Находящиеся на разных концах духовного мира, равно страшатся собственности
-- Мило! -- вскричал Кардо. -- Не будь собственности, как могли бы мы
составлять нотариальные акты!
-- Вот горошек, божественно вкусный!
-- А на следующий день священника нашли мертвым...
-- Кто говорит о смерти?.. Не шутите с нею! У меня дядюшка...
-- И конечно, вы примирились с неизбежностью его кончины.
-- Разумеется...
-- Слушайте, господа!.. СПОСОБ УБИТЬ СВОЕГО дядюшку. тсс! (Слушайте,
слушайте! ) Возьмите сначала дядюшку, толстого и жирного, по крайней мере
семидесятилетнего, -- это лучший сорт дядюшек. (Всеобщее оживление. )
Накормите его под каким-нибудь предлогом паштетом из гусиной печенки...
-- Ну, у меня дядя длинный, сухопарый, скупой и воздержный.
-- О, такие дядюшки -- чудовища, злоупотребляющие долголетием!
-- И вот, -- продолжал господин, выступивший с речью о дядюшке, -- в то
Время как он будет предаваться пищеварению, объявите ему о несостоятельности
Его банкира.
-- А если выдержит?
-- Дайте ему хорошенькую девочку!
-- А если он?.. -- сказал другой, делая отрицательный знак.
-- Тогда это не дядюшка... Дядюшка -- это по существу своему живчик.
-- В голосе Малибран пропали две ноты.
-- Нет!
-- Да!
-- Aral Ага! Да и нет -- не к этому ли сводятся все рассуждения на
Религиозные, политические и литературные темы? Человек -- шут, танцующий над
пропастью!
-- Послушать вас, я -- дурак?
-- Напротив, это потому, что вы меня не слушаете.
-- Образование -- вздор! Господин Гейнфеттермах насчитывает свыше
Миллиарда отпечатанных томов, а за всю жизнь нельзя прочесть больше ста
пятидесяти тысяч. Так вот, объясните мне, что значит слово "образование".
Для одних образование состоит в том, чтобы знать, как звали лошадь
Александра Македонского или что дога господина Дезаккор звали Беросилло, и
Не иметь понятия о тех, кто впервые придумал сплавлять лес или же изобрел
Фарфор. Для других быть образованным -- значит выкрасть завещание и прослыть
Честным, всеми любимым и уважаемым человеком, но отнюдь не в том, чтобы
Стянуть часы (да еще вторично и при пяти отягчающих вину обстоятельствах), а
Затем, возбуждая всеобщую ненависть и презрение, отправиться умирать на
Гревскую площадь.
-- Натан останется?
-- Э, его сотрудники -- народ неглупый!
-- А Каналис?
-- Это великий человек, не будем говорить о нем.
-- Вы пьяны!
-- Немедленное следствие конституции -- опошление умов. Искусства,
Науки, памятники -- все изъедено эгоизмом, этой современной проказой. Триста
Ваших буржуа, сидя на скамьях Палаты, будут думать только о посадке тополей.
Деспотизм, действуя беззаконно, совершает великие деяния, но свобода,
Соблюдая законность, не дает себе труда совершить хотя бы самые малые
Деяния.
-- Ваше взаимное обучение фабрикует двуногие монеты по сто су, --
Вмешался сторонник абсолютизма. -- В народе, нивелированном образованием,
Личности исчезают.
-- Однако не в том ли состоит цель общества, чтобы обеспечить
Благосостояние каждому? -- спросил сен-симонист.
-- Будь у вас пятьдесят тысяч ливров дохода, вы и думать не стали бы о
Народе. Вы охвачены благородным стремлением помочь человечеству?
Отправляйтесь на Мадагаскар: там вы найдете маленький свеженький народец,
Сенсимонизируйте его, классифицируйте, посадите его в банку, а у нас всякий
Свободно входит в свою ячейку, как колышек в ямку. Швейцары здесь --
Швейцары, глупцы -- глупцы, и для производства в это звание нет
Необходимости в коллегиях святых отцов.
-- Вы карлист[*]!
-- А почему бы и нет? Я люблю деспотизм, он подразумевает известного
рода презрение к людям. Я не питаю ненависти к королям. Они так забавны!
Царствовать в Палате, в тридцати миллионах миль от солнца, -- это что-нибудь
да значит!
-- Резюмируем в общих чертах ход цивилизации, -- говорил ученый,
Пытаясь вразумить невнимательного скульптора, и пустился в рассуждения о
Первоначальном развитии человеческого общества и о первобытных народах: --
При возникновении народностей господство было в известном смысле господством
Материальным, единым, грубым, впоследствии, с образованием крупных
Объединений, стали утверждаться правительства, прибегая к более или менее
Ловкому разложению первичной власти. Так, в глубокой древности сила была
Сосредоточена в руках теократии: жрец действовал и мечом и кадильницей.
Потом стало два высших духовных лица: первосвященник и царь. В настоящее
Время наше общество, последнее слово цивилизации, распределило власть
Соответственно числу всех элементов, входящих в сочетание, и мы имеем дело с
Силами, именуемыми промышленностью, мыслью, деньгами, словесностью. И вот
Власть, лишившись единства, ведет к распаду общества, чему единственным
Препятствием служит выгода. Таким образом, мы опираемся не на религию, не на
Материальную силу, а на разум. Но равноценна ли книга мечу, а рассуждение --
Действию? Вот в чем вопрос.
-- Разум все убил! -- вскричал карлист. -- Абсолютная свобода ведет
Нации к самоубийству; одержав победу, они начинают скучать, словно
Какой-нибудь англичанин-миллионер.
-- Что вы нам скажете нового? Нынче вы высмеяли все виды власти, но это
так же пошло, как отрицать бога! Вы больше ни во что не верите. Оттого-то
наш век похож на старого султана, погубившего себя распутством! Ваш лорд