Раздел 2. Развитие зарубежной литературы в XIX – ХХ веках

Тема 1.Романтизм как литературное направление, национальные особенностиОсобенности литературного процесса в Западной Европе I половины XIX века. Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и эстетические истоки романтизма начала XIX века.

Немецкая школа романтизма. Йенская школа. Роль философии Шеллинга в формировании эстетики романтизма: концепция мира, связей человека и природы, концепция любви, Бога, сущность понятия «интеллектуальная интуиция»; представление о творческой личности, идея мифотворчества.

Романтическоедвоемирие в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества. Воплощение эстетики Гофмана в сказке «Золотой горшок». Гофман и русский романтизм.

Романтические тенденции в английской литературе. Мистический романтизм в поэзии и графике У. Блейка. Представления о связи человека и природы у поэтов «Озерной школы». Романтические поэмы Д.Н.Г. Байрона.Творческий путь В. Гюго – «патриарха» французской литературы. Специфика историзма в романе «Собор парижской Богоматери».

Тема 2.Реализм как художественный метод в литературе 19 века.Роман как основной жанр реализма.

Социально-психологические типы героев в произведении О. де Бальзака «Отец Горио».

Новеллистика П. Мериме. Тематические разновидности новелл: экзотические, социально-психологические, авантюрно-развлекательные, фантастические, новеллы-легенды. Мериме и русская литература.

Творчество Ф. Стендаля. Философия личности и тип героя в романах «Красное и черное» и «Пармская обитель». Психологический метод Стендаля.

Особенности реалистического метода в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»: новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий, роль подтекста и символики.

Место поэзии в литературе второй трети 19 века. Поэзия и реализм. Феномен «чистого искусства». Группа «Парнас»: история, эстетическая программа, значение в литературном процессе.

Периодизация творчества Ч. Диккенса. Проблема жанра и художественное своеобразие романа «Торговый дом «Домби и сын».

Философский скепсис и ирония как основа мировоззренческой позиции У. Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия». Художественное новаторство Теккерея.

Тема 3. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ в.; взаимодействие литератур различных культурных регионов.

Модернистское направление русской и зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв. Основные поэтические течения конца Х1Х–начала ХХ в.: символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм. Эстетические принципы и представители направлений.

Экзистенциализм: взаимовлияние литературы и философии. Мир как чередование бессмысленных случайностей. Мотив одиночества, абсурдности истории, свободы выбора и ответственности за него в творчество Ж.-П. Сартра и А. Камю.

Театр абсурда, его разновидности. Влияние абсурдистской эстетики на практику современного театра. Социальные предпосылки зарождения «театра абсурда», традиция символистской драмы, дадаистского и сюрреалистического театра; экзистенциализм и «театр абсурда». Э. Ионеско - зачинатель абсурдизма во французской драматургии. История создания антипьесы «Лысая певица».

Постмодернизм как общеэстетический феномен современной западной культуры. Основные понятия постмодернизма: «мир как хаос», «мир как текст», «постмодернистская чувствительность», «интертекстуальность», «пародийный модус повествования» и их воплощение в произведениях У.Эко. Философские новеллы и эссе Борхеса. Поиски метафор реальности, образ парадоксального мира. Эссе Борхеса о писателях. Поиски поэтического языка в прозе А. Барикко.

Список литературы

Основная литература

1. Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций. Учебное пособие [Электронный ресурс] / О.В. Галустова. – М.: А-Приор, 2011. – 143 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72700

2. Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.И. Жук. – М.: Флинта, 2011. –113 с. – Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69138

3. Курдина Ж. В. , Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ж.В. Курдина, Г.И. Модина. – М.: Флинта, 2010. – 104 с. – Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57983

4. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Луков. - М.: «Академия», 2008.­ – 512 с.

5. Осьмухина О. Ю. , Казеева Е. А. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. – М.: Флинта, 2010. – 318 с. – Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69145

Дополнительная литература

1. Зарубежная литература. ХХ век: практикум / Н.П. Михальская, В.А. Пронин; под общ. Ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007. – 270 с.

2. Зарубежная литература конца XIX- начала ХХ века: учебное пособие для высш. учеб. Заведений: в 2 т. Т. 1 / В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Д.А. Иванов; под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2007. – 471 с.

3. Зарубежная литература конца XIX- начала ХХ века: учебное пособие для высш. учеб. Заведений: в 2 т. Т. 2 / В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Д.А. Иванов; под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2007. – 400 с.

4. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). Том 1/ А.Д. Михайлов [Электронный ресурс]. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 238 с. – Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73309

5. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). Том 2 / А.Д. Михайлов [Электронный ресурс]. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 316 с. – Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73311

6. Серенков Ю. С. Культурный диалог США и Великобритании в американской Артуриане (XIX в. – начало XX в.) / Ю.С. Серенков [Электронный ресурс]. –Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. – 333 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88686

Наши рекомендации