значение этих ценностей очень важно, так как это позволяет оценивать любую политическую систему.

III. Изучение нового материала.

Рассмотрим школу в более широком социальном контексте как особую организацию, в которой должно осуществляться образование человека как гражданина, способного жить в демократическом обществе.

Демократия – это комплекс идей и принципов, практические нормы и процедуры, где основная задача органов коллектива - обеспечение и защита прав личности.

Демократический уклад школьной жизни возможен только в условиях формирования правового пространства школы. Под правовым пространством мы понимаем освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, т.е. всеми участниками образовательного процесса.

Правовое пространство школы наряду с другими образовательными пространствами образуют своеобразный уклад жизни школы, т.е. такую организацию, которая во многом определяет, какие нормы и правила усваиваются и закрепляются в поведении. Как показывают исследования, такой уклад (атмосфера, стиль жизни и т.п.) влияет иногда гораздо больше на становление жизненных ценностей молодежи, чем учебные планы, программы и методы преподавания.

Данные формы работы способствуют формированию активной гражданской позиции учащихся. Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции.

Помимо школьного законотворчества, проводились рефлексии на тему отношения учеников к школьной демократии. Оказалось, что почти все достаточно хорошо ознакомлены с органами самоуправления и приветствуют их существование. Ученики считают, что демократизация школы является важным звеном на пути к становлению человека в обществе: “что именно таким путём из простого ученика вырастает индивидуальность, личность, обладающая самыми лучшими качествами гражданина: бескорыстие, гуманность, дружелюбие, исполнение общественного долга, уважение чужих прав, ответственность”.

Такая практика подтолкнула учеников задуматься о школьных законах, о частичном их пренебрежении и невыполнении. Такого рода обсуждения и высказывания своей позиции должны использоваться чаще, ведь именно таким путём учителя и ученики могут достигнуть гармонии в школе.

Заботясь о создании в школе системы ученического самоуправления, важно обеспечить последовательное и равномерное развитие самодеятельных начал во всех видах коллективной деятельности, включение в активную деятельность всех ребят.

Центром такой работы становятся первичные коллективы-классы.

Самоуправление в классном коллективе осуществляет свою деятельность с помощью общего собрания, коллективного органа самоуправления. В классе функционирует актив класса: староста, ответственные за учебную работу, трудовые дела, дежурство, физорг, редколлегия, помощник библиотекаря.

По мере необходимости формируются временные творческие, инициативные группы по подготовке коллективных творческих дел. В них могут войти ребята, учителя, родители. Например, подготовка концертной программы для Детского Дома. Один раз в четверть проходит общий сбор всего школьного актива, где заслушиваются отчёты председателей советов о проделанной работе.

Таким образом, простая модель организации ученического самоуправления обеспечивает высокую эффективность его деятельности. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления.

- Возможна ли демократия в школе? Демократия в школе реальна и необходима. Самоуправление учащихся – не пустой и никому не нужный лозунг. Самоуправление – это принцип организации жизни школы, означающий право и обязанность его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, затрагивающие интересы коллектива, активно участвовать в принятии решений и в деятельности выборных органов.

Воспитание патриота, гражданина - непростая задача. Подросток должен обладать определенными знаниями (о правах человека, государстве, выборах, роли общественных организаций). Ему надо овладеть многими умениями: критически мыслить, отстаивать свою позицию, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, участвовать в обсуждение разных проблем. Ему нужно выработать в себе такие качества, как уважение прав других, толерантность, умение договариваться и идти при этом на разумные компромиссы (учителя с большим опытом работы, наверное, помнят, что были времена, когда от детей требовали другого – бескомпромиссности и непримиримости к инакомыслию!). Сегодня важнейшая цель воспитания – гуманистическая социализация школьников, подготовка их к служению гуманистическим идеалам. Ведь сегодня, как никогда, требуется возрождение у взрослых и детей чувства принадлежности к сообществу.

Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.

- Существует ли демократия в жизни вашего класса? (В нашем классе мы стараемся придерживаться демократии)

В этом году на основе Устава нашей школы мы составили законы класса, которые разрабатывались группами, шли обсуждения, общее голосование по каждому пункту. Вот эти законы, принятые на классном собрании большинством голосов.

1. Не портить школьное имущество. Беречь и сохранять его;

2. Принимать активное участие в жизни класса и школы, добросовестно выполнять порученное дело;

3. На уроках вести себя соответственно правилам школы. Учителей слушать внимательно. Не мешать себе и товарищам;

4.. Не опаздывать на уроки и не прогуливать;

5.. Дежурить по классу вовремя и добросовестно;

6. Беречь друг друга. Не обижать и не оскорблять, называть всех по имена;.

7. Отключать мобильники во время урока;

8. Не выражаться нецензурными словами;

9. В школу ходить с прибранными волосами (девочкам).

Каждый год в сентябре у нас проходят выборы нового актива, каждый должен отчитаться о проделанной работе. Как правило, выборы проходят интересно, так как нам не безразлична наша школьная жизнь.

Мы любим, собираться на классные собрания, где обсуждаем проблемы, решаем вопросы, учимся дискутировать, уважать чужую точку зрения. Такое чаще всего неформальное общение помогает нам формировать собственную позицию, с точки зрения демократии.

Наши рекомендации