I. Организационный момент. II. Речевая разминка
II. Речевая разминка
Стоит церковь
из оладий складена,
блином покрыта,
калашны запорки,
шанежка — дверь.
Я догадался, шанежку-дверь
разломал,
калач укусил, сам себя
пропустил.
— Прочитайте жужжащим чтением.
—Как поняли словосочетание «калашны запорки»? (Запорки из калача. В старину говорили калачный [шн].)
—Прочитайте (медленно, с раздражением, с радостной интонацией, с ускорением, — с замедлением, скороговоркой, по памяти).
III. Деление сказки на части
—Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать.
—Вы дома разделили текст на части. Посмотрим, что у вас получилось.
/ часть
—Найдите и прочитайте ее. (До слов: «— Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 159.)
—Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)
II часть
—Прочитайте II часть сказки. (До слов: «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого», с. 160.)
—Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок ?»)
III часть
До слов: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...», с. 162.
— Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или
«провожатый — мальчик-колокольчик».)
IV часть
До слов: «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...», с. 163. Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».
V часть
До слов: «Вот перед ними еще дверцы», с. 164. Возможное название — «Маленькая размолвка».
VI часть
До слов: «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», с. 165. Возможное название - «Очутились на улице».
VII часть
До слов: «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тонких ножках...», с. 166.
Возможное название — «Встреча с колокольчиками».
VIII часть
До слов: «Миша — к надзирателю», с. 167.
Возможное название — «Господа — дядьки-молоточки».
IX часть
До слов: «Между тем Миша пошел далее — и остановился», с. 168. Возможное название - «Знакомство с надзирателем».
X часть
До слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169. Возможное название — «Сударыня-царевна».
XI часть
От слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169, идо конца.)
Возможное название — «Миша проснулся».
— Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
IV. Физкультминутка
V. Пересказ сказки
— Расскажите о путешествии в городок Динь-Динь от лица
Миши. Постарайтесь при пересказе передать чувства, на
строение мальчика, его отношение к жителям городка в
табакерке.
(Дается несколько минут на подготовку. Затем слушаются пересказы.)
VI. Итог урока
—Что хотел сказать читателям Одоевский в своем произведении?
Домашнее задание:подготовить ответы на вопросы 3 и 4 на с. 170.