Детали, связанные с мужскими образами
Именно так Бунин взволнованно и вполне серьезно процитировал чьи-то шутливые слова. Герой рассказа «Таня» с ужасом думает, что он будет делать, если возьмет Таню в жены, а ведь только ее он и любит по-настоящему.
Бунин совсем мало описывает внешность героев-мужчин, в отличие от женщин. В большинстве случаев автор раскрывает образы своих героев через поступки и ощущения, поэтому слагающими образа любви являются детали, связанные с переживаниями и действиями мужчин, направленными на предмет их обожания.
???????????????
Таблица 5.
Произведение | Цитата | Комментарий |
«Руся» | Однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые и узкие ступни – подобного счастья не было во всей его жизни. | Автор в этой короткой цитате смог «зашифровать» всю силу любви своего героя к Русе |
«Ворон» | А я погибал в пустом, тихом доме от непрестанного, мучительного желания видеть, целовать и прижимать к себе ее | Мужчина редко даже в мыслях признается в чувствах, но Бунин создает совершенно иной образ |
«Руся» | И он опять прижимал к губам ее руки, иногда, как что-то священное целовал ее грудь. Каким совсем новым существом стала она для него! | Автор превращает мужчину в раба женским телом, тем самым обожествляя женскую красоту |
??????????????????????????
Главные герои по-разному относятся к этому великолепному чувству: одни предают любовь во имя чего-либо, другие – страстно или нежно любят своих избранниц:
- мужчины, предавшие свою любовь - «Сколько не проходило времени все одним жила, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот…»(«Темные аллеи»);
- мужчины, страстно или нежно любящие, – «Под сарафаном у нее была только сорочка. Она нежно, едва касаясь, целовала его в края губ. Он, с помутившей головой, кинул ее на корму. Она исступленно обняла его» («Руся»), «Когда она зарыдало сладко и горестно, он с чувством не только животной благодарности за то неожиданное счастье, которое она бессознательно дала ему, но и восторга любви стал целовать её в шею, в грудь, всё упоительно пахнущее чем-то деревенским» («Таня»).
???????????????????
Особый интерес представляет тот факт, что в большинстве рассказов мы узнаем историю любви из уст мужчины, видим, как он страдает, если что-то случается с его возлюбленной. Во многих произведениях повествователем или рассказчиком является именно мужчина – главный герой.
Распространенным является мнение, что мужчины не умеют любить, но это не так: в большинстве случаев они не показывают своих истинных чувств, не умеют это делать так, как женщины. Герои рассказов И.А.Бунина тяжело переносят горечь расставания с возлюбленными. («Солнечный удар», «Чистый понедельник» и др.) Бунин является тонким психологом, он позволяет нам поэтапно следить за внутренним состоянием героя. Легко и счастливо поручик расстался с незнакомкой, беззаботно возвратился в гостиницу. Но случайно то, что поручик не мог предположить: его забавное приключение не забылось! Что это? Любовь! Писатель сумел передать мучительные переживания героя. Каждая деталь в рассказе, в описании душевного состояния героя, вынужденного расстаться с той, что озарила его жизнь и сердце ослепительным светом любви, необыкновенно важна. Автор через множество деталей интерьера, пейзажа, запах, цвет и свет, внутреннее состояние показывает мысли, настроение поручика:
- «шпилька для волос, смятая постель» – напоминание о прекрасной незнакомке;
- «он чувствует запах ее духов» – аромат ее хорошего английского одеколона лишь усиливает его одиночество;
- « начал курить» - поручик заспешил покурить, но сигаретный дым не способен побороть тоску и душевную пустоту.
- «Сердце его поражено слишком большой любовью, слишком большим счастьем» – мимолетная любовь явилась для поручика потрясением, она психологически изменила его.
Особую роль играет антитеза, позволяющая увидеть, какая пропасть легла между прошлым и настоящим: «номер был еще полон ею», еще чувствовалось ее присутствие, но вот «номер пуст», «ее уже не было», «уже уехала».
Жизнь самого обычного человека зачастую скучна и разнообразна. И только благодаря таким мимолетным встречам люди забывают про каждодневные скучные дела, каждое расставание вселяет надежду на новую встречу, и с эти ничего не поделаешь. Но где же сможет встретить поручик свою возлюбленную в большом городе? К тому же у нее семья, трехлетняя дочка. Нужно продолжать жить, не давать отчаянью овладеть разумом и душой. Все проходит, как говорил Юлий Цезарь.
Чувствуя себя в плену любви, мы не думаем о неизбежной минуте расставания. Чем сильнее мы любим, тем тягостнее бывают наши страдания. Эта тяжесть расставания с самым близким тебе человеком ни с чем не сравнима. Что же испытывает человек, когда теряет свою любовь после неземного счастья, если из-за мимолетного увлечения стареет на десять лет?..
Большое значение в рассказах И.А.Бунина играют повествовательные художественные детали, позволяющие автору показать образ любви во всей его полноте. Чаще всего они представлены глаголами и их сочетаниями с другими частями речи.
Таблица 6.