Формы организации занятий
Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений отечественных специалистов позволяет предложить три наиболее значимых признака для самой общей классификации форм организации занятий борьбой: тип организации, направленность занятий и содержание преподаваемого учебного материала. По типу организации занятия могут быть урочные и неурочные; по направленности — общеподготовительные, специально-подготовительные, комбинированные и, наконец, по содержанию учебного материала — теоретические и практические. Наибольшую значимость для практики спортивной борьбы имеют урочные, практические формы занятий, проводимые с различной направленностью — с целью совершенствования уровня общей, специальной подготовленности или комбинированного решения обеих указанных задач. Если неурочные формы имеют более свободную, эпизодическую организацию деятельности занимающихся (например, двусторонняя игра, соревнование, прогулка, поход), то урочные формы характеризуются наличием расписания, непосредственным руководством тренера, относительно постоянным и однородным составом занимающихся, строгой регламентацией деятельности спортсменов, связью с предыдущим и последующим учебным материалом, жестким контролем посещаемости и успеваемости и т. п.
Все урочные практические занятия могут различаться по цели, количественному составу борцов и степени разнообразия решаемых задач.
Исходя из цели, все занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы или в случаях проверки качества работы тренера. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и отставание отдельных борцов и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих борцов и борцов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных борцов с целью окончательной коррекции состава команды. Такие турниры проводятся в присутствии зрителей, с награждением и другими атрибутами официальных соревнований. Они особенно полезны и крайне необходимы при недостающем количестве официальных соревнований. С их помощью удается формировать у борцов соревновательной опыт.
По количественному составу все занятия можно подразделить на индивидуальные, групповые и индивидуально-групповые. Если индивидуальные занятия более типичны для спортсменов высшей квалификации, то групповые и индивидуально-групповые более оправданны для новичков и представителей младших разрядов. Спортсмены старших разрядов (от первого до мастера спорта СССР) занимают промежуточное положение, т. е. тренируются в составе малочисленных групп (например, в группах борцов определенных весовых категорий), а также в составе всей группы или команды. Важно отметить, что индивидуальные занятия борцы могут проводить самостоятельно.
По степени разнообразия решаемых задач, а следовательно, по разнообразию тренировочных программ (заданий) следует различать однородные (или избирательные) и разнородные формы учебных занятий.
В наиболее часто встречаемых формах однородных занятий решается ограниченное число задач тренировки. В таких занятиях первая и третья части выполняют явно выраженные обслуживающие функции. Избирательные занятия позволяют сконцентрировать внимание на решении главной задачи, что в большей мере способствует конструктивным адаптационным процессам в организме спортсменов (В. Н. Платонов, 1980). В практике спорта применяются три варианта однородных (избирательных) занятий:
а) с использованием ограниченного числа однообразных, широко рекомендуемых, привычных и стабильных на протяжении определенного времени тренировочных заданий;
б) с существенным варьированием тренировочных заданий;
в) с использованием обширного комплекса различных однонаправленных тренировочных заданий.
При разнородном содержании на занятиях последовательно решается целый ряд задач с использованием широкого круга тренировочных заданий. Однако занятия такого типа применяются в практике спорта относительно редко.