Этика новейшего времени (XX век)

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось

Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть искусство жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает.Гуманистическая этика основывается на принципе, что только сам человек может определить критерий добродетели и греха, а не трансцендентный ему авторитет. «Благо» - это то, что хорошо для человека, а «зло» - это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки - благополучие человека.Гуманистическая этика - это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке".

Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как "прикладной" и "теоретический". Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»).

Таким образом, рассмотрев ключевые этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».

Выводы:

· Существуют различные принципы и основания для типологии этических учений: этический плюрализм – этический монизм.

· Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:А) натуралистические концепции; Б) социологические концепции: мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т.Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)или репрессии (Ф.Ницше, З.Фрейд); В) «антропологические концепции»: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм); Г) супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф.Аквинский, русская религиозная философская традиция).

· Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:А) Гедонистические учения; Б) Утилитаристские, или прагматистские учения;

В) Перфекционистскиеучения; Г) «Гуманистические» учения.

· Исторически представление о предмете этики менялось: этика как учение о добродетелях (Аристотель, Ф.Аквинский) – учение о долге и должном (И.Кант) – «искусство жить» (Э.Фромм).

Вопросы:

1. Что такое типология; типологизация?

2. Назовите принципы, лежащие в основе типологии этических учений.

3. Что такое гедонизм?

4. Что такое эвдемонизм?

5. Что такое утилитаризм?

6. Назовите представителей «социологизма» в этике?

7. Как исторически менялось представление о предмете этике?

8. Какой переворот в истории этических учений связан с именем немецкого философа И.Канта?

9. В чем заключаются отличительные характеристики современного этапа в развитии этики?

Литература:

1. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. – М., 2006.- 325с.

2. Аристотель. Этика. – М., 2002. – 496с.

3. Аристотель. Этика.- Соч. в 4 т. Т. 4. - М., 1972. – 347с.

4. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – Киев, 1996. – 216с.

5. Гегель. Философия права. - М., 1990. – 369с.

6. Гусейнов А.А. Античная этика. – М., 2004. – 271с.

7. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995. - 351с.

8. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - СПб., 1997. – 453с.

9. Иванов В.Г. История этики Средних веков. - СПб., 2002.- 321с.

10. История этических учений / Под общ.ред. А.А. Гусейнова. – М., 2003. – 891с.

11. Кант И. Критика практического разума.- СПб., 1995. – 421с.

12. Кант И. Лекции по этике. – М., 2000. – 459с.

13. Фромм Э. Человек для себя – Мн., 1992. – 253с.

14. Этика /под общ.ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко/ – М., 2006. – 494с.

15. Этика: Энциклопедический словарь./ Под ред. Р.Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М., 2001.- 671с.

Веб-ресурсы:

1. http://www.ethicscenter.ru/;

3. http://www.philosophy.ru/;

4. http://www.humanities.edu.ru/;

5. http://phenomen.ru/.

Наши рекомендации