Постоянство памяти. 1931 г
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Сальвадор Дали.
Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно. 1931 г.
Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.
Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании. 1936 г.
Музей искусств, Филадельфия.
Сальвадор Дали.
Пылающий жираф. 1936 г. Художественный музей, Базель.
Сальвадор Дали.
Осенний каннибализм. 1936 г. Галерея Тейт, Лондон.
Два существа, изображённые художником с отвращением и насмешкой, изящно пользуясь столовыми приборами, «питаются» друг другом. По словам Дали, они «воплощают пафос гражданской войны».
вдохновлённых фантазией художника, — экстравагантных, провоцирующих, забавных.
Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагал потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. Успех принёс богатство. Avida dollars («жажду долларов») — такую анаграмму имени Salvador Dali составил Андре Бретон, рассорившись с художником. На самом деле Дали не лукавил, когда однажды обмолвился: «Я понятия не имею, богат я или беден. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика». Причину же исключения его из группы сюрреалистов (это произошло в 1938 г.) следует искать в другом. Культ индивидуализма, который всегда про-
Сальвадор Дали.
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду
До пробуждения. 1944 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.
поведовал Дали, заставлял его разрушать любые групповые устои, действовать вразрез с любой идеологией — художественной или политической.
В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации
к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы.
В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) и другие полотна
*Анаграмма — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.
**Порт Льигат (исп. «закрытая бухта») — место неподалёку от Кадакеса, где находился дом Дали.
Сальвадор Дали.
Искушение Святого Антония. 1946 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Сальвадор Дали.
Мадонна порта Льигат. Фрагмент. 1949 г. Собрание Бивербрук, Канада.
Сальвадор Дали.