Промер и выгородка предполагаемого оформления

РЕЖИССЕРОМ И МАШИНИСТОМ СЦЕНЫ

На основании макета делаются чертежи. Но прежде чем окончательно их утвердить и сдать в декоративно-объемный цех для выполнения по ним оформления, необходимо на сце­не еще раз промерить все части оформления, переведенные из масштабов макета в масштаб сцены.

Когда промер сделан и машинист дал распоряжение по­ставить метки, необходимо посмотреть на сцене выгородку, сделанную из различных декораций из других пьес или из станков, конструкция, дверей, брусков, щитов, лестниц, что­бы получилось то самое сценическое пространство по вер­тикальному и по горизонтальному сечению, которое скомпановано художником-декоратором в макете. Затем необходимо расставить то, что предполагается иметь на сцене: если это1 комната — стулья, столы, диваны и пр.; если это экстерьер— ступени крыльца или камни, пни, забор, ворота и пр.

Когда все это расставлено, необходимо посмотреть, как это выглядит из зрительного зала, учитывая, видны ли нуж­ные для режиссера игровые точки с разных концов зрительно­го зала, удобно ли двигаться или находиться в неподвижном состоянии исполнителям на сцене, удобны ли выхода, правиль­но ли размещены толщинки, около которых можно строить те или иные мизансцены, соответствует ли все вместе взятое опытам, имевшим место на репетициях, в работе режиссера с исполнителями. Желательно на эту репетицию пригласить и исполнителей, если пьеса уже репетируется в мизансценах, хо­тя еще и не на сцене, а в репетиционном помещении. Все замечания и наблюдения, которые будут сделаны, дадут серьезный материал для дальнейшей работы над спектаклем.

Занимаясь выгородкой, особенно важно учесть замечания* которые сделает машинист, по выполнению макета и режиссер­ской композиции спектакля.

Предположим, художник великолепно изобразил на эски­зе небольшую площадку на первом плане, заросшую старыми тенистыми деревьями, которая в пяти метрах от рампы обрывается как бы на десятки метров1, и внизу этого обрыва т чет река, которая извивается широкой блистающей ленто? до самого горизонта, а на другом берегу этой реки видны по ля, деревни, а дальше темная полоса леса. Эскиз замечатель­ный. Освещение, перспектива, пропорции деревьев, вещей и едва видных на горизонте изб сделаны мастерски. И в макет это удалось художнику выполнить очень хорошо.

Когда это в выгородке переносят на сцену, машинист указывает, почему все то, что так великолепно было сделана эскизе и в макете, на сцене не получится. Во-первых, и это самое главное, соотношения масштабов, которого художник достиг

Стр.162

в эскизе, на сцене достигнуть невозможно, потому что на сцене определяет все человек. Если человека задавит в десять раз более высокое и огромное по своей массивности дерево, то актер пропадет. Если через пять метров, указан­ных художником, будет спущен люк, дающий ощущение про­вала за обрывом, то он может быть спущен не глубже первого трюма. Но из ярусов великолепно видно небольшое расстоя­ние и ширина и глубина открытого люка, а глубина сцены та­кова, что завеса или панорама, на которых будет написана даль на той стороне реки и блистающая лента реки, уходя­щая до самого горизонта, покажутся очень близкими.

И все то, что так чудесно получалось на эскизе и макете, на сцене окажется театрально грубым. Тогда художник ста­нет предлагать спустить на тот план, где находится откры­тый люк, несколько тюлей. Но при спуске этих тюлей, через которые, допустим, и получится для зрителя ощущение дали и обрыва, изменится характер оформления, и реальная сочно-живописная картина, которая так отвечала смыслу произведе­ния, приобретет совсем другой вид.

Вот тут-то и начнется очень нужная изобретательская и консультационная работа машиниста, когда он поможет до­биться того, чтобы оформление другими средствами, но дало бы то же самое ощущение, которого добивались художник и режиссер. Или машинист скажет, что нужно пользоваться комбинированным методом, живописным приемом и лепниной; или, посоветовавшись с осветителем, будет искать каких-либо приемов, чтобы добиться иллюзии панорамы. Наконец, он бу­дет советовать иначе повернуть декорацию, взять ее в дру­гом ракурсе, укажет, как расположить станки, как, повышая их от рампы к глубине сцены или скашивая, получить то>, че­го хотят художник и режиссер; как приладить, например, строенный павильон и лестницу, идущую от него вниз, так, чтобы ими загородить имеющиеся изъяны в конструкции са­мого планшета, и т. д.

Таких примеров можно привести десятки. Но и этот при­мер в достаточной степени характеризует значение работы машиниста в процессе выгородки.

ПРИГОНКА АКТОВ И КАРТИН И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТОРОН

И ВЕРХОВЫХ ВО ВРЕМЯ ЧИСТЫХ ПЕРЕМЕН: НАХОЖДЕНИЕ

СПОСОБОВ И ХАРАКТЕРА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧАСТЕЙ

ОФОРМЛЕНИЯ

Подгонка частей оформления, скрепление этих частей, на­несение меток на половик или непосредственно на самый планшет, пригонка откосов той или иной системы и т. д. — вся эта работа выполняется обычно без участия режиссера

Стр. 163

художника самой постановочной частью. Но в монтировоч­ной работе над спектаклем все же есть период совместных занятий режиссера и машиниста сцены, когда все эти как будто бы чисто монтировочные вопросы, относящиеся к тех­нологии работы на сцене, учитываются режиссером.

Хотя в период выгородки режиссер достаточно вниматель­но относится к тому, насколько подвинуты основные игровые точки к краю сцены, отделяющему актеров от зрителей, но только в период работы с исполнителями на сцене непосред­ственно режиссеру станет ясно, не слишком ли налезают на зрителя эти основные планировочные места, или они чересчур загнаны в глубину или в бока.

Режиссер в репетиционный период прекрасно видит ис­полнителей на сцене, понимает, трудно или легко играется определенная сцена, допустим, чрезвычайно важно, располо­женная по смыслу оформления на левой или на правой сто­роне. И вот, не меняя в существе выгородки, он тем не ме­нее так устанавливает окончательное соотношение боков или задней части сценического пространства, на котором разви­вается действие, что необходимые ему планировочные места попадают именно туда, где удобнее всего развивать нужное исполнителям действие, и там же совершенно естественно располагается и необходимая по мизансцене мебель.

Для того, чтобы на спектакле и даже во время генеральных репетиций не произошло смещения этих игровых точек, чтобы исполнители не почувствовали себя неудобно и не смазали текста, нужен глаз режиссера во время тех монтиро­вочных репетиций, когда происходит окончательная подгонка частей оформления.

От режиссера идет тот прием, в котором исполняется весь спектакль, т. е. ему необходимо, чтобы мизансцены были по­строены так, чтобы актер( почти не меняя игровых точек, в точно установленных планировочных местах очень полно до­носил текст автора и, таким образам, «слово» автора играло бы максимальную1 роль в избранном приеме для развития дей­ствия спектакля.

К работе режиссера с машинистом относится также под­гонка частей ' оформления, окончательное утверждение мест для окон, дверей, лестниц или каких-либо фоновых плоско­стей, на которых будут расположены исполнители. Зная ри­сунок мизансцены и рисунок движения исполнителей в костю­мах, режиссер должен уточнить и закрепить расположение частей оформления или добиться от постановочной части их переделки, в зависимости от того, как окончательно срепети­рована пьеса 'И как выгоднее для актера — двигаться или сто­ять неподвижно у соответствующей части оформления.

Каждый режиссер знает, как важно, чтобы рабочие сце­ны не механически выполняли распоряжения, а, понимая

Стр. 164

содержание и Характер пьесы, помогали, в особенности в чи­стых переменах, ритму спектакля.

Очень важно, когда спектакль идет в ширмах или в сукнах, чтобы эти ширмы подавались, перекатывались и закреп­лялись на данную картину в нужной линии таким образом, чтобы в этом чувствовалась твердая рука, уверенность, уме­лое передвижение ширм или занавесов по нужным для дей­ствия ходам, чтобы не было никакой путаницы и каждый ра­бочий не только ждал бы сигнала или указания «старшего», но по реплике двигался по сцене в нужном направлении.

Существенное значение имеет система движения занаве­сов, которые либо прикреплены на подвижных штангах, либо прикреплены к брускам или фермам, со строго расположен­ными в известной последовательности кольцами, через кото­рые идут шнуры; перемещение штангов по особым «дорогам» также будет изменять характер отдельных картин и сцен, в которые сами действующие лица, бутафоры или рабочие сце­ны будут вводить отдельные предметы, части объемного или живописного оформления. При такого рода оформлении в за­навесах или особо прикрепленных сукнах работа рабочих сце­ны правой, левой сторон и верховых является чрезвычайно ответственной.

Для того, чтобы в таком оформлении добиться четкости и непрерывности действия, для того, чтобы в чистых переме­нах не застревали отдельные картины, режиссеру надлежит очень внимательно и строго прорепетировать с машинистом сцены всю работу сторон и верховых, чтобы рабочие сцены поняли, чего добивается в спектакле режиссер.

Казалось бы, вопрос о том, как движется специально сде­ланный для определенной постановки занавес, маловажное обстоятельство для спектакля. Однако, если смотреть на это глазами режиссера, то это оказывается весьма существенным; в то же время движение занавеса зависит исключительно от того, как технически оно оборудовано и как обучены машини­стом те рабочие сцены, которые управляют этим занавесом. Движение занавеса может быть плавным, бесшумным, легко поддающимся намерению ведущего его рабочего. Занавес можно задвигать или раздвигать и медленно и быстро, одна­ко без толчков и складок, чт;обы он не парусил, не разлетал­ся, не задевал вещей и людей, двигаясь вдоль сцены. Для всего этогр существует ряд технических приспособлений. Ес­ли режиссер ко всему этому относится требовательно и его это интересует в целях получения единства впечатления от спектакля, машинист сцены со всем коллективом, ему подчи­ненным, будет работать с увлечением, чувствуя, что техни­ческая сторона спектакля непосредственно связана с худо­жественным смыслом того произведения, которое сценически воплощается в театре.

Стр.165

В том случае, когда в постановочном плане режиссера имеется требование механизировать отдельные части оформ­ления, работа с машинистом приобретает чрезвычайно ответ­ственный характер. Некоторые монтировочные репетиции в этом случае имеют не меньшее значение, чем генеральные с исполнителями.

Оставляя в -стороне вопрос о том, каким образом поста­новочная часть чисто технически добьется устройства по ни­зу или по верху особых «дорог», по которым будут двигать­ся перемещающиеся части оформления, какими двигателями или как в отдельных случаях вручную изменят на сцене свое положение эти перемещающиеся части оформления, следует сказать, что для режиссера имеет очень серьезное значение, подчеркивается ли производственная сторона этих процессов, или постановочная часть скрывает эти процессы и добивает­ся впечатления той или иной иллюзии. В зависимости от по­ставленной задачи режиссер будет добиваться в постановке наиболее совершенной техники того или иного приема движе­ния перемещающихся частей оформления.

Наши рекомендации