Психолого-педагогические основания подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников
П.Ф. Каптерев, указывал, что самое первое и весьма важное дело в эстетическом воспитании чувств – это развитие органов внешних чувств детей. Причём эта забота преимущественно должна падать на первые годы жизни ребёнка, поскольку позднее будет трудно восполнить упущенное. Достаточно развитые соответственными упражнениями они составляют, по его мнению, необходимую почву для настоящего эстетического образования. Одним из условий развития эстетического чувства у детей педагог считал возбуждение у них «любви и симпатий» к природе. Он предостерегал, что нельзя от детей требовать сразу эстетического совершенства, тонкости впечатлений. Подобно нравственному совершенству, умственной зрелости, восприимчивость к прекрасному достигается мало-помалу, исходя от крайне несовершенных форм. Причём первоначальные эстетические волнения имеют преимущественно чувственный характер и заключаются в чувственности к большому, величественному или же к непосредственно приятному в несложном сочетании цвета с формой и т. п. (70). 70. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Избр. Пед. соч. под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – С. 91-108.
.
Познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение. |
Эмоциональные процессы – эмоции, чувства. |
Воля. Волевые свойства личности – целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка, самообладание. |
Познавательные процессы.Окружающий мир познаётся нами с помощью ощущений, которые дают идеальное отражение реальных предметов, и их связей. Субстратом восприятия являются ощущения, представляющие элементарный образ, отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира. Ощущение субъективно по форме существования и субъективно по содержанию, так как отражает, копирует свойства вещей, которые существуют вне и независимо от сознания. В зависимости от характера внешних воздействий различают отдельные виды ощущений. Для нашего исследования представляют интерес ощущения, которые возникают в процессе взаимодействия органов внешних чувств с объектами и явлениями окружающего мира. «Осязательные ощущения отражают механические, тепловые свойства предметов, слуховые – звуковые колебания и вибрации, зрительные – электромагнитные (световые) колебания, вкусовые и обонятельные – химические свойства вещей» Краткий словарь по философии /Под лбщ. Ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. –4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 431 с. С. 239).
Таким образом, ощущения отражают отдельные свойства объектов и явлений окружающей действительности, воздействующих на органы чувств непосредственно. В результате человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, шероховатость, гладкость, запах, и т. д. Ощущения являются первоначальным источником всех наших знаний об окружающем мире.
Отражение объектов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие – сложное и много аспектное явление. В рамках когнитивной психологии восприятие осуществляется в два этапа. На первом этапе создаётся «сенсорный» слепок стимуляции, который воздействует на органы чувств, - иконический или эхоический образ. Предполагается, что связь физических характеристик среды и сенсорных впечатлений производится посредством специализированных каналов, которые настроены на выделение заданных свойств. На втором этапе происходит распознавание образа, сравнение «слепка» с предметной информацией, хранящейся в долговременной памяти, выбор наиболее подходящей и отнесение его к определённой категории. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. – М.: МГУ, 1985. – 231 с..
Таким образом, восприятие обеспечивает ориентировку человека в окружающем мире. Оно связано с мышлением, речью, памятью, вниманием. В процессе восприятия происходит обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков, анализ и синтез. Адекватность образа восприятия его объекту достигается по причине того, что воспринимающие этот объект органы (и сенсорные, и моторные) активно прослеживают его свойства, связи, отношения. Это особенно заметно на примере восприятия объекта детьми младшего и среднего школьного возраста. Чем меньше ребёнок, тем меньшим знанием он обладает об окружающем мире. Встречаясь с его объектами, стремится порой не только взять их в руки, погладить (если это животное), если это возможно, попробовать на вкус.
Восприятию присущи следующие особенности: оно выступает как движение образа воспринимаемой реальности; восприятие опосредованно информационным взаимодействием индивида со средой; этот процесс непрерывен в пространстве и времени, то есть оно не начинается «с нуля», а с предзнания, необходимого для приобретения нового опыта и содержит тенденцию развития; иерхарическая организация перцептивных структур позволяет рассматривать процесс восприятия как многоуровневый, в который включается мотивация, гипотеза, оценка, иллюзия, предзнание, обобщение и т.д.
В психологической науке отмечается, любой объект действительности состоит из целого ряда частей, которые отличаются друг от друга разными признаками (цвет, характер формы, положение в пространстве и т д.). В тоже время воспринимается целиком, в единстве всех его качеств и признаков, что обусловливает обобщённость и цельность восприятия.
Итак, восприятие – начальный этап эстетического освоения действительности. По мнению Дж. Гибсона, оно «…представляет собой процесс непосредственно контакта с внешним миром, процесс переживания впечатлений о предметах, а не просто процесс переживания как таковой. Восприятие включает осознание чего-то конкретного, а не осознание само по себе. Осознавать можно что-либо в окружающем мире, либо в наблюдателе, либо в том и другом сразу, но осознание не может существовать независимо от того, что осознаётся» ( Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. /Общ. Ред. И вступ.ст. А.Д. Логвиненко. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с.С. 33). А значит, осознавать красоту в действительности, в том числе и в природе, человеческие отношения эффективно в условиях эстетической практической деятельности. Таким образом, восприятие представляет собой чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Чем больше органов внешних чувств участвует в восприятии, тем богаче, ярче образ увиденного, тем эмоциональней окраска психических явлений, тем желанней потребность к повторным переживаниям прекрасного.
Процесс познания красоты, отправным пунктом и необходимым компонентом которого является восприятие объекта (явления) в некоторой совокупности его свойств и отношений, включает как различение и обособление вещей в пространстве и времени, так и связывание и соотношение. Для восприятия, например, формы предмета, его величины, пропорций и иных признаков характерно то, что, несмотря на изменение положения предмета в пространстве, мы воспринимаем его форму константно, то есть такой, какой она существует без всяких перспективных изменений. Это связано с результатом включенности имеющегося у субъекта опыта живого созерцания. Это является необходимым условием узнавания и познавания. Вместе с тем константность восприятия является серьёзным препятствием для освоения формы, цветовой окраски предмета в процессе практической изобразительной деятельности. И если нет своевременного компетентного вмешательства со стороны опытного педагога в процесс восприятия и изображения школьниками действительности, то и во взрослой жизни человек «знает», что небо – голубое, трава – зелёная, вода – синяя.
В процессе восприятия происходит преобразование информации, поступающей из окружающего мира. В результате формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют мышление, память, внимание, эмоции. Полученная в процессе восприятия информация о свойствах объекта (форма, окраска, величина и т.п.) преобразуется в ряд характеристик, благодаря которым в дальнейшем при узнавании вновь реконструируется целостное отображение объекта, его образ. В связи с тем, что в процессе восприятия образуются связи между разными анализаторами, в образе предмета отражаются такие его свойств, для которых нет специальных анализаторов, например, величина, вес.
Построение образа воспринимаемого объекта (явления) тесным образом связано с его обследованием. При многократном повторении восприятия происходит видоизменение структуры действий с объектом. Способы обследования упрощаются, и восприятие ускоряется за счёт накопленных знаний предыдущих восприятий. Заметим, в младшем и среднем школьном возрасте, при невнимательной работе педагога, такая особенность восприятия может привести к созданию у учащихся штампов и стереотипов. Например, в первом классе, изображая с натуры овощи и фрукты (морковь, яблоки) первоклассники не затрудняют себя изучением формы предметов. Из опыта прежних восприятий они знают, что яблоки растут на дереве с листьями, а морковь на грядке - с ботвой. Поэтому, какие бы для изображения объекты природы учитель не предлагал, они нарисуют их не столько такими, какими видят в настоящее время, сколько, какими знают. Не случайно и изображение головы человека в профиль они обязательно рисуют с двумя глазами
Первоначальная деятельность в процессе восприятия направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. В каждый отдельный момент восприятия человек реагирует лишь на то, что входит в круг его потребностей и интересов, к остальному, из воспринимаемого, он нейтрален. Оно не вызывает у него эмоциональной реакции. «Эмоции и чувства проявляются у человека тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение (в самых разнообразных формах) его потребностей» (КуЗИН,с. 202). Отсюда для нас вытекает педагогически важный вывод: в формировании духовной культуры школьников особое внимание следует уделять развитию у них потребностей наслаждаться прекрасным в действительности, природе, искусстве, совершать красивые, морально приемлемые в обществе поступки, стремлению не только сохранять красоту природы, но и приумножать её.
Занятия изобразительной деятельностью, как известно, активно развивают мыслительные способности школьников. Особенно отчетливо проявляется мыслительная деятельность у обучаемых в процессе рисования с натуры, поскольку требуются не только данные, получаемые посредством ощущений и восприятий, а и рассуждений. «Овладение знаниями – вечное занятие … рисование с натуры на плоскости одними глазами, чувствами, талантом, без всякого рассуждения, конечно, есть не более как набивка руки, как говорится, и пользы образовательной от нее мало. Потому что рисующий не думает, а смотрит, видит и переносит, что и как ему кажется. Здесь в преподавании опущена одна половина искусства, а именно – передать предмет следует не только как он вам кажется, а как он есть, как существует в натуре. Вот тут и человек и не свободен. Тут-то и мало одного чувства, таланта, тут требуется и соображение, и мозгами шевельнуть» [Чистяков , С.343]. Из этого высказывания вытекает, что изобразительный процесс невозможен без постоянного рассуждения, без активной мыслительной деятельности: без анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Обратимся кратко к этим понятиям.
В процессе анализа происходит мысленное разъединение целого на части, на отдельные стороны, признаки, составляющие в совокупности предмет или явление. Например, сложная форма головы человека состоит из простых геометрических форм: глаза – шаровидная форма, нос – призма и т. д.
Синтез представляет собой мысленное соединение отдельных сторон, признаков в целое. Анализируя каждую деталь (форму) головы, рисующий, тут же соединяет все части в единое целое – общую конструкцию головы. Сравнение представляет собой мысленное установление сходства или различия предметов или явлений окружающего мира. Развивая у учащихся умения сравнивать изображение с натурой, педагог тем самым закладывает основу для успешного выполнения задания.
В процессе обобщения происходит мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений действительности. Обобщая предметы и явления действительности, выделяя в них общее, рисующий, одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга, и рассматривает то, что им выделяется. Такое мысленное отвлечение принято называть абстрагированием. Любое изображение, и прежде всего изображение с натуры, как известно, включает элементы абстрагирования. Например, выполняя с натуры в карандаше крынку, учащийся думает о величине её формы, пропорциях и отвлекается от цветовой окраски. Каждый отдельный этап рисования у него связан или с пропорциями, или с пространственным положением предмета, или с конструкцией предмета изображения.
Противоположный абстрагированию процесс – конкретизация представляет собой одновременную фиксацию какого-либо признака, какой-либо стороны предмета, явления вне учета других сторон, признаков предмета (явления) в целом. «Конкретизация, - отмечал В.С. Кузин, - всегда предполагает мысль об общем, являясь своего рода связующим звеном между обобщением и данными чувственного опыта. Общее легче и быстрее понимается через конкретные примеры, стороны, явления, в которых содержится это общее» [Кузин В.С. Психология /Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. – 256 с., С. 156]. Развивая аналогичные мыслительные процессы у школьников, учитель способствует не только более качественному выполнению ими практических заданий, но и создаёт основу для развития умений видеть необычное в обычном, повседневном, эмоционально отзываться и бережно относиться к нему. Практика показывает, хорошо развитая мыслительная деятельность является необходимым условием не только для выполнения учебных, но и воспитательных задач. Анализируя то или иное событие под руководством учителя, рассуждая, сравнивая, ребенок учится воспринимать его не только с позиций истины, добра и красоты, но и налаживать отношения с окружающей действительностью.
Таким образом, ощущение, восприятие и мышление представляют собой неразрывные части единого процесса отражения действительности, активно участвующие в формировании духовности личности.
Образы объектов и явлений действительности, в том числе и природы, сформированные в процессе ощущений и восприятий, а также связанные с ними действия, мысли, чувства человек может воспроизвести в отсутствие самих этих объектов и явлений в памяти. Память представляет собой «… запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прошлого опыта» (КУЗИН7а, с. 135).
Память имеет особое значение в формировании духовной культуры школьников. Посредством памяти ребёнок накапливает знания и зрительные представления об окружающей действительности и использует их в нужный момент. Так, например, формирование любого навыка и умения бережно относиться к природе, различать прекрасное и безобразное в отношениях человека с природой невозможно без закрепления в памяти отдельных способов действий и их направленности. Без участия памяти невозможно установить, в чем эстетическая ценность того или иного объекта (явления) природы, поскольку уже в процессе восприятия ребёнок соотносит непосредственно воспринимаемое со знаниями и опытом, которые сохранились в его памяти.
Практика показывает, важная роль в формировании духовности школьников принадлежит речи. Анализируя эстетическое многообразие действительности, школьники учатся высказывать своё понимание прекрасного как в природе, так и во взаимоотношениях между людьми. Развивая речевое общение, полезно не только учить их восхищаться прекрасным, но и давать характеристику негативным изменениям, происходящим в природе там, где они живут (во дворе дома, в городе, в деревне и т. д.), оценивать отношение сверстников к природе, к людям и т. д.
Существенную особенность творческого мышления, обусловленную активным участием в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения, представляют ассоциации, которые «… являются отражением реальных связей предметов и явлений действительности.» (Кузин7а, с.135). Ассоциации делятся, как известно, на простые и сложные. Простые ассоциации различают по сходству, по смежности, по контрасту.
Ассоциации по сходству в процессе эстетического освоения природы проявляются в установлении связей между предметами и явлениями природы, которые имеют сходство. Воспоминание одного из них ведёт к воспоминанию других, имеющих сходные черты. Например, увидев изображённую на картине художника берёзу, ученик вспоминает, что такая же берёза растёт в деревне возле бабушкиного дома. Это позволяет ему вспомнить и цвет, и шероховатую кору старого дерева, и шум ветра в её листве, и вкусный берёзовый сок. В результате у школьника складывается цельный, эстетически выразительный образ дерева, увиденного на репродукции картины.
Ассоциации по смежности проявляются во взаимосвязи объектов или явлений, которые находятся рядом в пространстве или следуют по времени друг за другом. Воспоминание и запоминание одного из них ведёт к воспоминанию и запоминанию других, расположенных рядом или же следующих за первым. Например, вспомнив прощальные крики журавлей, улетающих в тёплые края, учащиеся вспоминают, в какие цвета окрашены осенние деревья, трава каким молчаливым становится лес осенью и т. д.
Для ассоциаций по контрасту характерно установление связей между прямо противоположными предметами и явлениями. Воспоминание и запоминание одного из них ведёт к воспоминанию и запоминанию другого, который противоположен первому. Так, устанавливая, в чем красота природы в летний жаркий день, в памяти учащихся могут возникать образы природы холодной зимы.
В сложных ассоциациях устанавливаются причинно-следственные связи, которые отражают наиболее важные, существенные связи между предметами и явлениями. Так, анализируя вместе со школьниками красоту лесной поляны, стремимся, чтобы они не только устанавливали в чем красота деревьев, цветов, трав. Важно сформировать у детей понимание, что в траве живут разные насекомые, гнездятся некоторые породы птиц и те люди, которые сжигают весной сухую траву, наносят природе непоправимый ущерб, поскольку в пламени погибают живые существа. Анализируя под руководством учителя красивый нравственный поступок сверстника, учащиеся вспоминают и другие аналогичные поступки. Недобрые поступки в межличностных отношениях могут быть использованы не только для их порицания, но и для возникновения у школьников противоположных ассоциаций: как необходимо вести себя культурному человеку в обществе, какие отношения следует выстраивать с окружающей действительностью и т. д.
Наряду с ощущением, восприятием, памятью и мышлением, ассоциациями огромную роль в формировании духовной культуры играет воображение, «… психическая деятельность человека, в процессе которой, путём преобразования имеющегося у него опыта, создаются новые чувствительные и мыслительные образы (КРАТКИЙ сЛ ПО ФИЛОС4А, С.46). Благодаря развитому воображению человек может представить себе не только то, что реально существует, но и то, чего нет и, возможно, никогда не будет в действительности. Достаточно развитое воображение помогает школьнику мысленно перевоплощаться, по заданию учителя, в процессе решения воспитательных задач в объект природы с той целью, чтобы на себе попытаться прочувствовать негативное отношение человека к природе.
Итак, изобразительная деятельность представляет собой способ активного изучения объекта, его визуальную оценку, отбор существенных, эстетически значимых черт, анализ и организацию их в целостный эстетический образ. Овладение изобразительными навыками и освоение технических приёмов эффективно сказывается при воплощении эстетических впечатлений в конкретный художественный образ. Закрепление в изобразительной деятельности увиденного, прочувствованного способствует более глубокому проникновению школьников в эстетический образ действительности, осознанному пониманию выразительности форм растений, грациозности животных, гармонии цветовых сочетаний и т.п.
Эмоциональные процессы.Эстетическое чувство даёт человеку возможность познать специфическое качество предмета – красоту, в то же время оно само возникает и развивается под воздействием красоты, в процессе специального на него воздействия, которое приводит к изменениям чувств в определённом направлении, к появлению их новых качеств. Эстетические чувства служат основой формирования представлений человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом, а значит, они лежат в основе понимания им красоты и выразительности природы, помогают осуществлять взаимодействие с внешним миром на более гармоничной, совершенной основе.
В психологии различают низшие и высшие чувства. К низшим чувствам относят чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей (голод, жажда и т. п.). Низшие чувства связаны с физическим состоянием человека, они свидетельствуют об удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей. Высшие чувства включают в себя нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Высшими они названы потому, что составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как существа общественного. Проявляясь в той или иной деятельности, высшие чувства свидетельствуют о темпераменте человека, его характере, интересах, умственных способностях. Высшие чувства тесно связаны друг с другом и в совокупности характеризуют личность человека.
Нравственные чувства (моральные) возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей, в процессе их общения и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами, существующими в обществе. На них влияют и конкретно-исторические условия. Если не так давно человечество относилось к природе как к неисчерпаемой кладовой, считалась нормальным убивать животных, загрязнять воздушный бассейн планеты и многое другое, то для нынешнего развития человеческого общества подобное отношение к природе не является образцом морали. Осознание человеком своего истинного места в природе, как её части, но не «царствующей» особы привело к формированию иного отношения к природе. В обществе находит понимание, что одних законов для охраны и сбережении природы недостаточно. Каким бы предусмотрительным не был закон он не способен учесть все обстоятельства, складывающиеся в отношении человек – природа. Тем более, что ситуация может меняться очень часто и требовать от человека принятия быстрых решений как глобального характера на макро уровне, так и частных вопросов в отдельно взятом регионе, области, районе на микро уровне. Зачастую человек сам должен принять правильное для природы решение. Например, отпустить на волю, зашедшего в городскую черту зверя. Дать возможность рыбе во время нереста уйти из мелководья в реку или озеро и т. д. Все это актуализирует в учебно-воспитательном процессе формирование у ребёнка высших чувств, нравственного отношения не только к людям, но и к природе, частью которой он является.
«Сущность моральных чувств составляет переживание ценностей действий, поступков людей, обусловленных общественными интересами, требованиями, нормами, или, наоборот, несоответствия действий, поступков человека принятым общественным правилам» (КУЗИН, с.206).
Интеллектуальными чувствами называются те чувства, которые возникают в познавательной деятельности человека. Они выражаются в любознательности, в переживаниях, связанных с поиском истины. Осваивая эстетическое многообразие реального мира, приобщаясь к опыту поколений в процессе восприятия искусства, знакомства с литературным народным творчеством школьники учатся не только познавать прекрасное, но и анализировать, прогнозировать, например, состояние природы, понимать взаимосвязь, взаимозависимость человека и природы, отношения к родителям, сверстникам, Отечеству и т.д. Развитые интеллектуальные чувства являются необходимым условием и изобразительной деятельности, активно влияющей на совершенствование органов внешних чувств, формирование духовной культуры личности.
Эстетическими чувствами называют те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, трагического, комического. «Эстетическое чувство несёт в себе непосредственную конкретику контакта воспринимаемого предмета, объекта с воспринимающим его человеком (субъектом). Реальное бытие эстетическое обеспечивается именно наличием эстетического объекта, эстетического субъекта и диалектической взаимосвязи элементов, составляющих их структуру в непосредственном акте их взаимодействия, каковым является эстетическое восприятие, представляющее собой процесс непосредственной актуализации эстетического чувства при появлении эстетического объекта» [Салеев, кунгер. Основн эст кт.с. 8. ].
В психолого-педагогической литературе установлено, любая деятельность человека неразрывным образом связана с проявлением чувств. В зависимости от успеха или неудач в конкретной деятельности человека эмоции и чувства могут быть и положительными и отрицательными. Вместе с тем, влияние эмоций и чувств на человека проявляется по-разному. Отсюда возникают как активные, так и пассивные эмоции и чувства.
Активные (стенические) переживания повышают жизнедеятельность человека. Пассивные (астенические) – наоборот, снижают его активность, расслабляют волю, лишают энергии.
Активные эмоции и чувства, как правило, связаны с радостными переживаниями, пассивные – с негативными переживаниями.
Знание этих особенностей психического развития ребёнка нацеливает работу педагога на создание и поддержку в процессе учебных занятий положительного эмоционального фона, способствующего возникновению у учащихся активных эмоций и чувств.
В процессе восприятия объектов и явлений действительности ребёнок испытывает их воздействие на органы чувств, что вызывает эмоциональную реакцию, выражающуюся в таких её проявлениях, как радость, восторг, страх, грусть, боязнь, удовольствие и т.п. Познание ребёнком прекрасного, как правило, всегда эмоционально окрашено. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в формировании у него отношений с действительностью, в том числе и с природой. В психологии их определяют как переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям к самому себе.
Эмоции не могут возникать сами собой, без причины. Источником эмоций служит объективная действительность в её отношении с потребностями человека. Эмоция не есть само чувство любви к прекрасному, как особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, всматриваясь, вслушиваясь в красоту окружающей среды. Эмоции побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве, зачастую определяют его поведение и поступки в повседневной жизни. Иными словами, взаимодействие субъекта с объектом в процессе восприятия эстетического вызывает особое человеческое переживание. «Особенностью этого переживания выступает, прежде всего, его пронзительная целостность, которая захватывает всего человека, всё его существо. … Эмоции представляют собой основание, на котором формируются, развиваются и совершенствуются, всё более усложняясь, приобретая всё более тонкие нюансы, человеческие чувства» [Салеев, кунгер с. 8. ]
Эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят эмоции, выражающие положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности ( радость, восторг, удовольствие, любовь и т. п.). Во вторую группу входят те эмоции и чувства, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо (испуг, боязнь, ненависть, ужас, горе и т. д.). «Отличие эмоций и чувств от других психических процессов заключается в том, - считает В. С. Кузин, - что если, например, благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению в нашем сознании отражаются различные предметы, явления и отдельные свойства и качества, а также разнообразные связи между ними, то в эмоциональных состояниях проявляется отношение человека к тому, что познаётся, что делается» (Кузин, С. 202). Это является весьма важным применительно к нашему исследованию, поскольку формирование духовности школьников, скажем, в процессе эстетического освоения природы, мы связываем не только с установлением, в чем красота природы. Для нас, безусловно, важно сформировать положительные эмоциональные реакции на природно-прекрасное, потребность к повторным подобным ощущениям. Не менее важно формирование понимания, что красиво в отношениях человека к природе, к другому человеку, как части природы, а что в этих отношениях недопустимо и аморально с точки зрения объективных законов Истины, Добра и Красоты. Для нас важно не только дать учащимся определённый багаж знаний и помочь и накопить эстетические представления о прекрасном, но и сформировать ценностное отношение к окружающему миру.
Воля. Волевые свойства личности.В научной литературе воля характеризуется как сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, которое проявляется в умении преодолевать трудности при достижении цели. Воля личности рассматривается как совокупность различных волевых проявлений и свойств. Она проявляется в целеустремленности личности, самостоятельности, настойчивости, решительности, выдержке, самообладании. Целеустремлённость связана с нравственным обликом личности, её мировоззрением. Для самостоятельности характерно умение совершать действие и поступки без помощи других, руководствуясь своими взглядами, убеждениями, мотивами, ценностями. Настойчивость проявляется в умении добиваться поставленных целей. Решительность проявляется в своевременности, без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Выдержка и самообладание характеризуют личность человека со стороны умения владеть собой, своими поступками и настроением в любое время, как во время не удачи, так и во время удачи. В процессе жизни человек ставит себе разнообразные задачи, которые требуют определённых волевых усилий для их выполнения
Познавательные процессы | |
Ощущение. Зрительные ощущения, слуховые, обоняние, осязание, вкус. (Развитию ощущений способствуют непосредственные контакты школьников с природой, возможность увидеть необчные природные явления – туман, закат солнца и т. п.; потрогать предмет руками – тёплый, холодный, гладкий, шершавый; услышать шум ветра, шум дождя, шорох под ногами опавших осенних листьев и т. п.; обонять запахи природы – цветущие травы, прелые в осеннем лесу листья и т.п.; ощутить вкус ягод, плодов и т. п.). Восприятие.Целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность. (Активность восприятия повышается при умении учителя находить для восприятия эстетически привлекательные объекты и явления природы, высокохудожественные и доступные пониманию школьников произведения искусства, использовании в процессе восприятия накопленный детьми ранее опыт общения с прекрасным в природе и искусстве). Мышление. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. (Развитию мышления школьников способствует умение учителя алгоритмизировать свои действия: создание у детей представлений о предмете изображения; создание представлений об изображении, материальное воплощение изобразительных задач в конкретную художественную форму; постановка вначале урока учебных задач и критериев оценивания продуктов детского художественного творчества, при оценивании рисунков художественным советом из числа учеников анализ работ проходит строго исходя из задач урока и критериев оценивания). Память.Ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту, сложные ассоциации. (Развитию памяти способствует рисование по памяти, проведение игр типа: «Какие оттенки цвета имеет крона осеннего дерева?». Школьники вначале рассматривают объект, затем повернувшись к нему спиной называют его оттенки. ). Речь. Устная (диалогическая и монологическая речь), письменная( продукты художественной деятельности детей), внутренняя «речь про себя» - речь в процессе мышления (обдумывания задания на уроке, проектирование алгоритма работы над заданием и т. п.). (Развитию речи способствуют применение учителем в ходе урока интерактивных методов обучения, выполнение школьниками словесных рисунков на уроках тематического рисования, устный опрос школьников по теме урока и т. д.). Воображение. Воссоздающее воображение (создание образа на основе словесного описания объекта), творческое воображение (самостоятельное создание новых, оригинальных образов). Развитию воображения способствует умение учителем провести интересно беседу на тему урока, создать зрительный ряд, способствующих появлению у школьников интереса к работе, применение на уроке словесного рисунка, проведение игр типа: «На что похоже?» | Задачи: развивать органы внешних чувств как проводников эстетических впечатлений. Задачи: учить наблюдать явления и объекты действительности; анализировать их форму, цветовую окраску, положение в пространстве; видеть необычное в обычном, повседневном); выделять главное, существенное; связывать предметы, явления по смыслу. Задачи: развивать у школьников мыслительные процессы, направленные на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющие между ними закономерные связи. Задачи: развитие у учащихся памяти и накопление зрительных представлений, умений использовать накопленные знания и зрительные впечатления в практической художественной и повседневной деятельности. Задачи: развитие умений общаться по поводу искусства, эстетического многообразия окружающего мира, в том числе и природы (на занятиях по восприятию эстетического в действительности, восприятия искусства, в процессе выполнения словесных рисунков на уроках тематического рисования) , обмениваться мнениями, знаниями, высказывать свою позицию. Задачи: накопление школьниками знаний по тематике уроков, зрительных представлений. различных впечатлений как базы воображения. Формирование умений «перевоплощаться» на уроке по заданию учителя, войти в положение, в роль другого. |