Тема 2. Дидактика, ее основные проблемы, категории

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

Тема 1. Общие положения педагогики

Педагогика – наука о законах воспитания и формирования личности с целью сознательного и целенаправленного содействия жизни и деятельности детей, их обучению, образованию.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение и образование.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Цель воспитания: всестороннее развитие личности (умственное, моральное, физическое, трудовое, воспитание).

Обучение – двусторонний процесс взаимообусловленной деятельности учителя и ученика, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развитие их интеллектуальных потенциальных возможностей, вооружение методами самостоятельной познавательной деятельности.

Образование – процесс и результат овладения достижениями человеческой культуры как предпосылки активной социальной деятельности. Система, включающая подсистемы: учебные заведения, управление, содержание обучения, процесс обучения, педагогические кадры, средства обучения, финансирования и тому подобное.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; современная мировая и отечественная практика воспитания; сведения специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

Главные задачи педагогики: методологическое, теоретическое и методическое обновление содержания образования; возрождение и развитие национальной школы; разработка и научное обоснование новейших информационных технологий, форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса; создание нового программного и методического обеспечения; воспитание гражданина независимого украинского государства на основе идей о всестороннем гармоничном развитии личности и национальных воспитательных традиций; развитие индивидуальных склонностей и желаний каждого ребенка.

Народная педагогика – отрасль практических педагогических знаний и народного опыта, которые выражаются в господствующих в народе взглядах на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Источники изучения Н. п.: произведения фольклора с педагогическим содержанием и направлением, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и т. д. Народная педагогика является результатом коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа, неотъемлемой частью, выражением интересов народа.

Основные учебно-воспитательными средства этнопедагогики: родной язык, устное народное творчество, национальная мифология и символика, народное искусство, национальные традиции, обычаи и обряды.

Тема 2. Дидактика, ее основные проблемы, категории

Я. А. Коменский – основатель научной дидактики. Идеи теории обучения развивали В. Ратке, Ж. Ж. Руссо, Й. Г. Песталоцци, Й. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи и др.

Дидактика (от гр. Didacticos – тот, кто учит и didasco – тот, кто изучает) – область педагогики, которая исследует обучение на наиболее общем уровне – теоретическом. Это педагогическая теория обучения, которая дает научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Представляет собой часть педагогики, которая изучает проблемы обучения, образования, воспитания в процессе обучения. Дидактика научно обосновывает содержание образования, изучает закономерности, принципы, методы и организационные формы обучения.

Основные категории дидактики

Обучение – двуединый процесс, который должен происходить одновременно: деятельность учителя – преподавание, деятельность ученика – учение.

Преподавание – сложный механический и мыслительный процесс со стороны учителя, который передает ученикам определенную сумму знаний. Функции обучения: передача знаний; оказание помощи в овладении знаниями, умениями и навыками; контролирующая; анализ и прогноз.

Учение – получение знаний, когда общие сведения переходят в личностные достояние. Функции: усвоение информации; преобразование общих знаний в личностные; получение навыков учения (уметь решать задачи, читать и т. п.); самообразование.

Содержание образования – содержание определенных учебных предметов, в которых систематизированы соответствующие знания определенных отраслей науки. Цель: выполнить социальный заказ на формирование личности, которая должна обладать определенной суммой знаний, полученной во время обучения.

Урок – логически завершенная, целостная, ограниченная во времени часть учебно-воспитательного процесса, проводимая по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учащихся.

Классификация уроков по способам их проведения (урок-лекция, киноурок, урок-диспут, урок-беседа, лабораторно-практический урок и др.); по этапам учебной деятельности (вступительные, уроки формирования понятий, уроки применения знаний на практике, уроки тренировки и повторения и др.). Классификация уроков по дидактической цели (В. Онищук): 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок формирования умений и навыков; 3) урок применения умений и навыков; 4) урок обобщения и систематизации; 5) урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков; 6) комбинированный урок.

Макроструктура (этапы конкретного урока) и микроструктура (методические компоненты каждого этапа) урока.

Элементы урока: организационная часть; мотивация учебной деятельности; проверка знаний учащихся; стимулирование учебной деятельности; актуализация опорных знаний; объяснения нового материала; диагностика правильности усвоения учащимися знаний; закрепление нового материала; итоги урока; сообщение домашнего задания.

Подготовка учителя к уроку. Ознакомление с учебной программой, определения конкретной темы урока в системе и структуре учебной дисциплины. Знакомство с учебными пособиями с точки зрения полноты раскрытия содержания темы в соответствии с требованиями программы. Обработка методической литературы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в ходе обработки конкретного учебного материала. Отбор и обработка дополнительного фактического материала темы занятия. Отбор средств обучения: таблиц, схем, моделей, предметов, раздаточного материала. Выбор оптимальных методов и приемов обучения: а) определение типа и структуры урока; б) воображаемая режиссура структуры урока в соответствии с целью, дидактическими задачами, возрастом учащихся; в) составление плана урока, в котором нужно предусмотреть определение темы, цели (дидактической, развивающей, воспитательной), выделение структурных компонентов в соответствии с выбранным типом, фиксация содержания урока с достаточным методическим обеспечением.

Основные требования к уроку: организационные, дидактические, психологические, этические и санитарно-гигиенические.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальные (со всем классом), групповые (звеньевая, бригадная, парная), коллективные и индивидуальные.

Нетрадиционные формы организации обучения в школе. Нестандартные уроки как импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Наши рекомендации