IV. Составление опорной схемы «Система мира искусств»

II. Знакомство с учеб. литературой и видами контроля. Темы рефератов.

III. Лекция учителя.

Понятие «духовная культура» связано с творческой деятельностью человека, его мышлением и сферой чувств. Выделяют следующие виды духовной культуры: наука, религия, нравственность, искусство. Культура имеет главенствующее значение для общества и человека и существует наряду с первоприродой, откуда мы все вышли. Очень долго культура понималась как некая надбиологическая надстройка, созданная за историю человечества, в которой человек формируется, развивается, растет, то есть отождествлялись термины «культура» и «цивилизация». В ХХ веке под «цивилизацией» стали понимать определенный технологический уровень, наличие институтов и разных форм государственной власти и т.п.

Развитие цивилизации может быть враждебно развитию человека как личности и как биологическому виду (Шпенглер, Руссо).

Под «культурой» (лат. «возделывать») понимают те стороны цивилизации, которые связаны с развитием отдельной человеческой личности, которые обеспечивают всестороннее духовное, гуманитарное развитие человека. Сюда входят образование, искусство, религия, философия, теоретические сферы научной деятельности.

Задача культуры не только формировать то пространство, где мы живем, но и «возделывать», формировать человека.

Художественная культура – одна из важнейших областей духовной жизни человека, она связана с понятием красоты и ориентирована на творчество. Художественная культура создает некий параллельный мир, иллюзорную, но очень важную новую реальность, которая выражает эстетические, нравственные и прочие идеалы.

1) Художественная культура через систему видов искусства дает возможность формировать человеческую индивидуальность, свободно развивать ее.

2) Художественная культура в наиболее законченном виде развивает в человеке творческое начало. Человек способен создавать художественные ценности по законам прекрасного.

3) Через художественную культуру происходит процесс выработки нравственных норм и получает свое практическое развитие философия человека – гуманизм.

IV. Составление опорной схемы «Система мира искусств»

Пространственные искусства – делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и архитектонические (архитектура, прикладное искусство и дизайн). Дизайн – особый метод проектирования предметной среды, при котором объекту в соответствии с его основным предназначением придается комплекс взаимосвязанных качеств: красота, целесообразность, экономичность, акцентированная функциональность.

Временные искусства – музыка и литература – появились позже пространственных и первоначально существовали слитно.

Пространственно- временные искусства – это театр, кино, художественное телевидение. Для этих форм художественного творчества как различных пространственных форм (искусство декорационные, искусство костюма), так и текста и музыки, то есть временных искусств.

Комментарий. Вид искусства – некая устоявшаяся форма, отражение мира, освоенного творцом. Декоративно-прикладное искусство – наиболее древнее. Термин означает, что искусство, развиваясь, не отделяется от нужд человека. ДПИ вносило свой вклад в создание производства, связанного с ритуалом, магией, мифом, религией. В развитии ДПИ важный момент – введение эстетического критерия. У человека появляется потребность эстетически украшать свое пространство: от простых надрезов до фресок, ваз и т.д. то, что оно вносит эстетический критерий в повседневную жизнь, имеет огромное значение.

Развитие архитектуры связано с оформлением культуры как второй природы вокруг человека. Человек свою жизнь организует как архитектоническое пространство. С архитектурой связаны другие виды искусства: живопись, фреска и т.д. появление жилищ (архитектуры) свидетельствует об отделении человека от остальной природы – Древний Египет, античность, средневековый собор – религиозная модель вселенной. Архитектура связана с различными потребностями – дворец, замок, город.

Скульптура – один из древнейших видов искусства ( ≈ 25 тыс. лет до н.э.). она связана с ритуалом, магией, религией (первые скульптуры богов). Античная скульптура внесла в пластику образ человеческого тела, признанного идеалом красоты. В эпоху Возрождения скульптура отрывается от религии – гармония внешнего и внутреннего. В XVII веке скульптура становится частью культурного пространства – парковая.

В живописи закреплена основная тенденция в культуре – это искусство жизнеподобных форм. Попытка человека запечатлеть различные картины окружающего мира – теория подражания. Первобытный реализм, средневековые фрески ( в православии – иконы), в эпоху Возрождения – светская живопись, зарождение жанров: пейзаж, портрет. Живопись делится на станковую (мольберт) и монументальную (фреска).

Литература. Всю художественную культуру делят на дописьменную и письменную. Слово – стержень культуры, некий условный знак, поэтому новый этап в развитии человеческой личности связан с фантазией, воображением, абстрактным мышлением. Расцвет литературы – античность (мифология, философия, история, риторика).происходит разграничесние на эпос, лирику и драму.

В XIX – XX веках в систему видов искусств вошла фотография (изобретенная Даггером), кинематограф, опера, балет.

V. Итоги урока. Искусство делят по историческому принципу: первобытное искусство, искусство древности (античность), средние века, Возрождение и т.д. искусство возникло из самых первых исконных форм культуры, на почве развития культа, ритуала, как система правил поведения, воспитания. Первобытный синкретизм – нерасчлененность первых видов искусства – соединение музыки, танца, слова. Постепенная дифференциация: античность – скульптура, Древний Египет – архитектура. Ближе к нашему времени намечается новый синтез искусств: вокал, музыка – декламация в опере, в балете – музыка, танец, декорации, либретто (литературная основа), кинематограф и телевидение.

Искусство соединяет отражение жизни с уникальным творческим началом. Отражение жизни – не главная цель искусства.

Домашнее задание: прочитать конспект, выучить терминологию.

Урок 2

Дата:

Тема: Первобытное искусство.

Цели: познакомить со своеобразием первобытной эпохи, закономерностями ее развития, историей открытия памятников первобытного искусства в конце XIX – XX вв., художественным миром первобытного человека, парадоксом культуры кроманьонцев. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

- Что понимают под словом «культура»?

- В чем отличие этого понятия от понятия «цивилизация»?

- Охарактеризуйте систему видов искусств.

II. Новая тема.Лекция учителя.

Изучение праисторической эпохи очень сложно и полно противоречий. Древние люди возводили пирамиды задолго до египтян, знали железо и даже пластмассу, астрофизику, обладали картами планет (найдены на костях сибирского мамонта), минералогию и геологию, у них были вечные календари, поэтому очень сложно давать оценку уровню духовности и разума. Очевидно только, что истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют «детством человечества». Она обладает рядом особенностей:

1) Она гомогенна (однородна) и поэтому постоянно воспроизводит свое первоначальное устройство.

2) Она синкретична, то есть представляет собой единую недифференцированную сферу культуры, где неразрывно существуют наука, мораль, искусство, религия и т.д.

3) В ее основе лежит мифологическое мировосприятие, магия и ритуал. Мифы и легенды были средством передачи знаний и традиций из поколения в поколение. Они обслуживали ритуал, в основе которого принцип подражания явлениям природы на основе соединения песнопения, молитвы и танца. Миф выполнял две функции – освоение пространства и времени.

Один из путей изучения первобытной культуры – историко-археологический, то есть изучение следов человеческой деятельности: остатки жилищ, предметы быта, орудия труда, культовые сооружения, произведения искусства и пр.

Археологическая периодизация истории человеческого общества (на основе материала, из которого изготовлены орудия труда).

1. Палеолит (древний каменный век) длился с момента появления человека (≈ 3 млн. лет назад) до Х тыс. до н.э. памятники палеолита были открыты на территории Европы в середине XIX века: в 1868 году в Испании в Бескайском заливе охотничья собака дона Марселино де Саутуола залезла в щель скалы и так был открыт вход в пещеру Альтамира. Двенадцатилетняя дочь дона Марселино смогла протиснуться в щель и увидела на потолке пещеры 17 бизонов и 3 отпечатка человеческой руки (символ власти в древности). Это были петроглифы (гр. «камень») – произведения наскальной живописи эпохи палеолита, изображающие, главным образом, животных (бизоны, олени, мамонты, лошади, косули). Эстетическое начало в петроглифах неразрывно с магическим. Но Всемирный конгресс археологов в 1880 году выразил недоверие к датировке рисунков, так как они были выполнены мастерски, реалистично, красочно. Саутуола до самой смерти пытался доказать свою правоту, но это случилось только в 1902 году, были принесены посмертно извинения уже дочери ученого.

Позже была найдена пещера Фон-де-Гомво Франции, где использованы 4 краски и гравировка на скале, а также Анри Брейем была найдена пещера Ляско (15 тыс. лет до н.э.) – «Сикстинская капелла первобытной живописи» - с изображениями мчащихся животных. Цвета палеолита: черный, красный, желтый, в Африке – голубой и зеленый. Краски делали из минералов, которые смешивались с яичным желтком, кровью, растительными соками, желе из рыбных отходов, они веками не выцветали, так как учитывалось состояние воздуха и влажность. Другие загадки эпохи кроманьонцев – гигантские размеры рисунков. Как и чем? Пульвизатор? Нет копоти на потолке – значит не пользовались свечами и плошками с жиром? Некоторые ученые доказывают, что кроманьонцы владели письменностью, ткацким станком. Их было около пяти млн. человек. Они жили в Европе, на Украине (с. Костенки), в Сибири, Малой Азии, возможно, в Африке. И исчезли.

В 1959 году археологом Рюминым петроглифы были найдены в Каповой пещере (Шульганташ) на территории нашей республики.

Памятники скульптуры палеолита: женские статуэтки с отсутствием черт лица, но гипертрофированными конечностями и символами материнского начала – «палеолитические Венеры».

II. Мезолит (средний каменный век) – с Х тыс. до н.э. до VI тыс. до н.э. Изображения становятся более красочными, появляются многофигурные композиции. Хобыстан (Азербайджан), Фергана (Узбекистан).

III.Неолит (новый каменный век) – с VI тыс. до н.э. до III тыс. до н.э. Появление керамики и художественных ремесел, резьба и орнамент. Норвегия, Сахара.

IV. Бронзовый век – с III тыс. до н.э. до I тыс. до н.э. Появляются зачатки архитектуры: первые мегалитические сооружения («мегос» - большой, «литос» - камень (греч.)). Дольмен – погребальное кулдьтовое строение, состоящее из 2-4 вертикально стоящих плит, перекрытых горизонтальной плитой, которая называется менгир. Армения, кромлех в Стоунхендж (Англия), кобанская и майкопская культуры.

V.Железный век – с I тыс. до н.э. Искусство скифов и славян. Приднепровье, Кубань, Северный Крым, Алтай.

III. Итоги урока.Первобытной художественной культуре был присущ символический характер и условный изобразительный язык. В искусстве главное – магико-религиозная функция, превалировавшая над эстетической. Первобытное искусство было тесно связано с охотой, войной и прочими основными занятиями древнего человека и поэтому часто обнаруживает чисто утилитарные цели.

Домашнее задание. 1) прочитать конспект, готовиться к проверочной работе.

2) Индивид. задание «Древнеегипетские мифы и верования, их значение для художественной культуры.

Уроки 3,4

Дата:

Тема: Культура Древнего Египта.

Цели: дать понятие о древних цивилизациях, их особенностях; познакомить с основными чертами древнеегипетского искусства, рассмотреть связь с религиозно-мифологической картиной мира, понятие каноничности, ведущая роль монументальной архитектуры. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа по вариантам: 1) расскажите об особенностях первобытной культуры; 2) определите основные функции первобытного искусства; 3) расскажите об археологической периодизации первобытной культуры.

II. Новая тема. 1. Лекция учителя.

Эпоха древних цивилизаций началась с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец IV тыс. до н.э.) и закончилась падением Рима и переходом к Средневековью (V век н.э.). эра древних цивилизаций принесла новые формы художественного творчества: культовая и светская архитектура, многожанровая литература, развитая скульптура и др. из первобытного синкретизма выделились самостоятельные сферы духовной жизни: религия, наука, мораль, право, искусство и пр. особенности эпохи: 1) художественное творчество было тесно связано с религией и культом; 2) оно было глубоко традиционным (система канонов); 3) символизм; 4) огромная роль магии и мифа.

Среди цивилизаций Ближнего Востока выделяют искусство Шумера (IV тыс. до н.э. - 24 век до н.э.), искусство Аккада (с 24 века до н.э.), искусство Вавилонии (с 18 века до н.э.), искусство Урарту (9-6 вв. до н.э.), искусство Ассирии (13-7 вв. до н.э.), искусство Персии (6-4 вв. до н.э.).

2. Реализация индивидуального домашнего задания «Древнеегипетские мифы и верования, их значение для художественной культуры».

3. Продолжение лекции. В XIX веке была предложена следующая классификация:

Додинастический период – до 31 века до н.э.

1. Древнее царство – 31-23 вв. до н.э.

2. Среднее царство – 22-18 вв. до н.э.

3. Новое царство – 16-11 вв. до н.э.

4. Позднее царство – 11-4 вв. до н.э.

5. Александр Македонский – 332-334 гг. до н.э.

6. Династия Птолемеев – до 30 г. до н.э.

7. Римская династия – 30 г. до н.э. – 395 г. н.э.

8. С XII века – арабское правление.

Общие черты искусства Древнего Египта:

1. Связь с заупокойным культом, тотемистическими, магическими представлениями.

2. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры.

3. Замедленное развитие художественной культуры как результат обособленности Египта и связи с первобытностью.

4. Низкий уровень развития творческого, личностного начала.

Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.). формирование канона заупокойного храма: мастаба – современное название гробниц Древнего царства – наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой.

Вершина египетской культуры – пирамиды. Они были усыпальницами фараонов, реализующими идею о беспредельном могуществе богов и их сыновей на земле – правителей Египта фараонов. Пирамиды свидетельствуют об удивительных познаниях египтян в области архитектуры и строительства, математики, астрономии и прочих наук. Великие пирамиды – «первое чудо света» - имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Форма пирамиды означала вечность - фундаментальный принцип древнеегипетского искусства, а соотношение граней пирамиды олицетворяло божественную гармонию вселенной.

Ступенчатая пирамида Джосера (XXVIII в. до н.э.), архитектор Имхотеп, высота ок. 60 метров. Классические пирамиды фараонов IV династии в Гизе (конец 27 – начало 26 вв. до н.э.): пирамида Хеопса (высота 146,6, длина стороны основания – 233м., общий вес пирамиды - 7 млн. тонн), пирамида Хафра – 143 м, пирамида Менкаура – 66,5 м. конструкции и пропорции пирамиды основаны на принципах золотого сечения. Вход на северной стороне. Канон изображения фараона.

В оксфордской библиотеке хранятся два средневековых манускрипта арабских историков Аль Масуди и Ибн-Абд-Хока, которые приводят редкий миф, записанный от коптов, наследников древних египтян: во время правления фараона Зарита ибн Солюка (солнечный), ему приснился сон о том, что земля перевернулась и звезды падали. Его жрецы измерили высоту звезд и вычислили дату катастрофы – через 300 лет. Было решено построить пирамиды, которые выстояли бы во время катастрофы, а в их камерах заключить все знания цивилизации, золото, драгоценности, керамику и т.п. астрономы Наполеона обнаружили звездные карты 111 – 109 вв. до н.э. миф говорит о том, что пирамиды были достроены за 60 лет до наступления потопа. Сегодня пирамиды стоят в песках, и Нил не может так разливаться, чтобы потоп был мирового масштаба, но на стенах пирамид остались свидетельства потопа: ракушки, морские животные. Они стоят на идеально очищенной скале в самой устойчивой точке континента. Слепая пророчица Ванда сказала, что пирамиды - ключ к абсолютному знанию.

Главная звезда Египта – Сириус, и календарь египтян, рассчитанный на 32 тыс. вперед, тоже ориентирован на нее. По Сириусу определяли разлив Нила, и в пирамиде проводилась священная церемония в честь бога Озириса. Когда луч солнца проникал через маленькое отверстие в пирамиде и падал на статую бога, начинался новый год. Это отверстие до сих пор не найдено, также как и вход в пирамиду – сплошные ряды кладки плит из песчаника (2,5 тонны каждая), держащихся на растворе неизвестного состава, тоньше листка бумаги. Калиф аль Рашид, вскрывший пирамиду в XIV веке, вспоминал, что не мог просунуть лезвие меча между ними и просто пробил стену. Пирамиды были облицованы белыми плитами, полностью покрытыми иероглифами (их частично расшифровал в начале ХХ века Франсуа Шампольон), а макушка облицована золотом, ярко сверкавшем на солнце. В XIV веке плиты еще были, но сейчас осталось только две. Всего пирамид семь, по числу планет, которые знали древние египтяне.

Искусство периода Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.) изменения в технике строительства пирамид. Появляется скальная гробница. Сфинкс – каменный лев с головой фараона Хафра (длина 57 м, высота 20 м). храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (21 в. до н.э.). Скульптура и живопись были связаны с заупокойным культом. Существовал канон: голова и ноги фигур всегда показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас. Фараон изображался крупнее всех остальных.

Жанры литературы: сказки («Сказка о Правде и Кривде»), мифы, гимны в честь богов, поэзия, повесть («История Синухета»). Характерные черты: образный язык, яркие метафоры, идейное и художественное богатство.

Искусство периода Нового царства (XVI – XII вв до н.э.). Фивы – столица Египта. Храм Амона- Ра в Карнаке и Луксоре с огромными колонными залами (134 колонны высотой 20м и диаметром 5м). Стены храмов украшены многоцветными росписями, орнаментами и иероглифами. Скальный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле (Нубия). Подземные гробницы Долины царей. «Книга мертвых» - сборник текстов молитв, заклинаний, магических формул, гимнов, предназначенных помогать умершему преодолевать препятствия и опасности на его пути в загробное царство Озириса.

Искусство периода Амарны. Религиозная реформа Аменхотепа IV (1365-1348гг): введение общегосударственного культа Атона, новое имя фараона – Эхнатон (угодный Атону), новая столица Эхетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами. Стиль Амарны: экспрессивная манера изображения фараонов и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам (портреты жены фараона Нефертити).

III. Итоги урока.Искусство египтян основывалось на идее вечной жизни. характерными его чертами были неизменность форм, каноничность, монументальность и декоративность. Формы и виды древнеегипетского искусства: архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, многоцветные фресковые росписи, изделия прикладного искусства.

Домашнее задание: 1. прочитать конспект, готовиться к проверочной работе; 2. индивидуальное задание: реферат «Семь канонических чудес света».

Уроки 5, 6

Дата:

Тема: Культура Древней Месопотамии.

Цели: познакомить в общих чертах с основными особенностями и памятниками культуры Месопотамии, шумеры как создателя зиккурата и клинописи, связь Двуречья с изначальными сюжетами Библии – попытка художественно-исторического комментария. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

I. Проверка домашнего задания. 1)Проверочная работа.

a) Какие этапы выделяют в истории развития египетской культуры (историческая классификация)?

b) Назовите общие черты искусства Древнего Египта.

c) Что такое «мастаба»?

d) Почему художественная культура Древнего Египта развивалась медленно?

e) Почему искусство в Древнем Египте дарит вечность и бессмертие?

f) Что вы знаете о пирамидах долины Гизе?

2) «Семь канонических чудес света». Реализация индивидуального задания.

II. Новая тема.1.Лекция учителя.

Месопотамия (Двуречье) – район между Тигром и Ефратом, район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона. На севере – Ассирийская держава.

Шумеры знали способы монументального строительства из глины и сырцового кирпича. Зодчество шумеров – строительство храмов из глины. Цоколи на высоких искусственных платформах, без окон, отдушины под потолком, группировка помещений вокруг внутренних дворов, глухие фасады украшены лопатками-контрфорсами. Ассиметричность планировки дворцов.

Зиккураты – храмовые башни, святилища главного бога – поставленные ступенями друг на друга террасы (от 3 до 7) с храмом наверху, сложенные из кирпича и ярко окрашенные в черный, красный, белый и синий цвета. Посередине – маршевая лестница или пандус для процессий, ведущих наверх. Зиккурат воплощал идею возвеличивания божества, обитающего на горе, служил также для проведения астрономических наблюдений. Храм бога Ана в Уруке - основание сторон нижней террасы 65 и 43м, высота яруса – 20м, общая высота – 60м. Зиккурат в Уре. возникновение первых городов: Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Киша.

Украшение интерьеров геометрическим орнаментом, роспись стен. Черты изобразительного искусства шумеров – точная передача действия, смысловая характеристика персонажей, повествовательность, ясная ярусная композиция и построчное, снизу вверх развертывание сюжета. Передача торжественности действия через мерный ритм. Главный объект изображения – человек.

Керамика с геометрическим узором, резьба по камню (печати-амулеты). Каменная скульптура небольших (40см) размеров: вытянутые пропорции аккадской и преувеличенно укороченные пропорции шумерской скульптуры. Идеализированные портреты царей Аккада, стереотипность, скованность и тщательность отделки деталей. Портретная голова Саргона Древнего из Ниневии, статуэтка Эбих-иля из Мари (статуэтка адоранта)

Ассиро-Вавилонская культура. Вавилон – площадь 450 га, прямые улицы с двухэтажными домами, системой водопровода и цивилизации, каменным мостом через Ефрат – был опоясан двойным кольцом крепостных стен толщиной до 6,5м, с 8 воротами, самыми важными из которых были 12-метровые ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков.

Ассирийский город – правильная планировка, «дорога процессий» дворец царя с парадными арочными порталами и охраняющими их шеду – воплощенный в виде монументальных статуй человекоголовых крылатых быков и львов образ гения-хранителя. Шеду из дворца Саргона II.Украшение парадных покоев панорамными орнаментальными фризами из глазурованных кирпичей, бронзовыми и каменными рельефами и статуями. Рельефы из царского дворца в Ниневии («Умирающая львица»).

Религия Двуречья – обожествление сил природы, почитание богов плодородия. Магия, колдовство, суеверия, отразившиеся в глиптике (резьбе по камню). Шумеры – древнейшие обитатели Месопотамии, создатели клинописи – идиограмм, обозначающих целые слова, слоги (600 знаков). Материал для письма – глиняные таблички. Богатство шумерской литературы: поэмы, лирика, гимны, эпические сказания о герое Гильгамеше, Библия. Специфические приемы: краткое повторение слов и строк, ритмичность, разнообразие эпитетов богов, стоящие в конце строфы глагольные формы. Этиологические (объясняющие) мифы о происхождении мира, человека, потопе, смерти и воскрешении бога плодородия Инан.

2. В Библии сказано… (художественно-исторический комментарий Библии).

Рассматривая древние и современные географические карты мы увидим, как соответствует описание Едема, его географического положения географии Шумера, Вавилона и Ассирии в долине Тигра и Ефрата. Что касается рая, то он, по мнению многих исследователей, в том числе и Зинона Косидовского, является творением шумерской фантазии. В мифе о боге Энки рай изображен как сад, полный плодовых деревьев, где люди и звери, жили в мире и согласии, не зная болезней и страданий. Расположен он в местности Дильнум в Персии. Библейский рай, несомненно, расположен в Месопотамии.

В обоих мифах несть поразительные совпадения в легендах о сотворении мира и об изгнании Адама и Евы из рая. Поражает прежде всего общая для обоих текстов (Библия и вавилонская поэма «Энума Элиш») последовательность изложения событий: возникновение неба и земли, отделение воды от земли, сотворение человека на шестой день, а также отдых Бога (по Библии) и совместный пир вавилонских богов (из текста «Энума Элиш») на седьмой день. В Библии змей соблазняет Адама и Еву отведать плодов с дерева познания добра и зла , в месопотамском мифе коварным советником людей является бог Эа. Обе версии выражают мысль, что познание добра и зла, то есть мудрость ставит человека на одну ступень с богами и дарует ему бессмертие. Бог изгнал Адама и Еву не только за непослушание, но также из опасения, что они потянутся за плодом древа жизни и, подобно Богу обретут бессмертие. В третьей главе книги Битие мы читаем: «И сказал Господь Бог: Вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

В семидесятые годы минувшего века огромное впечатление произвело открытие, касающееся библейского потопа. В один день скромный работник британского музея в Лондоне Джордж Смит, расшифровывая клинописные тексты, описывающие подвиги Гильгамеша - легендарного героя шумеров, нашел фрагмент сказания о потопе, поразительно похожий на библейский вариант. Джордж Смит лично отправился в Месопотамию и в гигантских руинах Ниневии нашел недостающие фрагменты сказания. Это подтвердило тот факт, что история Ноя – это миф, заимствованный у шумеров. Об этом свидетельствуют такие идентичные подробности, как эпизоды с выпущенными на свободу вороном и голубем, описание горы, к которой пристал ковчег, длительность потопа, а также мораль сказания: наказание человека за грехи и спасение за благочестие. разумеется есть и различия. Шумерский Ной зовется Утналиштим, в шумерском мифе действует множество богов, наделенных всеми человеческими слабостями, а в Библии навлекает потоп на род человеческий Яхве, творец мира, изображенный во всем величии своего могущества.

Из Библии мы узнаем, что первоначальной родиной евреев была Месопотамия. Семья Авраама жила в Уре, древней столице Шумер, а затем переселилась в Ханаан, то есть нынешнюю Палестину, евреи, таким образом, принадлежали к большой группе народов, которые создали в долине Тигра и Ефрата одну из богатейших культур в истории человечества. Главными творцами этой великой культуры были шумеры. Уже в третьем тысячелетии до н.э. они строили замечательные города, обводняли землю с помощью разветвленной сети оросительных каналов, у них процветали ремесла, они создали великолепные памятники искусства и литературы. Аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, хетты и арамейцы, которые впоследствии основали в Месопотамии и Сирии свои государства, были учениками шумеров и от них по наследству приняли великие художественные ценности.

Читая книгу Бытия и изучая памятники месопотамской архитектуры, возникает вопрос: не была ли известная вавилонская пирамида (зиккурат) прообразом Вавилонской башни? Известный французский ученый Андре Парро пришел к убеждению, что это не вызывает никаких сомнений. Согласно библейскому сказанию, в те времена, когда на земле еще существовал один язык, люди строили Вавилонскую баншю в стране Сеннаар, которую некоторые ученые отождествляют с Шумером. Строительный материал, которым они пользовались, - обожженный кирпич и речная глина в качестве цемента – в точности соответствует строительным материалам вавилонской пирамиды. Вавилонские цари построили пирамиду, используя труд рабов и военнопленных из разных стран света. Поэтому Вавилон легко мог стать символом языкового хаоса в мире. Тема Вавилонской башни прозвучит в Библии еще раз, когда речь пойдет об ангельской лестнице, которая приснилась Иакову, внуку Авраама. Здесь образ пирамиды приобретает другое значение: она стала лестницей, символизирующей союз человека с Богом.

Домашнее задание: готовиться к опросу по теме, индивидуальные задания, готовиться к семинару.

Уроки 6, 7, 8, 9, 10

Дата:

Тема: Античная культура как основа европейской художественной культуры.

Цели: дать понятие об античной цивилизации, ее особенностях, рассмотреть отдельные этапы развития древнегреческой культуры; миф как основа развития художественной культуры и искусства Древней Греции; формирование культуры Древнего Рима. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

I. Проверка домашнего задания. Пересказ конспекта по теме.

II. Новая тема. 1. Вступительное слово. Под античной (от лат «antiquus» - древний) понимают культуру Древней Греции (с I тыс. до н.э.) и Рима. Античная культура – «колыбель» европейской цивилизации.

Древнегреческая культура – культура отдельных полисов (городов-государств), но вместе с тем определенный культурный тип с присущими ему характерными особенностями: 1) демократичность; 2) господство таких эстетических категорий как красота, мера и гармония; 3) антропоморфизм («человек есть мера всех вещей»); 4) агональность (состязательность).

2. Словарная работа.

Калокагатия – единство доброго и прекрасного, идеал гражданских добродетелей, сочетающих в себе военные качества и гражданские достоинства.

Катарсис – особое действие искусства, очищение и возвеличивание человеческой души, пища для нее.

3. Лекция учителя, составление опорного конспекта, индивидуальные сообщения учащихся. История греческой культуры прошла следующие этапы:

I. Крито-Микенский (эгейский) этап – II-III тыс. до н.э. на острове Крит и в некоторых областях материковой Греции. Кносский дворец царя Миноса, украшенный фресковой живописью и керамическими вазами с растительными и морскими мотивами (16-15 вв. до н.э.), Львиные ворота в Микенах (14 в до н.э.), гробница Агамемнона. Критская письменность с 18в до н.э.

Сообщение учащегося «Крито-Микенская культура»

II. Гомеровский этап - XI-IX вв. до н.э. расцвет греческого эпоса, исполнявшегося аэдами (рапсодами). «Илиада» и «Одиссея» Гомера, написанные гекзаметром, характеризуют греческий пантеон. Дипилонские надгробные амфоры в Афинах (9в до н.э.) в геометрическом стиле.

Сообщение учащегося «Культура гомеровского этапа. Гуманистический характер греческой религии и мифологии».

III. Архаический период – VIII-VI вв. до н.э. Появление греческого алфавита из 24 знаков. Дидактическая поэзия: Гесиод «Труды и дни», лирическая: Анакреонт, Алкей, Сафо, Пиндар. возникновение в 776г. до н.э. Олимпийских игр. Возникновение ордерной системы в архитектуре (дорический, ионический, коринфский ордера), атланты, кориатиды. Храм Артемиды в Эфесе, храм Геры на о. Самос. Скульптуры статичны. Курос, кора. Ориентальный стиль вазописи, чернофигурные и краснофигурные вазы.

Сообщение учащегося«Архаический период в развитии древнегреческого искусства»

IV. Классический период – Vв до н.э. Выдвижение Афин при Перикле (444-429гг до н.э.). появление драмы и развитие театра. Расцвет трагедии (Эсхил, Софокл, Эврипид) и комедии (Аристофан). Единство скульптуры и архитектуры. Храм Зевса в Олимпии, Геры в Пестуме, Афинский Акрополь, включающийПарфенон(арх. Иктин, Калликрат), Пропилеи (Мнесикл), храм Ники Антерос (бескрылой), Эрехтейон. Скульптура: Фидий «статуя Зевса Олимпийского», «Афина-воительница» (Промахос), Мирон – «Дискобол», Поликлет – «Дорифор». В поздний период классики – мавзолей – гробница карийского царя Мавзола и его жены Артемиссии в Галикарнассе (арх. Пифей). Пракситель – «Афродита Книдская» (4 в до н.э.), Лисипп – бюст Александра Македонского, Леохар – «Аполлон Бельведерский».

Сообщение учащегося«Классический период в развитии древнегреческого искусства»

V. Эпоха эллинизма - IV-I вв. до н.э. Возникновение державы Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). алтарь Зевса в Пергаме (2в до н.э.), возникновение библиотек. Фаросский маяк в Александрии (арх. Сострат) (3в до н.э.). придворная тенденция в искусстве. Ника Самофракийская (190 г до н.э.), Афродита Милосская (склп. Агесандр) (2 в. до н.э.), Колосс Родосский (Харес).

Сообщение учащегося«Эпоха эллинизма в развитии древнегреческого искусства»

4. Культура античного Рима. Семинарское занятие.

1) Вопросы для беседы:

2) Пантеон римских богов в сравнении с греческим Олимпом. Чем отличается древний римлянин от древнего грека? Как вы понимаете слова Горация: «Плененная Греция пленила своих победителей»?

3) Искусство и культура этрусков. Основание Рима.

4) Искусство Республиканского Рима.

5) Краткая история римских цезарей. Как история Рима влияла на его искусство? Как вы понимаете знаменитую римскую фразу: «Хлеба и зрелищ народу, а страной будем править мы»?

6) Величие и масштабность архитектуры императорского Рима.

(Материал для учителя: О.Г. Ойстрах и др. «МХК», стр.27-31; «Шпаргалки», стр.18-24)

Домашнее задание: зачетная работа по теме «Античная цивилизация»

Урок 11

Дата:

Тема: Зачетная работа по теме: «Античная культура»

Цели: контроль знаний, проверка ведения тетрадей.

Ход урока:

I. Контрольное тестирование.

1. Расположите в хронологическом порядке этапы развития греческой культуры: эллинистический, классический, гомеровский, крито-микенский, архаический.

2. Перечислите особенности древнегреческ

Наши рекомендации