Его место среди боевых искусств мира

С. Н. ПОЛЮХ

АЙКИДО - ПУТЬ К МИРУ

И ГАРМОНИИ

(Методическое пособие для изучающих АЙКИДО)

Делать добро,

Избегать зла,

Очистить своё сердце -

Таков Путь Будды.

Содержание

Введение

С давних времён религии проповедовали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, которое, как кажется, проникает во все сферы деятельности человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и угнетённым. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а, достигнув этой цели, ищут нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания?

Пытаясь ответить на эти сложные вопросы, автор обратился к истории Японии, страны, которая вырастила лучших в мире воинов, которая подняла умение воевать в ранг искусства, но, на ряду с этим, развила техники воспитания духа и тела человека, накопила огромный опыт в деле воспитания лучших сторон характера человека.

В истории развития Японии мы видим переход от традиционного искусства борьбы (бу-гэй), исходно имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (бу-до), направленного к совершенствованию личности человека за счёт соединения разума, тела и духа. С начала XVII века Путь меча превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путём чайной церемонии, Путём стихосложения, Путём каллиграфии, Путём Будды и бессчётным числом других Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа.

Для всех Путей тренировка и дисциплина включает три уровня мастерства: физический, психологический и духовный. На физическом уровне основу тренировок составляет овладение формой (ката). Учитель показывает нужную форму, ученик внимательно смотрит и затем повторяет её бессчётное число раз, пока полностью не овладеет ей. Слова не произносятся и объяснения не даются; обучение зависит от ученика. При овладении мастерством формы ученик должен соединятся с ней.

Это соединение осуществляется потому, что с самого начала происходят внутренние психологические изменения. Равномерное, повторное и монотонное повторение проверяет решительность и силу воли ученика, и при этом уменьшает упрямство, искореняет своевольность и уничтожает дурные привычки тела и разума. При этом начинают проявляться его или её настоящая сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но появляется только после долгого периода интенсивной тренировки.

Основа духовного мастерства в том, что личное сознание становится безличным сознанием. В любом боевом и культурном искусстве свободное выражение сознания блокировано собственной личностью. Для Пути владения мечом ученик должен настолько овладеть формой и ритмом движения, чтобы не допускать появления открытых мест (суку) для входа противника. Если такое место появляется, то это происходит за счёт собственно личности. Человек становится уязвимым, как только останавливается на мыслях о получении преимущества, запугивании противника и достижении превосходства: когда разум хотя бы на момент останавливается, тело замерзает и свободное непрерывное движение теряется.

Дзэн-буддисский монах Такуан (1573-1645), который был доверенным лицом Ягуи Мунэнори - мастера меча из дома Ёкугава, написал небольшой трактат "Верный и вездесущий меч тай-а":

"В искусстве владения мечом никогда нельзя замыкаться на победе или поражении, силе или слабости, на том, чтобы не делать ни шага вперед или назад, чтобы не видеть врага и не быть увиденным им. Постигнув этот принцип, который важнее чем разделение Неба и Земли, глубин которого не могут достичь даже ин и янь, человек сразу станет непревзойдённым мастером в искусстве". (Тай-а - это мистический меч, дающий жизнь всему сущему: действующему за и действующему против, другу и врагу.)

Сам Ягуи Мунэнори подчёркивает значение преодоления личного при постижении искусства владения мечом. В трактате, известном под названием "Постепенное овладение искусством борьбы" он пишет, что цель тренировок в боевых искусствах состоит в преодолении шести болезней:

1. желания победить;

2. желания использовать хитрый прием;

3. желания показать себя;

4. желания психологически подавить противника;

5. желания оставаться пассивным, пока противник не раскроется;

6. и, наконец, желания освободится от этих болезней.

Безусловно, физическое, психологическое и духовное мастерство едины. Освобождённое от личности сознание открыто, изменчиво, гибко, текуче и динамично для тела, разума и духа. Будучи безличным, оно рассматривает все предметы и всех людей не в перспективе из собственного центра, а относительно, через их центры. В кругу бесконечного движения каждая точка становится центром Вселенной. Способность видеть всё сущее вне личности - центральная концепция единства с природой системы Синто - соответствует тому, что буддисты называют Мудростью, тому, что в своём высшем проявлении не содержит ничего, кроме движения.

Такой взгляд составляет основу всех Путей боевого искусства и культуры по традициям Японии. АЙКИДО, созданное гениальным Учителем Морихэем Уэсиба (1883-1969), воплощает эту основу в современных условиях.

В одной из своих лекций, объясняя слушателям сущность своего искусства, он утверждал:

"Смысл бу-до не в том, чтобы поразить противника с помощью силы или смертельного оружия. Не предназначено оно и для уничтожения мира оружием или другими средствами. Истинное бу-до призывает к упорядочению внутренней энергии вселенной, защите мира в мире, концентрированию и сохранению правильных форм в природе. Тренировка в бу-до способствует усилению внутри моего тела и духа любви к Ками - божеству, охраняющему, берегущему и совершенствующему всё в природе".

Учитель Уэсиба постоянно подчеркивал, что боевое искусство должно быть созидательной силой, создающей любовь, в свою очередь ведущую к созидательной, полной жизни. Это может быть сказано и о его собственном жизненном пути, полностью посвящённом боевым искусствам. В одной из своих последних бесед он сказал: "АЙКИДО - это истинное бу-до, вырабатывающее всеобщую любовь. Это защита всех живых существ, это средство, дающее всему сущему жизнь и определяющее место. Это источник развития не только истинного боевого искусства, но и основа роста и развития всего сущего".

АЙКИДО, оставаясь формой традиционного боевого искусства, вырабатывает эту всеобщую любовь путем интенсивной тренировки тела. Однако тяжёлая физическая работа не может быть отделена от развития разума и реального духовного роста. Хотя многие люди и не достигнут конечной цели, основной элемент всего процесса - тренировка, не имеющая ни начала, ни конца. И на таком пути, в самый неожиданный момент, может появиться понимание сущности АЙКИДО как жизненного Пути, а не только боевого искусства.

АЙКИДО в своей сущности выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ки. Цель АЙКИДО - формирование идеальной человеческой личности за счёт соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности, как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности АЙКИДО.

В настоящее время АЙКИДО успешно шагает по свету, завоёвывая всё больше и больше своих сторонников. Пожалуй, не найдётся ни одной страны мира, где бы ни слышали об этом удивительном методе самозащиты. Все, кто хоть раз видел выступления мастеров АЙКИДО, испытывали чувство восторга от красоты и изысканности их движений. Но вместе с тем у каждого из них возникал закономерный вопрос: как и где можно овладеть АЙКИДО?

Многие мастера говорят, что АЙКИДО невозможно объяснить, что оно живёт в практике О-сэнсэя Морихэя Уэсибы. О-сэнсэй сам не объяснял своё искусство, а лишь высказывал философские идеи, на которых оно основано. Его ученики и ученики учеников стали носителями знаний АЙКИДО, поставив своей задачей объяснить АЙКИДО словами, фотографиями и рисунками, интерпретировать философские идеи и дать научное объяснение этому искусству. Их усилия не пропали даром и заслуживают уважения.

Следует отметить, что все книги по АЙКИДО, в той или иной мере, несут печать личности автора, его мотивацию в практике АЙКИДО, раскрывают его цели, его достижения, его собственную интерпретацию этого искусства. Само разнообразие стилей и направлений АЙКИДО в мире говорит о том, что вершины мастерства О-сэнсэя, глубина познания им законов Вселенной ещё долго будут целью для творческих изысканий его последователей.

Разнообразие точек зрения на этот вид единоборства вносят неразбериху в сознание тех, кто только ступает на путь изучения этого искусства. И причина этого одна: практически все книги по АЙКИДО являются простым описанием стандартных ситуаций или приёмов без раскрытия, при этом, основ, на которых построены эти техники, ограничивая философский и энергетический аспекты АЙКИДО двумя-тремя фразами. Другими словами, книги по АЙКИДО раскрывают лишь внешнюю форму этого стиля, но не его глубинную сущность. Проанализировав имеющие источники, автор решил издать серию методических пособий, которые являются попыткой объяснить идеи О-сэнсэя о смысле жизни, о любви и мире, идей, которые он передал человечеству посредством АЙКИДО. При этом автор стремился показать путь изучения этого великого искусства именно через глубокое изучение основ, на которых оно стоит. Зная основы, любой человек сможет не только повторить те приёмы, которые он часто встречает в книгах, но и с лёгкостью изобретать новые. О-сэнсэй говорил: "Техники Пути Мира (а именно так он называл созданное им АЙКИДО) постоянно изменяются, каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы - оно есть изучение духа. В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остаётся догм. Великий Путь - это, на самом деле, Отсутствие Пути".

Данное пособие представляет собой описание основ АЙКИДО (философских, психологических, энергетических). Лишь всесторонне изучая мировое наследие философской и религиозной жизни всего человечества, можно выработать наиболее оптимальную систему взглядов на жизнь человека в обществе. В основе этой системы, которой О-сэнсэй дал название "АЙКИДО", лежит глубокая осознанность каждого движения, каждой мысли, каждого желания, каждой эмоции. Более того, перед айкидокой лежит более трудная задача: наряду с контролем своего тела и ума он должен держать под контролем ум и тело агрессивного соперника, стараясь при этом не причинять ему вреда. Автор надеется, что данное пособие поможет тем, кто поставил перед собой эту непростую задачу - сохранение мира и гармонии.

Об источниках

Работая над этим пособием, автор использовал мысли и идеи философов, исследователей и практиков АЙКИДО, тот богатый материал, который они предоставили для анализа, раздумий и сопоставлений. Хочется с благодарностью отметить О-сэнсэя Морихэя Уэсибу, его Киссёмару Уэсибу (10 дан АЙКИДО), лучших учеников О-сэнсэя Мицуги Саотомэ (10 дан АЙКИДО), Коичи Тохэя (10 дан АЙКИДО), Морихиро Сайто (9 дан АЙКИДО), и многих других.

Для более полного раскрытия глубины и последовательности учения Морихэя Уэсибы автор данного пособия провёл широкие параллели философских взглядов О-сэнсэя с основными направлениями духовных и философских течений мира: йоги, даосизма, буддизма, христианства и теософии. В Приложении данного пособия читатель сможет ознакомиться с частью того духовного наследия, которое принесли люди, жившие в тот же период с О-сэнсэем, но других странах: Елена Рерих, Елена Писарева, Гитин Фунакоши, Анни Безант, Дайзетцу Судзуки.

Также в конце этого пособия читателю предоставлен полный перечень использованной литературы, на которой и построен материал этого пособия.

Глава 1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЙКИДО,

ЕГО МЕСТО СРЕДИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ МИРА

История развития единоборств насчитывает не одно тысячелетие. Постоянные войны и конфликты всемерно способствовали развитию специфического искусства - искусства самозащиты. Приёмы самозащиты знали в Древнем Египте, Древнем Риме, Индии, Китае и во многих других странах.

В войнах прошлого, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки зачастую решали судьбу сражений. Поэтому при изучении истории Древнего Египта, Римской империи, Греции находят документальные свидетельства высокого уровня развития техники борьбы человека с человеком. В большой мере это относится и к странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где национально-психологические особенности и, по-видимому, отсутствие тяжёлого рыцарского вооружения в средние века создали благоприятные условия для пышного расцвета различных воинских искусств, как с оружием, так и без него.

Колыбелью многочисленных и разнообразных по технике и методам восточных видов борьбы и самообороны является Древняя Индия. Одним из достижений существовавшей свыше четырёх тысяч лет назад протоиндийской цивилизации было создание уникальной философской системы, системы физического и духовного развития - йоги.

Йога оказала огромное влияние на последующее развитие боевых искусств Востока. Дыхательные упражнения йоги, частично в первозданном виде, частично трансформированные китайской системой цигун, вошли составной частью во многие восточные школы боевого искусства. То же самое произошло с чань-буддийским вариантом йоги, который получил религиозную окраску.

В древнеиндийских текстах периода написания "Упанишад" (VIII-VI вв. до н. э.) уже встречаются описания различных боевых приёмов. Так, в "Лотос Сутре" боевые приёмы были систематизированы и описаны по группам: приёмы воздействия на суставы и жизненно важные точки организма, удары, захваты, броски.

В течении V и VI веков эти категории приёмов развивались и совершенствовались. Тренировка в боевых приёмах стала неотъемлемой частью подготовки буддийских монахов. Потребность в самообороне была действительно высокой, так как Индия того времени - это полтора десятка враждующих княжеств, по территории которых странствовали сонмы последователей Будды. Их религия запрещала носить оружие, а потребность защищаться была очень большой. Многие элементы китайских воинских искусств были заимствованы от странствующих индийских монахов.

Следующий этап в развитии восточных видов единоборств тесно связан с историей и культурой самого Китая. Древний Китай имел, безусловно, свои национальные методы физического воспитания. Гигиеническая оздоровительная гимнастика существовала в стране ещё за 2000 лет до н. э. Складывались и самобытные национальные виды борьбы.

В III веке знаменитый китайский врач Хуа То создал систему гимнастики - так называемую "Игру пяти зверей", имитирующую движения тигра, медведя, оленя, обезьяны, птицы. Эта гимнастика оказала затем большое влияние на развитие китайской самообороны, различных стилей у-шу.

В V веке, предположительно в 527 году, индийский монах-буддист Бодхидхарма совершил длительное и опасное путешествие из Индии в Китай. Он обосновался в древнем монастыре Шаолинь, расположенном в провинции Хуань в нижней части Янцзы.

Проповедуя буддизм, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохом физическом состоянии и не выдерживают многочасовых упражнений в медитации - неотъемлемой части чань-буддизма (яп. дзэн-буддизма), представителем которого и был Бодхидхарма. Тогда он начал разъяснять монахам доктрину буддизма: тело и дух неразделимы, и невозможно достичь совершенства, не развивая и не укрепляя тела.

Индийский наставник обучал китайских монахов упражнениям йоги, элементам индийской гимнастики и самозащиты, сочетая их с национальными китайскими приёмами. По некоторым источникам, Бодхидхармой были использованы две древние книги по военному искусству "И-цин-цинь" и "Синь-су-цинь". Так постепенно сформировались основы шаолинсы-цюань-шу - китайского бокса стиля Шаолинь. Китайский бокс цюань-шу (японское название - кэмпо) стал основной частью, ядром у-шу - китайской народной системы физического воспитания и боевой подготовки.

Приёмы у-шу развивались по двум основным направлениям: канг-фа, в котором практиковались преимущественно удары и блоки, и чоу-фа, в котором разрабатывались различные броски, захваты и болевые приёмы.

Большое влияние на формирование и развитие школ у-шу оказала практика религиозного даосизма. Так считается, что даосский монах Чжан Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127-1279 гг.) создал тайцзи-цюань, один из наиболее известных в настоящее время "внутренних" стилей у-шу. Легенда гласит, что он сформулировал свои принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в плавных, мягких защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения победы путём уступок.

К XVI-XVII векам у-шу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в середине XVII века приёмы у-шу проникают в Окинаву и в Японию, где стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом прочтении переводилось с японского как "китайская рука") и японского дзю-дзюцу.

Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку - японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного племени в схватке по борьбе.

Национальная борьба сумо - один из самых популярных видов спорта в Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные правила соревнований.

В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты: "Когосоку-кошино-мовари", которую создал борец Такеноути Хисамори, и "Явара" - предположительный автор Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника китайских стилей у-шу.

Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю-дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели - убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэ-до (в нынешнем прочтении переводится как "путь пустой руки" и в настоящее время имеет множество направлений и стилей) и дзю-до.

Что же касается АЙКИДО, то оно, по существу, современное выражение Японских боевых искусств (бу-до). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе VIII века - произведениях "Кодзики" (Летопись событий древности) и "Нихон ги" (Хроника Японии). Это не значит, что АЙКИДО слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.

Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как бу-до, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.

Основатель АЙКИДО, Учитель Уэсиба Морихэй, живя в бурное время модернизации Японии, посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Действия Учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству бу-до. Он шёл к этой цели долгим путём, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины бу-до через события современной истории Японии.

Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух бу-до не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счёт накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление бу-до имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ки, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается состояние гармонии индивидуальной и универсальной ки, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ки, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в АЙКИДО.

Гениальным Учителем Уэсиба, который сформулировал первый принцип бу-до как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощён в соответствующее боевое искусство, АЙКИДО. Сейчас АЙКИДО - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчётное количество людей - представители всех уровней и классов общества.

Определение АЙКИДО как современного бу-до вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм бу-до, таких как дзю-до, карате и кен-до. В то время как АЙКИДО развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.

АЙКИДО, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для бу-до, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.

Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после Второй Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодёжь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, АЙКИДО отказывается присоединиться к такой системе классификации и остаётся верным исходному положению бу-до: тренировке и развитию духа.

В мире АЙКИДО иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров, которые аргументируют это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся АЙКИДО создали самостоятельные школы, пропагандирующие "соревновательное АЙКИДО". Это серьёзное дело, поскольку превращение АЙКИДО в другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.

АЙКИДО чётко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача АЙКИДО - сохранение основ бу-до и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом бу-до, сформулированным Учителем Уэсиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.

Традиции бу-до входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения АЙКИДО в современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уэсиба, несмотря на то, что люди могут рассматривать его только как ещё одну форму искусства боевых единоборств.

Уникальное положение, занимаемое АЙКИДО и чётко отделяющее его как от классического бу-до, так и от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для АЙКИДО, может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.

Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос: "Что есть АЙКИДО?". Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы АЙКИДО впервые, бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп.

Первая группа включает тех, кто рассматривает АЙКИДО с точки зрения определенных представлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по АЙКИДО, они по существу оказываются разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приёмов. С первого взгляда АЙКИДО с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: "Всё кажется заранее запланированным и похожим на балет", "В движениях нет переломного момента, высшей точки", "В критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых людей, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.

Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает АЙКИДО с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в АЙКИДО нет турниров на звание чемпиона, как в дзю-до, карате и кен-до?", "Почему оно ограничено показательными выступлениями, хотя одна лишь их демонстрация производит очень сильное впечатление?", "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников", "Без соревнований никто не будет серьёзно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.

Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос: "Может ли тот, кто изучил АЙКИДО, выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа АЙКИДО и неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и занятия АЙКИДО привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий АЙКИДО, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.

Реальные занятия АЙКИДО - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся АЙКИДО характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, но, приступив к практическим занятиям, они постепенно вникают в методы и сущность АЙКИДО. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот, кто прошёл этот процесс, познаёт некоторые стороны АЙКИДО как уникального боевого искусства.

Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (атэми). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.

Затем он будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное определение расстояния (ма-ай), вход (ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.

Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба.

Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями АЙКИДО он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность АЙКИДО как боевого искусства.

Короче говоря, только реальные занятия АЙКИДО могут дать полное понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.

Но вернёмся снова в Японию. Термин "АЙКИДО" появился в Японии примерно в 1942 году. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба неоднократно менял название своей школы, пока не остановился на таком коротком, но очень ёмком слове - "АЙКИДО". Ниже мы рассмотрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его и его АЙКИДО к мировой славе.

1902 год. Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей. Вечерами он занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти тренировки не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание - путь воина духа. В этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в армию (сначала ему отказывали в виду его слабого здоровья и малого роста, но регулярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния).

1903 год. Проходя службу в резервных частях под Осакой, Уэсиба записался в до-дзё Масакацу Накаи в пригороде Сакаи, где занимался там в дни увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и преподавал Ягю-рю дзю-дзюцу в сочетании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же время Уэсиба занимался ещё у одного учителя по имени Цубой.

1908 год. Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю дзю-дзюцу, и он сразу открывает своё до-дзё.

1915 год. На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943). Такэда был величайшим мастером бу-до, потомком клана Айдзу, самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с другими мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться чему-нибудь новому. Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю айки-дзюцу. Как только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу записался на десятидневный курс, а по его окончании ещё на один. Но по прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет брать уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом полноправного учителя Дайто-рю.

1920 год. Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной организации Омото-кё, членом которой он стал в 1919 году. Глава Омото-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: "Ты должен сделать бу-до своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!" Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств - "Школу Уэсибы". Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Омотэ-кё, но его слава мастера боевых искусств очень быстро распространилась среди остальных. Он очистил и обработал участок земли рядом с основным залом Омото-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа бу-до стало изучение котодамп, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению духа, разума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на открытом воздухе с копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их помощью быстро достиг совершенства в работе с копьём.

1923 год. Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки Бу-дзюцу - это буквально вливание духа в классические движения боевых искусств. "Дзюцу" - это "техника", в отличие от которой "до" означает "путь" или "метод".

1925 год. Вернувшись в Японию с острова Хоккайдо, куда Уэсибу направили на освоение новых земель, он вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные уникальные методы физической тренировки и духовного очищения. И по мере достижения более высоких уровней в своей практики искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришёл к тому, что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом, он постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вселенной и теперь знал, что источником бу-до является дух, который защищает всё вокруг. "Бу-до - это не поражение противника за счёт своей силы, - говорил он, - и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с помощью оружия. Следовать истинному бу-до - значит принять дух Вселенной, поддерживать мир на Земле и правильно создавать, защищать и развивать всё, что существует в природе".

Наши рекомендации