Предпочитаю правый кросс

Фредди Миллс рассказал вам о левом хуке, которому, как он считает, обязан большинством своих побед и славе.

Ничего не скажу о хуке и других ударах, а их в боксе шесть, ибо независимо от мастерства боксера, его титулов, физических качеств и стиля боксирования, он обязан мастерски владеть всем арсеналом ударов и защит, независимо от того нравятся они ему или нет, лежит его душа к тому или иному боевому приему или не лежит. Каждый из этих приемов он должен выполнять не ху­же, чем свой коронный, наиболее близкий его душе и сердцу, ина­че ему на ринге несдобровать.

Вы вправе меня спросить: почему же боксер отдает одному удару предпочтение, считает его своим коронным ударом в отли­чие от других?

Ответить на этот вопрос нетрудно. Например, большинство действий вы делаете правой рукой: пишете, берете ложку, снима­ете книгу с полки, считаете деньги, а вот кидать камешки, мяч вам сподручнее левой рукой. Вы не левша ни явный, ни скрытый. Вы природный правша, а вот кидать камни вам удобнее левой, так же как наносить удар тоже удобнее левой рукой. Такова природная особенность вашего организма. На тренировке один удар или защитное действие у вас получается ловчее остальных. Ваш характер таков, что вы любите сначала присмотреться, а по­том уже принимать решение. А ваш товарищ, наоборот любит сначала сделать, а после этого посмотреть, что из этого получи­лось. Вот и в бою вы любите контратакующий стиль, а он — ата­кующий. Наконец, вы рослый человек, вам удобнее боксировать на длинной и средней дистанциях, а ваш друг — «коротышка», он видимо предпочтет ближний бой.

Все эти качества и определяют выбор боксером своего корон­ного удара, защитного приема и вообще стиля боксирования.

Я лично получал величайшее наслаждение, когда мне удава­лось провести правый кросс. Кросс — это перекрестный удар, ко­торый наносится через руку противника, как бы перекрещивая ее. Отсюда и название удара. В переводе с английского кросс озна­чает крест. Он удобен для боксера выше среднего роста, такого каким являюсь я. Низкорослому боксеру вряд ли удастся хорошо и точно ударить кроссом. Кросс — контратакующий удар, а я как раз предпочитаю действовать «вторым номером» на контратаках.

Кросс, как правило, опережающий удар. Для нанесения опере­жающего или встречного удара необходимо иметь острое чувство реакции, умение предугадать, какое движение сделает твой про­тивник и на мгновение опередить его. У меня от рождения «острый глаз» и чуткая нервная система. Мои друзья и тренер говорят, что в моей голове спрятан компьютер, который решает за меня все задачи, возникающие во время боя.

Кросс — это одна из разновидностей хука, с которым вас толь­ко что познакомил отличный мастер ринга Фредди Миллс. Чаще всего этот удар наносится как встречный на атаку противника прямым. Большинство действий в бою боксер, если он правша, производит левой рукой. Ею он ведет разведку, выполняет об­манные движения — финты, этой же рукой наносит и акцентиро­ванные удары. Наиболее эффективное противодействие прямому левой, на мой взгляд, являет правый кросс. Так правый кросс и стал моим любимым ударом — моей «коронкой». Есть и еще одна причина моей симпатии к правому кроссу. Моими кумирами в бок­се являются средневес француз Жорж Карпантье и «коричневый бомбардир», американский боксер тяжелого веса Джо Луис. Оба мои кумира классически владели правым кроссом. И хотя я не видел ни одного их боя — Карпантье закончил выступления на ринге, когда я еще не родился, а Джо Луис провел свой послед­ний бой, когда я еще только начал примерять боксерские пер­чатки, я прочел все, что касалось жизни и спортивной деятельно­сти моих кумиров.

Жорж Карпантье от рождения был красавцем, строен, высок, элегантен с манерами истинного джентльмена.

В октябре 1920 года, будучи средневесом и находясь в Амери­ке, Карпантье вышел на бой против четырехкратного чемпиона мира в полутяжелом весе Баттлинга Левинского. Уже в первом раунде американец вынужден был уйти в глухую защиту. Вме­сто того, чтобы броситься добивать своего противника, Карпантье остановился и обратился к нему с вопросом: «Разве вы не хотите боксировать?» Американец бросился в яростную атаку и был но­каутирован.

Справка. Жорж Карпантье родился 12 января 1894 года в Париже в семье сапожника. Боксом начал заниматься с 12 лет. Имея высокий рост и крепкое телосложение, выгля­дел гораздо старше своих лет. Именно по этой причине в 14 лет был допущен к боям со взрослыми боксерами-профес­сионалами и выступал с ними на равных. В течение пяти лет, с 1908 по 1913 становился чемпионом Франции пооче­редно во всех весовых категориях, начиная с легкой. В 17 лет стал обладателем титула чемпиона Европы в полусреднем весе, победив англичанина Янга Джозефа, в 1913 году ото­брал титул абсолютного чемпиона континента у чемпиона Британской Империи и тяжеловеса Билли Уэлса. Этот бой и по сей день вызывает удивление у знатоков бокса. В первом раунде Карпантье трижды побывал в нокдауне и казалось утратил шансы на успех, но сумел собраться в последующих раундах и в четвертом раунде нанес свой сокрушительный правый кросс и нокаутировал Уэлса. Уэлс потребовал ре­ванша. Через два месяца этот бой состоялся и вновь закон­чился нокаутом Уэлса, но уже в первом раунде.

В годы первой мировой войны Жож Карпантье воевал летчиком, был награжден медалью за храбрость, а в 1.919 го­ду вновь вернулся на ринг. В декабре этого года он вернул себе звание чемпиона Европы, нокаутировав в первом раун­де английского тяжеловеса Джо Беккета. Настала пора бо­роться за мировую корону. Летом 1920 года Жорж со своим тренером отправился в Америку и уже в октябре вырвал ти­тул чемпиона мира у Баттлинга Левинского, победив его в четвертом раунде нокаутом. А через полгода после этого боя, в мае 1921 года состоялся «матч века» за титул абсо­лютного чемпиона мира-»с Джеком Демпси. К удивлению восьмидесяти тысяч зрителей, в первых двух раундах Демп­си дважды побывал в нокдауне ,в третьем раунде Карпантье получил перелом правой кисти, но с ринга не ушел. В чет­вертом он был нокаутирован и вскоре покинул ринг на­всегда.

Закончив выступления на ринге, Ж. Карпантье стал вла­дельцем фешенебельного парижского ресторана. Умер в ок­тябре 1975 года. Умер, сохранив за собой навечно титул аб­солютного чемпиона Англии, нокаутировав правым кроссом одного за другим соискателей этого титула боксеров тяже­лого веса Билли Уэлса и Джо Беккета.

Классический правый кросс Карпантье на все времена остал­ся в памяти знатоков бокса, почитателей удивительного таланта этого великолепного боксера.

Очень эффективно пользовался правым кроссом американский тяжеловес Джо Луис, прозванный за свои сокрушительные удары «Коричневым бомбардиром». 26 раз защищал он титул чемпиона мира и бессменно владел им одиннадцать лет подряд.

Луис мало маневрировал по рингу. Обладая фантастической реакцией, потрясающей способностью предугадывать действия сво­их противников, он всегда точно и безошибочно выбирал момент и место решающего удара и поражал цель молниеносно, точно удар кобры.

Справка: Джо Луис — Барроу Джозеф Луис (13.V.1914— 12.1V.1981, США) начал заниматься боксом в возрасте шест­надцати лет в качестве спарринг-партнера в профессиональ­ных боксерских клубах. В своем первом бою семь раз побы­вал в нокдауне, но бокса не бросил.

По совету своего будущего тренера Джона Ронсбаро пе­решел в любительский клуб. Провел на любительском ринге 58 поев и только в четырех потерпел поражение. Из пятиде­сяти четырех побед — 43 одержаны нокаутом.

В 1934 году перешел в профессионалы. Его тренером стал известный в прошлом боксер Джекоб Майк.

Прежде чем завоевать право бороться за титул чемпиона мира, провел 47 боев, одержал 47 побед и только четырем его противникам удалось избежать нокаута.

Путь к первому бою за чемпионский титул ему открыла победа над экс-чемпионом мира итальянским гигантом (206 см) Примо Карнерой, которого он сокрушил нокаутом в шестом раунде.

Титулом чемпиона мира он завладел 22 июня 1937 года, победив нокаутом в восьмом раунде Джеймса Брэддока и с тех пор до июля 1948 года никому не уступал завоеванной «короны».

Во время второй мировой войны Джо Луис в звании сер­жанта находился в действующей армии. Свой последний бой провел в октябре 1951 года, уступив титул чемпиона мира Рокки Марчиано, проиграв ему бой тяжелым нокаутом в восьмом раунде.

Но эталоном классического исполнения правого кросса по пра­ву считается экс-чемпион мира в полутяжелом весе Гус Лесневич. Его кросс поражал быстротой и неимоверной точностью. Каза­лось, он может попасть в мелкую серебряную монету. Он поражал своих противников всегда в одно и то же место — на дюйм-полтора выше подбородка. Я думаю, именно правому кроссу обязан Лес­невич своему восьмилетнему «царствованию» на чемпионском пьедестале. Три раза встречался он с английскими боксерами — с Брюсом Вудкоком и дважды с Фредди Миллсом. Счет 2:1 в пользу Лесневича, один бой он проиграл по очкам Ф. Миллсу.

Как видите мое предпочтение правого кросса всем остальным ударам было подсказано опытом непререкаемых авторитетов ми­рового профессионального бокса.

Я совсем не преуменьшаю значения того или иного удара, кро­ме правого кросса. Я уже высказал мнение по поводу выбора коронного удара и не могу даже предположить, что если у парня получается отлично прямой левой и правый апперкот, то прочтя мои заметки, он их забросит и начнет осваивать правый кросс. Совсем не для этого я веду весь этот разговор. Я делюсь лишь своим личным опытом бывалого боксера с целью помочь молодому боксеру найти и определить свой стиль, чтобы он подходил к этому чрезвычайно важному делу вдумчиво и серьезно, учитывая свои собственные возможности и качества, а не копировал слепо стиль чемпионов или своих кумиров. И не ждите, пожалуйста, что ваш коронный удар или прием обеспечит вам сам по себе стопроцент­ную победу. Чаще всего может случиться так, что он лишь помо­жет вам проложить к ней путь, ослабить и выбить из колеи ва­шего противника и создать удобный момент для нанесения реша­ющего удара. И совсем не обязательно, что это будет ваш • любимый удар, а совсем другой, например, апперкот или левый хук. Нет более печального зрелища, когда малоопытный боксер атакует своего соперника одним и тем же ударом и не замечает, что все его усилия напрасны, удар не доходит до цели. Когда я вижу такого боксера, я могу уверенно заранее сказать, что он не­пременно станет жертвой контрудара и проиграет этот бой.

Да, не скрою, я был удачлив потому, что бокс был для меня чем-то естественным, частью моей натуры, но пришел я к этому заключению не сразу. Больше того, когда я учился в школе, бокс был мне совершенно безразличен. Я занимался чем угодно, но только не боксом.

В 1948 году, когда мне исполнилось 15 лет, я поступил в во­енно-воздушный флот. Там я впервые надел боксерские перчатки: Разучив основной удар бокса — прямой левой, я сразу возомнил себя мастером и решил, что этого вполне достаточно, чтобы стать чемпионом. Мой первый бой закончился для меня сокрушитель­ным поражением и я тут же «сделал поворот на 180°» — снял пер­чатки и решил, что этот вид спорта не для меня. Но сержант Джек Роу, сам когда-то бывший классным боксером, заинтересо­вался мной, решив, что у меня есть природные данные для заня­тий именно боксом. Роу начал меня тренировать, показал мне не­сколько интересных упражнений и сумел так заинтересовать ме­ня, что я уже не мог прожить дня, чтобы час-другой не позани­маться в зале, на боксерских снарядах. Скажу прямо — это была трудная работа, но, если вы решили заниматься боксом, надо быть готовым к такой работе.

Моим тренером стал Артур Боггс. Часто, когда я был чрезвы­чайно доволен результатами тренировки, он вдруг «выливал на меня ушат холодной воды»: «Что случилось с нашим Бобой (так звали меня друзья)? Рон, сегодня ты был просто ужасен!»

Сначала я падал духом от такой жесткой критики, но скоро понял, что это самое лучшее «лекарство» от моего самомнения.

Артуру не нравилась моя неустойчивость на ногах и он застав­лял меня заниматься перед зеркалом. Если вы будете нетвердо держаться на ногах и то и дело терять равновесие, это может кончиться довольно плохо. Например, противник делает нырок, пытаясь уйти от вашего удара правой. Вы, разумеется, спешите встретить его хуком или прямым левой, но, если вы, нанося контр­удар, не успеете занять необходимой для этого устойчивой позиции, то легко можете очутиться на полу.

Мне не раз приходилось слышать, когда говорили, что боксе­ром нужно родиться. Я думаю, это верно для тех, кто решил по­святить свою жизнь боксу, бороться за чемпионские титулы и престижные призы, но заниматься боксом как любитель, как за­нимался я сам, может любой физически здоровый человек, если со стороны врачей не будет к нему никаких претензий. Но я на­стаиваю на том, что если вы решили заниматься боксом, то делай­те это серьезно, обстоятельно и строго регулярно. Бокс — серьез­ный вид спорта, в нем нет мелочей. Если, например, в теннисе или гольфе вы допустили ошибку, самое большее, чем вы рискуете — это проигрышем партии. В боксе вы тоже выигрываете или про­игрываете бой. Но, как бы этот бой ни кончился для вас, он всег­да связан с большим количеством болевых моментов и травм. Ко­нечно, ей один спортсмен, будь он велосипедист или гимнаст, не застрахован от травм, но в боксе это повседневное явление даже на тренировках и даже такая серьезная травма как нокдаун или нокаут — повседневное явление, а не редкое исключение. Пишу это не для того, чтобы отпугнуть человека от бокса. Я рассчиты­ваю на человека волевого и бесстрашного. А главное, чтобы вы поняли мою мысль — в боксе все важно, в нем нет мелочей, в нем нет слабых противников, каждый ваш соперник, будь он даже зе­леный новичок, достоин уважения и серьезного отношения к' нему как к противнику. На ринг все выходят с надеждой: победить! Вот почему нельзя пропускать ни одной тренировки, и любой са­мый незамысловатый элемент, как бы ни был он прост, нужно отрабатывать старательно и скрупулезно.

Вот такая жизнь ожидает того, кто решит заняться боксом. Я это хорошо знал, твердо переносил все тяготы тренировок, не­приятности поражений и ни разу об этом не пожалел. Все это меркнет перед счастливым мгновением, когда рефери взметнет вверх твою руку в знак признания твоей победы и ты сходишь с ринга под гром оваций благодарных зрителей и купаешься в вол­нах славы, скатывающихся к тебе с бурлящих восторгом трибун; когда в честь твоей победы на флагштоке взвивается флаг твоей страны, а под сводами зала торжественно плывут звуки гимна твоей родины.

Мне могут возразить, но ведь это только миг! Стоит ли он того тяжкого труда и тех лишений, которые ты претерпевал меся­цы, а иной раз и годы? Стоит! Ведь и обыкновенное человеческое счастье — это миг из долгих лет повседневной жизни, редкость, как алмаз в огромной груде камней, которую переворошили сотни людей, чтобы найти только один, крохотный, но изумительный по красоте камешек.

Но вернемся к правому кроссу. Чаще всего он наносится как контрудар в голову на атаку противника прямым левой. Кросс имеет много общего с хуком, причем он наносится как встречный правой под шаг левой ногой. Вес тела находится на правой ноге, а с выносом вперед левой ноги переносится нанее, при этом пра­вая нога легко скользит за левой ни в коем случае не отрываясь от пола, иначе у вас не будет никакой гарантии, что ваш удар дойдет до цели точно, а в случае промаха вы сами потеряете рав­новесие и очутитесь на «ничьей земле».

Ваша рука, нанося удар, должна делать сложное движение, на­правляясь сначала вперед, затем сверху-вниз-налево, как бы штопорообразно огибая атакующую левую руку противника, и дохо­дит до его головы. Акцент удара должен быть точно направлен на 3—5 см от нижней части подбородка в направлении к левому уху. Ваша левая рука должна надежно страховать голову и об­ласть сердца, а подбородок опущен вниз и прикрыт приподнятым левым плечом.

Отрабатывать правый кросс можно на мешке, но лучше всего на «лапах». Тренер держит перед собой обе «лапы»,- предлагая наносить правый кросс в правую «лапу». При этом он выдвигает сначала левую «лапу», имитируя этим движением прямой левой в вашу голову. Затем тренер полностью выпрямляет левую руку, вызывая вас на правый кросс, а ваш удар принимает правой «ла­пой» около своего левого виска.

Лучшая дистанция для нанесения правого кросса та, с кото­рой вы можете достать голову противника левым джебом. Если противник среагирует на ваши джебы, после двух-трех левых джебов неожиданно бейте акцентированный правый кросс в го­лову.

Успех ваших действий зависит от скорости и точности вашего маневра. Когда вы поняли, что противник намерен атаковать вас прямым левой, сделайте уклон, так, чтобы удар противника про­шел скользя по вашему левому плечу и тут же выйдите из зоны действия его правой руки, а затем быстро контратакуйте его крос­сом в голову. Такое точное предугадывание действий противника приходит с опытом. Но вы должны научиться этому. Смышленый боксер должен знать действия противника, как хороший карточ­ный игрок всегда знает карты своего противника и партнера.

Готовясь к бою с конкретным противником, постарайтесь узнать о нем все, а главное — манеру его боя и ожидаемый план его действий. Но будьте готовы и к тому, что у него заготовлено не­сколько вариантов боя и если вы сумеете своевременно в них разобраться, то это значительно облегчит вам вашу собственную задачу.

Расскажу о своем трудном бое с Артуром Говардом.

Я и мой тренер А. Боггис знали, что у Говарда очень сильные удары с обеих рук, что он темпераментный боксер, предпочита­ющий бурный атакующий стиль. Предполагали, что он хорошо знал о моем предпочтении правому кроссу и постарается это учесть в бою. Нужен был другой удар, который бы отвлек его от кросса, мог остановить его яростные атаки и умерить его насту­пательный пыл. Мы отдали предпочтение апперкоту и инфайтингу.

Все так и произошло. Говард сразу же бросился в атаку, я встретил его прямым левой и, выбрав момент, вошел в инфайтинг, сразу проведя серию коротких прямых и акцентированный аппер­кот. Артур упал, ему отсчитали нокдаун. Забавно было видеть его растерянность. Но, когда я попытался повторить свой маневр, то забыл о страховке своей головы и тут же поплатился за это. Го­вард нанес мощнейший свинг правой и теперь счет открыли уже мне. Мой левый глаз заплыл, мне стало трудно определять дистан­цию. Врачи называют это потерей стереоскопичности, и следующий раунд мне давался с трудом. Вот наглядный пример, к чему приво­дит всего лишь одна ошибка.

Говард точно определил мое состояние и сумел нанести мне еще несколько сильных ударов, в их числе и любимый мной правый кросс. Но я выстоял, а Артур, видимо, посчитал, что победа у него в кармане и продолжал атаковать яростно и сумбурно. В третьем раунде я усилил бдительность, начал действовать осмотрительно, решительно и точно по разработанной схеме. Дважды мне удалось провести правый кросс. Это сильно ослабило Говарда, он стал бить неточно, часто промахиваться и победа по очкам была отдана мне. После боя мы с тренером тщательно проанализировали мой бой и Боггис устроил мне настоящую головомойку за мою неосмотритель­ность и самоуверенность. Да и спортивная пресса поубавила мне радости от одержанной мной победы. Большинство журналистов сошлись на том, что я вырвал победу буквально на последних мину­тах. Бой действительно был для меня трудным и выиграл я его очень непросто, но выиграл надежно, о чем говорило соотношение очков, явно в мою пользу.

Задумываясь о допущенной мной ошибке, я критиковал сам свои действия в защите и пожалел, что не обладаю феноменаль­ной способностью знаменитого английского боксера Джима Дрисколла.

Ветераны рассказывали, что он настолько точно мог опреде­лять дистанцию, что почти не пользовался для защиты руками и даже нырками. Он защищался уходами и отклонами, причем делал отклон ровно настолько, что кулак противника не доходил до цели буквально на несколько миллиметров.

Я не видел ни одного боя Дрисколла, но не имел основания не верить нашим уважаемым ветеранам, однако сколько я ни ста­рался достичь феноменального мастерства Джима — не мог. Од­нако убедился, что маневренный бой, умелое сочетание ударов и защит создают неповторимую красоту боксерскому поединку. И сколько бы я ни слушал восторженных отзывов о блестящих победах Рокки Марчиано, я всегда восхищался и восхищаюсь мас­терством таких боксеров, как Дрисколл или Джек Джонсон, ко­торые предпочитали настоящее искусство бокса, силовому давле­нию Рокки. И я решительно отвергаю жестокую арифметику не­которых бойцов, которые считают, что ради результативного уда­ра, противнику можно пропустить несколько более слабых ударов в свой адрес.

Безусловно, боксеру нужен и «динамит» в перчатках, и умение держать удар, но главное—импровизация, когда бой делает бокс искусством. Может быть, это одна из главных причин того, что я не стал боксером-профессионалом.

Из своего почти проигрыша Говарду я сделал еще один важ­ный для себя вывод. Я, конечно, знал старое и очень правильное правило бокса: умей защищаться от удара, который наносишь сам, лучше противника, которому ты адресуешь свой удар. Я как раз и попался на то, что не успел сблокировать правый кросс Артура, а ведь для этого достаточно было чуть согнуть левую руку, развернув кулак пальцами вверх и кнаружи. Если же вы опоздали с блокировкой удара, то как можно глубже втяните го­лову в плечи и кросс противника проскользнет по вашему плечу, затылку или шее. Хорошим предупреждением правого кросса мо­жет быть встречный удар по корпусу, если только вы успеете на­нести его, упредив удар противника.

В заключение своего разговора я хочу упомянуть о свинге во­обще и о правом свинге в особенности, которым умело пользо­вался чемпион мира среди профессионалов тяжелого веса Макс Бэр, победивший в 1934-году Примо Карнеру, заставив его сдать­ся в одиннадцатом раунде. Свинг, как и кросс, является одной из разновидностей хука, но он более дальнобоен. В результате того, что свинг наносится с размахом, он напоминает удар хлы­стом и очень мощный по силе. В свое время этот удар был очень популярен у боксеров Америки и применялся очень многими из­вестными профессионалами. Однако сейчас им пользуются редко. Во-первых, современный бой на ринге чаще ведется на более со­кращенных дистанциях — средней и ближней, где нет места для размаха. Во-вторых, при нанесении свинга кулак проделывает очень длинный путь до цели и дает возможность обнаружить се­бя в самом начале, а значит дает возможность противнику свое­временно принять контрмеры против него. И наконец, исходная позиция современных боксеров стала более низкой и собранной в отличие от старой классической, почти прямой боевой стойки. А боксер, находящийся в низкой, собранной стойке, практически недосягаем для свинга. Именно такая высокая боевая стойка дважды подвела считавшегося непобедимым Джека Демпси в его встречах с Джином Туннеем, которому он дважды уступал титул чемпиона мира.

Вот и все, что хотелось мне сказать вам, мои молодые сото­варищи по рингу, перед началом вашей боксерской карьеры. Если вы изберете в качестве своего коронного удара правый кросс, который в свое время избрал и я, то запомните три глав­ные правила, без которых вам не обойтись, применяя правый кросс: тщательно маскируйте этот удар, чтобы противник не до­гадался заранее, что именно этот удар является вашим главным оружием победы; это действительно мощный удар и наносите его с такой уверенностью, как будто бы именно он даст вам возмож­ность закончить бой победой; никогда не начинайте поединка с этого удара, лучше всего подготовьте условия для его нанесения левыми джебами и не забывайте приподнять левое плечо для за­щиты своей челюсти от контрудара правой.

Джейк ТУЛЛИ,

Наши рекомендации