Реализм как художественная эпоха новейшего времени: человек терпит бедствия, но выстоит

1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход —

непротивление злу насилием и самосовершенствование.............387

2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами......................400

3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни...416

4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные

ценности.....................................418

5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное

и обыденное...................................419

6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна

заполнять культура способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма...................................423

7. Интеллектуальный реализм: счастлив творящий добро: состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира?........428

ОБЩЕНИЕ С ИСКУССТВОМ КАК СОКРОВЕННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЗВЕНО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель).....................437

2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента.............438

II. РЕЦЕПЦИЯ КАК СОКРОВЕННЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК НАСЛАЖДЕНИЕ

1. Механизм художественного восприятия.............. 442

2. Законы художественного восприятия.................. 445

III. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

1. Герменевтика — теория понимания..................... 447

2. Понимание и интерпретация................... 449

3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста......... 450

4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики.................... 452

5. Методологические возможности герменевтики................. 456

6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации........... 458

IV. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА

1. Искусство — критика — общество................... 459

2. Критика как движущаяся риторика и эстетика................. 461

3. Объективное и субъективное в критическом анализе............... 463

4. Методология анализа художественного произведения............... 467

5. Методология анализа художественного процесса................. 478

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Типология эстетических категорий....................... 481

2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства............. 484

Библиография............................. 486

Предметный указатель(Сост. Е.В. Комендант).................. 494

Именной указатель(Сост. Т.И. Зубарева)...................... 501

От автора

В этой книге излагается концепция эстетики, созданная на осно­ве художественного опыта классического искусства прошлого и искусст­ва ХХ века. В ней дается краткое, целостное изложение основных поло­жений эстетики как науки, ориентированное на общечеловеческие ценно­сти и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетиче­ской и художественной культуры.

Автор стремится осветить вопросы природы, сущности, происхожде­ния и теоретической истории развития искусства, поведать о категориях эстетики, о законах художественного восприятия. Предлагаемый курс эс­тетики написан автором с опорой на предпринятое им ранее развернутое двухтомное исследование «Эстетика» (Смоленск «Русич». 1997). Изложе­ние основных проблем данной дисциплины сочетается с изложением ав­торских решений этих проблем. В основании авторской системы эстетики лежит понятие «эстетическое», трактуемое как общечеловеческая цен­ность, находящаяся в поле свободы.

Все теоретические рассуждения автора опираются на конкретный ма­териал искусства - на классические или репрезентативные произведения искусства Нового времени. При этом автор стремился преодолеть 1) ис­кусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой труда, обрядов, быта, спорта) при сохранении приоритета художественной культуры; 2) литературоцентризм (построение эстетических концепций на основе только литературного опыта, без охвата всех видов искусства) при сохра­нении приоритета вербальных искусств; 3) европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании) при сохранении приоритета общечеловеческих ценностей; 4) исторический нарциссизм (самолюбование и эгоизм современности, уводящий от худо­жественного опыта всех эпох) при сохранении приоритета интересов ху­дожественной культуры нашего времени; 5) национальный нарциссизм (некритическое, безоговорочно восторженное отношение к отечественно­му творчеству) при сохранении приоритета отечественной культуры.

Стремление отразить современное состояние эстетики, интегриро­вать идеи классиков эстетической мысли и крупных современных отече­ственных и зарубежных ученых в этой книге сочетается с установкой на авторское решение всех проблем и выдвижение авторских концепций, во многом несхожих со взглядами других исследователей. Иными словами,

основные эпизоды становления и развития эстетической мысли и наибо­лее важные идеи современной мировой науки об искусстве излагаются здесь внутри авторской эстетической концепции.

В настоящее время содержание наук удваивается каждые 8—12 лет. Именно в таком ритме происходили переработки и переиздания «Эстетики». Настоящее издание — шестое русское и двадцать первое, если считать зарубежные переводы (одно издание на английском, два на болгарском, три на китайском, на латышском, эстонском, молдавском, грузинском, армянском, азербайджанском, румынском, чешском, вьетнамском языках). Автор продолжает работать над исследованиями в области эстетики.

В наш век, когда в течение жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психоло­гической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появле­ние нового научного, а может быть, и художественного жанра (= нового типа творчества), который можно было бы назвать «книгой жизни» в том смысле, что работа над уже изданным произведением не может остано­виться никогда не только в силу стремления к принципиально недостижи­мому совершенству, но и в силу потребности сделать свой духовный про­дукт зеркалом меняющегося мира и себя (то есть отражением жизненного и духовного движения автора в поле невероятно динамичного историче­ского процесса).

«Эстетика» обращена и к профессионалу, и к студенту, и к широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры. Ав­тор стремился, чтобы его книга была современным учебником для искус­ствоведов, художников и всех, кто в институтах и университетах изучает данную дисциплину, а также занимательным чтением для всех, кто любит искусство и хочет лучше его понимать.

Эстетика как наука

Наши рекомендации