Находящиеся на разных концах духовного мира, равно страшатся собственности

-- Мило! -- вскричал Кардо. -- Не будь собственности, как могли бы мы

составлять нотариальные акты!

-- Вот горошек, божественно вкусный!

-- А на следующий день священника нашли мертвым...

-- Кто говорит о смерти?.. Не шутите с нею! У меня дядюшка...

-- И конечно, вы примирились с неизбежностью его кончины.

-- Разумеется...

-- Слушайте, господа!.. СПОСОБ УБИТЬ СВОЕГО дядюшку. тсс! (Слушайте,

слушайте! ) Возьмите сначала дядюшку, толстого и жирного, по крайней мере

семидесятилетнего, -- это лучший сорт дядюшек. (Всеобщее оживление. )

Накормите его под каким-нибудь предлогом паштетом из гусиной печенки...

-- Ну, у меня дядя длинный, сухопарый, скупой и воздержный.

-- О, такие дядюшки -- чудовища, злоупотребляющие долголетием!

-- И вот, -- продолжал господин, выступивший с речью о дядюшке, -- в то

Время как он будет предаваться пищеварению, объявите ему о несостоятельности

Его банкира.

-- А если выдержит?

-- Дайте ему хорошенькую девочку!

-- А если он?.. -- сказал другой, делая отрицательный знак.

-- Тогда это не дядюшка... Дядюшка -- это по существу своему живчик.

-- В голосе Малибран пропали две ноты.

-- Нет!

-- Да!

-- Aral Ага! Да и нет -- не к этому ли сводятся все рассуждения на

Религиозные, политические и литературные темы? Человек -- шут, танцующий над

пропастью!

-- Послушать вас, я -- дурак?

-- Напротив, это потому, что вы меня не слушаете.

-- Образование -- вздор! Господин Гейнфеттермах насчитывает свыше

Миллиарда отпечатанных томов, а за всю жизнь нельзя прочесть больше ста

пятидесяти тысяч. Так вот, объясните мне, что значит слово "образование".

Для одних образование состоит в том, чтобы знать, как звали лошадь

Александра Македонского или что дога господина Дезаккор звали Беросилло, и

Не иметь понятия о тех, кто впервые придумал сплавлять лес или же изобрел

Фарфор. Для других быть образованным -- значит выкрасть завещание и прослыть

Честным, всеми любимым и уважаемым человеком, но отнюдь не в том, чтобы

Стянуть часы (да еще вторично и при пяти отягчающих вину обстоятельствах), а

Затем, возбуждая всеобщую ненависть и презрение, отправиться умирать на

Гревскую площадь.

-- Натан останется?

-- Э, его сотрудники -- народ неглупый!

-- А Каналис?

-- Это великий человек, не будем говорить о нем.

-- Вы пьяны!

-- Немедленное следствие конституции -- опошление умов. Искусства,

Науки, памятники -- все изъедено эгоизмом, этой современной проказой. Триста

Ваших буржуа, сидя на скамьях Палаты, будут думать только о посадке тополей.

Деспотизм, действуя беззаконно, совершает великие деяния, но свобода,

Соблюдая законность, не дает себе труда совершить хотя бы самые малые

Деяния.

-- Ваше взаимное обучение фабрикует двуногие монеты по сто су, --

Вмешался сторонник абсолютизма. -- В народе, нивелированном образованием,

Личности исчезают.

-- Однако не в том ли состоит цель общества, чтобы обеспечить

Благосостояние каждому? -- спросил сен-симонист.

-- Будь у вас пятьдесят тысяч ливров дохода, вы и думать не стали бы о

Народе. Вы охвачены благородным стремлением помочь человечеству?

Отправляйтесь на Мадагаскар: там вы найдете маленький свеженький народец,

Сенсимонизируйте его, классифицируйте, посадите его в банку, а у нас всякий

Свободно входит в свою ячейку, как колышек в ямку. Швейцары здесь --

Швейцары, глупцы -- глупцы, и для производства в это звание нет

Необходимости в коллегиях святых отцов.

-- Вы карлист[*]!

-- А почему бы и нет? Я люблю деспотизм, он подразумевает известного

рода презрение к людям. Я не питаю ненависти к королям. Они так забавны!

Царствовать в Палате, в тридцати миллионах миль от солнца, -- это что-нибудь

да значит!

-- Резюмируем в общих чертах ход цивилизации, -- говорил ученый,

Пытаясь вразумить невнимательного скульптора, и пустился в рассуждения о

Первоначальном развитии человеческого общества и о первобытных народах: --

При возникновении народностей господство было в известном смысле господством

Материальным, единым, грубым, впоследствии, с образованием крупных

Объединений, стали утверждаться правительства, прибегая к более или менее

Ловкому разложению первичной власти. Так, в глубокой древности сила была

Сосредоточена в руках теократии: жрец действовал и мечом и кадильницей.

Потом стало два высших духовных лица: первосвященник и царь. В настоящее

Время наше общество, последнее слово цивилизации, распределило власть

Соответственно числу всех элементов, входящих в сочетание, и мы имеем дело с

Силами, именуемыми промышленностью, мыслью, деньгами, словесностью. И вот

Власть, лишившись единства, ведет к распаду общества, чему единственным

Препятствием служит выгода. Таким образом, мы опираемся не на религию, не на

Материальную силу, а на разум. Но равноценна ли книга мечу, а рассуждение --

Действию? Вот в чем вопрос.

-- Разум все убил! -- вскричал карлист. -- Абсолютная свобода ведет

Нации к самоубийству; одержав победу, они начинают скучать, словно

Какой-нибудь англичанин-миллионер.

-- Что вы нам скажете нового? Нынче вы высмеяли все виды власти, но это

так же пошло, как отрицать бога! Вы больше ни во что не верите. Оттого-то

наш век похож на старого султана, погубившего себя распутством! Ваш лорд

Наши рекомендации