Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
При написании реферата по выбранной теме спецвопроса, следует учитывать следующие этапы работы:
1. Выбор темы. Определение структуры работы.
2. Сбор литературы (имеющихся публикаций) по теме. Вхождение в проблематику.
3. Обработка имеющихся публикаций.
4. Систематизация имеющихся публикаций.
5. Оформление работы.
При сборе литературы по выбранной теме вы должны ориентироваться на три основные источника, в которых вы найдете литературу по вашей теме: 1. Список основных и дополнительных научно-критических работ, указанных в УМК по курсу истории зарубежной литературы XX века; 2. Учебники, учебно-методические пособия, практикумы по курсу зарубежной литературы XX века разных лет издания, в которых всегда имеется список рекомендуемой научно-критической литературы по тематическому материалу, или в них имеются ссылки на публикации, которые могут вам быть полезны; 3. Следующим источником могут быть специальные тематические обзоры, реферативные журналы, и словари, в частности, Литературный энциклопедический словарь: в них (после соответствующих статей) прямо указываются работы, в которых затрагивается интересующая вас проблема; это может быть Библиографический словарь зарубежных писателей, в котором разделы авторских персоналий заканчиваются списком используемой литературы; 4. Следующим источником могут быть библиографические указатели «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам»,, издаваемым ИНИОН: существуют отдельные такие указатели по литературоведению; 5. Источником литературоведческих работ могут быть библиотечные каталоги персоналий; 6. Можно обратиться к Интернет-ресурсам.
Если научно-критическая литература, найденная вами, относится к периоду доперестроечного написания (до 90-х) годов, то, возможно, некоторые концепции этих изданий окажутся устаревшими (это касается, в частности, концепций марксистского литературоведения с характерным уклоном социально-политической трактовки литературных процессов), в этом случае вы должны проявить диалектический подход при использовании концепций таких изданий, и дополнять высказанную в этих изданиях точку зрения современным подходом к проблеме.
Обработка литературы сводится к написанию реферата. Реферат — это ваше собственное краткое изложение сути работы с цитированием наиболее важных мест. При написании реферата обязательно фиксируйте выходные данные каждой работы и страницы, на которых приводятся отмеченные вами цитаты. Это облегчит процесс последующего оформления сносок и библиографического списка.
Приступая к раскрытию темы выбранного спецвопроса, внимательно прочитайте формулировку вопроса, определите для себя проблемность выбранной темы. Найдите, какое место занимает выбранный вами вопрос в содержании программы, это поможет вам выяснить, творчество писателя какой национальной литературы и какого исторического периода вы выбрали. Изложение концептуальных аспектов выбранного спецвопроса следует начать с определения литературного контекста: в чем состоит национального специфика развития литературы, к которой относится выбранный вами автор; какие в этот период времени существовали литературные направления, школы, течения. Охарактеризовать их. Представьте мировоззренческие установки выбранного писателя, его высказывания в печати, письмах, дневниках. Определите, к какому литературному направлению можно отнести его творчество, какое место и значение оно занимает в истории развития национальной (и европейской) литературы. Ответы на вопросы, связанные с общей характеристикой литературного контекста, можно взять из учебников и учебных пособий, из истории национальных литератур. Ответы на более глубокие вопросы, связанные с подробным раскрытием специфики художественного мышления выбранного автора, поэтики его произведений, следует искать в специальных литературоведческих источниках. Раскрытие выбранной темы должно быть последовательным, логичным, со ссылками на цитируемые источники и соссылками на используемые художественные тексты. При прочтении художественных произведений, относящихся к выбранному спецвопросу, студент может выписать наиболее важные места, что впоследствии облегчит использование художественных источников при написании реферата. Индивидуальная работа осуществляется в форме консультаций студентов по выбранному спецвопросу. Формы контроля: 1. собеседование; 2. проверка библиографии.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
(ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ – 34 ЧАСА)
Самостоятельному изучению подлежат следующие темы и разделы программы (на каждую тему отводится 3 часа):
4 курс (7 семестр)
1. Модели романного сознания в творчестве Р.Роллана и Ф.Мориака (20-30-е гг.).
2. Экспрессионизм в литературе Германии (автор на выбор).
3. Л.Арагон и П.Элюар: от сюрреализма к реализму.
4. Э.М.Ремарк и Л.Фейхтвангер: структура художественного мышления.
5. Специфика романного сознания Т.Манна.
6. Драматургия Б.Брехта в контексте европейского театра XX века.
7. Р.Олдингтон и английский имажизм.
4 курс (8 семестр)
8. Проблематика и жанры реалистической литературы в послевоенной Франции.
9. Художественная практика А.Роб-Грие, Н.Саррот, С.Симона.
10. Тема потребительской цивилизации во французском романе 60-70х гг.
11. Индивидуальное и архетипическое мышление в романах Г.Гарсиа Маркеса.
12. Кавабата Ясунари «как выразитель сути японского мышления».
Формы контроля:
Контроль за осуществлением самостоятельной работы студентов проводится в виде проверки рефератов по заданным темам и собеседованию по теме реферата. Рефераты сдаются поэтапно:
7 семестр: 1 и 2 темы сдаются в конце сентября; 3 и 4 темы - в течение октября; 5 и 6 темы - в ноябре.
8 семестр: 7 и 8 темы сдаются к концу марта; 9 и 10, 11 темы - к концу апреля.
Для написания рефератов достаточно использование учебной и учебно-методической литературы без дополнительного привлечения углубленных литературоведческих источников. Объем реферата - 3-5 страниц. Желательно избегать общих фраз и сконцентрировать внимание на концепции поставленных вопросов. При раскрытии тем, связанных с поэзией, обязательно цитирование текстов художественной литературы.
Написание рефератов обязательно и является допуском к зачету и экзамену. Без написания рефератов студент не допускается к зачету и экзамену.