Синтаксис. Основные проблемы и категории синтаксиса
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста. Синтаксис позволяет выполнять языку его главнейшую роль – функцию общения. Именно в области синтаксиса возникает коммуникация. «Зерно коммуникации» – это синтагма.
Синтагма. Виды синтагмы.Синтагма – это последовательность двух или более языковых единиц (морфем, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связи; при этом один компонент – это определяемое, а другой – определяющее.
Виды синтагмы. Наиболее простой вид синтагмы – это производное слово: дом – домик, где дом- – определяемое, -ик –определяющее; это «в н у т p е н –
н я я синтагма». К внутренним синтагмам также относятся сложные слова, в которых определенная интонация показывает утверждающую или иную модальность. Внешние синтагмы – это пары слов, из которых одно определяет другое», т е. собака ест, ест мясо, рыжая собака, свежее мясо, жадно ест и т. п.
Бывают и такие случаи, когда в качестве членов синтагмы выступают целые словосочетания:
а) когда знаменательное слово сопровождается служебным, вечер на рейде - одна синтагма, хотя есть и третье слово, предлог на;
6) когда в состав предложения входят лексикализованные сочетания, например: Работает спустя рукава, где одна синтагма, то же и в таких случаях, как Видел «Горе от ума»;
в) когда в составе предложения есть распространенные обособленные обороты;
г) такие случаи, когда в качестве члена синтагмы выступают целые предложения.
Типы отношений между членами синтагмы
1) Из этих отношений главное – предикативное. Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения.
Время в грамматике – это не просто «объективно» реальное время, а результат отношения двух «времен»: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью – Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Волга впадает в Каспийское море, Птицы высиживают птенцов из яиц n т. п.) – это настоящее время; если время события предшествует времени речи – Я писал –это прошедшее время; если время события должно следовать после времени речи – Я буду писать, Я напишу –это будущее время. Поэтому временное отношение может быть установлено только во время самой речи.
Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказания, пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реальна и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна.
Итак, через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение, или предикацию.
Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит; Сестра пришла; Отец был намерен лечь спать и т. п.), так и скрытые (Мороз; Морозит), но не могут быть синтагмы внутренние (домик, водовоз, кривошип, домосед и т. п.) и синтагмы, где компонентами являются целые предложения (имеющие внутри себя свою предикацию).
2) По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:
а) атрибутивными, определяющий компонент которых является атрибутом, т. е. называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения: зеленая трава, красивая девушка, воровская хватка, Петины игрушки и т. п.; в качестве определяемого здесь выступает именное слово;
б) объективным и, определяющий член которых является о б ъ е к т о м, т. е. называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением: ест суп, выпил чаю, пожимая руку, любящий отца, залог успеха, счастье старика и т. п.; в этих случаях определяемое слово чаще бывает глагольным, реже – именным;
в) релятивными, определяющий член которых является релятивом, который либо называет какой-нибудь признак определяемого или называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением: быстро бежит, красиво пел, фальшиво напевая, работал; в качестве определяемого члена здесь выступает глагольное слово.
Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.
а) Согласование – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны; например, белому хлебу –согласование в мужском роде в дательном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией -J, а в белому иной флексией – -ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так, в она играет есть согласование только в числе и лице, а в она играла –согласование в числе и роде; в обоих этих случаях нет согласования полностью. В первом случае согласование только в лице и числе, но не в роде; во втором случае – в числе и роде, но не в лице.
б) Управление – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).
в) Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или паузирования. Например: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.
Предложение. Предложение – это высказывание, содержащее предикативную синтагму.
Нормально в речи предложение произносится с замкнутой интонацией, но в случае эллиптирования, опущения чего-либо, обрыва предложения никакой «замкнутой интонации» нет, а предложение есть (то же и в случаях типа: Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине, где главное предложение никак нельзя произнести с «замкнутой интонацией»).
Если высказывание содержит только предикативную синтагму, то это простое нераспространенное предложение, причем количество слов здесь не играет роли: Здесь хорошо –предложение распространенное, так как здесь –второстепенный член, распространяющий предложение хорошо; значит, в этом предложении две синтагмы: предикативная – хорошо и релятивная – здесь хорошо; предложение же Отец был намерен лечь спать – нераспространенное, так как в нем лишь одна предикативная синтагма: отец –подлежащее и был намерен лечь спать –сказуемое.
Члены предложения обычно делят на главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство).
Подлежащее – это абсолютное определяемое, определяемый член предикативной синтагмы. Сказуемое – это определяющий член предикативной синтагмы. Определение — это определяющий член атрибутивной синтагмы. Дополнение – это определяющий член объективной синтагмы. Обстоятельство – это определяющий член релятивной синтагмы.
Члены предложения могут быть простыми и составн ы м и. Первые выра-жаются лексемой или лексемой в сопровождении служебного слова (на полу, посредством взрыва, в отношении кадров, в порядке самокритики; ходил бы, буду ждать, начал петь), а также лексикализованными сочетаниями (спустя рукава, через пень колоду, «Не в свои сани не садись»). Вторые выражаются сочетанием лексем при помощи предлогов и союзов.
Простые предложения распадаются на две разновидности. К первой принадлежат предложения, в которых указанное сочетание субъекта и предиката находит себе соответствие в одном члене предложения (выраженном большей частью одним словом) – это предложения односоставные, ср. предложения: Вчера морозило; Прекратите разговор, Прошу войти, где сочетание субъекта и предиката подлежащей коммуникации находит себе соответствие в словах морозило, прекратите, прошу (морозило соответствует сочетанию конкретного признака2 с отвлеченным признаком в прошедшем времени; прекратите соответствует сочетанию субъекта 2-го лица с активным признаком в повелительном наклонении в предикате; прошу соответствует сочетанию субъекта 1-го лица единственного числа с активным признаком в настоящем времени в предикате).
Ко второй разновидности принадлежат предложения, в которых субъект и предикат находят себе выражение каждый в особом слове предложения, – это предложения двусоставные, причем главный член одного из обоих составов соответствует субъекту, а главный член другого состава – предикату; такие грамматически между собой связанные (согласованные) члены двусоставных предложений называются подлежащим и сказуемым, причем подлежащее – это главный член господствующего и сказуемое – главный член зависимого состава.
Двусоставные предложения бывают: 1) нераспространённые, когда налицо только одна предикативная синтагма, и распространённые, когда в его составе есть и другие синтагмы; 2) простые, когда в качестве определяющих налицо только лексемы или лексикализованные сочетания, осложнённые, когда в качестве определяющих выступают обособленные обороты, и сложные, когда в качестве определяющих выступают целые предложения.
Односоставные предложения в русском языке могут быть: 1) на базе сказуемого: безличные (Лесника убило деревом; Светает; Морозило; Пора ехать; Жаль отца; Не спится, неопределённо-личные (Цыплят по осени считают), обобщенно-личные (Поспешишь — людей насмешишь; Не нагнать тебе бешеной тройки) и императивные (Прекратите разговор!; Молчать!: Пошел вон!), 2) на базе подлежащего: экзистенциальные, или бытийные («.Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья», н а з ы в н ы е (Булочная; «Ревизор»; «Метрополь»), указательные («Вот мельница») и восклицательные (Пожар!; Беда!).
Сложное предложение. Предикативные определения атрибутивных, релятивных и объективных синтагм называются придаточными предложениями, а предложения, в составе которых имеются придаточные, называются сложными предложениями. Придаточные предложения могут относиться к тому или иному члену главного предложения – это частное подчинение; в предложении Мальчик, который продавал яблоки, ушел придаточное относится как определяющее к подлежащему главного; Я знал, что ты приехал — придаточное относится как определяющее к сказуемому главного, Я видел мальчика, который играл в мяч – здесь придаточное относится как определяющее к дополнению главного.
Но бывают и такие случаи, когда придаточное относится ко всему главному предложению в целом – это общее подчинение (его называют еще «относительное подчинение»): Он забыл взять с собой книги, что случалось с ним крайне редко, Ямщику вздумалось ехать рекой, что должно было сократить нам путь тремя верстами, Я сказал ему много комплиментов, чего не следовало говорить. Придаточное предложение может иметь при себе другое придаточное как свое определяющее – тогда это будет случай последовательного подчинения: Он пришел к нам, чтобы мы все узнали, как он добрался к родным, которые его так давно не видели – здесь есть главное и три последовательно подчиненных придаточных, что составляет общее строение в четыре яруса.
Сочинение.Сочинение несинтагматично. Это соединение равноправного, при котором ни первое в отношении второго, ни второе в отношении первого не являются ни определяющим, ни определяемым. Однако сочинение коммуникативно, иначе это было бы простое соположение.
Сочинение может осуществляться как в пределах лексемы – это несинтагматические сложения (человеко-день, киловатт-час, тонно-километр, торгово-промышленный), так и в пределах простого предложения – это однородные члены предложения (Добрый и отзывчивый человек; Смеялся весело и непринужденно; а также: Дети играли и пели; Собаки и волки – одной породы и т. п.) и в пределах сложного предложения – это или соединение двух или более независимых предложений (то, что называется «сложносочиненным предложением»: Тучи нависли, и полил дождь; Полил дождь, но мы все-таки пошли, или соподчинение двух или более однородных придаточных предложений одному и тому же члену главного (Я помню, что озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня).
Оставив в стороне «внутренние сочинения», т. е. несинтагматические сложения, и взяв объектом рассмотрения только «внешние сочинения» в пределах простого и сложного предложения, мы можем установить, что те случаи, когда сочиненное связано союзами, более отвечают понятию целого, нежели такие случаи, где союзы отсутствуют.
Итак, связь в сочиненном целом может быть: 1) с о ю з н о й, и тогда сочиненные предложения можно классифицировать по типам союзов на: а) соединительные – с и, да (= и), и – и, ни – ни, как – так, не только – но и, б) противительные – с а, но, да (= но), однако же, зато, тем не менее и т. п., в) разделительные с парными союзами: или – или, либо – либо, ли – ли, то – то, не то – не то и т. п. Союзы эти могут употребляться как внутри простого предложения для связи однородных членов, так и внутри сложного для связи однородных предложений;
2) бессоюзной, когда выражается либо одновременность равноправного («Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла – все кипит»), либо последовательность равноправного («Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела»), или противопоставление равноправного («Дуб держится – к земле тростиночка припала»).
При наличии союзов различие подчинения и сочинения очевидно помимо интонации, так как союзы разные, но в случае бессоюзной связи решает интонация. Одни и те же слова в том же порядке и предложений, и их членов могут быть поняты и как сочинение, и как подчинение, например: Лес рубят, щепки летят с интонацией перечисления (когда в каждой половине есть симметричное для двух частей повторяющееся повышение и затем понижение интонации) – сочинение, и: Лес рубят – щепки летят (с контрастной интонацией) – подчинение.
Выделение каждого предложения или даже члена предложения в отдельную фразу (замыкая спереди и сзади паузами) уничтожает связь и выделяет каждый из сочиненных элементов в самостоятельное целое («Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели». Или: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»).
Внесение. В пределах как простых, так и сложных предложений можно встретить такие элементы, которые грамматически не связаны с окружающим текстом; это могут быть и отдельные лексемы, и словосочетания, и целые предложения. Такое явление называется внесением.
Внесенными могут быть: 1) междометия: А он, увы, не приехал; 2)модальные вводные слова и предложения: Мы, кажется, опоздали; Он, должно быть, забыл адрес; 3) обращения и воззвания: Вера, пойди сюда; Послушайте, где здесь касса!; 4) целые самостоятельные предложения: А дядя Миша подошел (представляю себе его вид) и сказал: «Дедушка твой Иван Петрович – ох, уж эти мне старички! – притворился, что ничего не знает».