М атер и ал ы дл я скульптур ы

Д еревянна я скульптура.Дерево — наиболее доступ- ный и легкий в обработке материал, в нем самой природой заложены необходимые для скульптуры качества — плас- тичность линий и форм, художественная выразительность. Поэтому с незапамятных времен оно стало излюбленным материалом художников и народных мастеров.

Исходным сырьем для выполнения деревянной скульп- туры служ ат цилиндрические обрубки древесины различ- ного диаметра и длины. Дерево бывает самых разнообраз- ных пород и обладает разнообразными качественными характеристиками.

Наиболее твердые и однородные породы древесины — граб, самшит, кизил; менее твердые — дуб, ель, пихта, характеризующиеся слоистым строением древесины. Липа, береза, ольха, ива мягки, однородны, обладают красивым естественным белым цветом, хорошо поддаются дальней- шей художественной обработке.

Основная задача художника — не только подобрать материал, но и правильно подготовить его к работе. Подго- товка дерева для скульптуры — дело очень долгое. Вы- бранное дерево без гнили, трухлявост и или других механи-

ческих повреждений заготавливают зимой: в это время в древесине наименьшее количество соков. Заготовку очи- щают от коры, но не всю, а оставив на краях кольца шири- ной до 25 см. Торцы замазывают смесью глины с из- вестью или закрашивают густой масляной краской. Для предотвращения появления плесени, грибков и спор дре- весину желательно обработать антисептиком. Затем заго- товки древесины помещают в хорошо проветриваемое помещение для просушки примерно на год. Такая под- готовка предохраняет дерево от растрескивания.

Для предохранения от внешних воздействий скульптур из дерева их обычно окрашивают различными составами, сохраняющими структурный узор или без его сохранения. В первом случае это могут быть водяные краски, бес- цветные лаки, олифа или обычное вощение (смесь воска со скипидаром), во втором — растворы железного купоро- са (окрашивает в черный цвет), танина с последующей обработкой двухромовокислым калием (золотисто-оранже- вая окраска) и др.

Для придания окрашенным поверхностям приятного легкого блеска их обрабатывают (натирают) куском твер- дого дерева или кожи. Окрашенные работы иногда покры- вают натуральной олифой.

Скульптура из камня.Камень — один из наиболее распространенных твердых скульптурных материалов. Из различных пород камня наилучшим для скульптуры явля- ется белый мрамор. Лучшим скульптурным материалом его называл известный французский скульптор О. Роден. Однако мрамор не единственный материал для скульп- туры. Широкое применение также нашли гранит, извест- няк, песчаник, обладающие различной твердостью, струк-

турой, фактурой обработанной поверхности и широкой палитрой цветовых оттенков, что способствует еще боль- шей художественной выразительности при создании образа.

Скульптура из камня всегда представляет собой мас- сивное, слитное нерасчлененное произведение. Невозмож- ность выполнения различных выступающих деталей связа- на с высокой ломкостью этого материала.

Для малых скульптурных форм используют различные полудрагоценн ые камни, великолепные по цвету и по узору своих структур (яшма, халцедон, нефрит, аметист и др.). Образцы таких работ нам оставили мастера Урала и Дальнего Востока.

Скульптура из металла.Никакой другой материал не

дает таких богатых возможностей для выражения худо- жественного замысла, как металл. В металле можно вос- произвести любую, самую сложную, расчлененную, с тон- чайшими художественными деталями композицию.

Основным материалом для металлической скульптуры является бронза — один из самых благородных и уникаль- ных скульптурных материалов, в котором издавна выпол- нялись самые тонкие и ажурные работы, со всевозмож- ными нюансами лепки и фактуры. Кроме бронзы скульп- туры выполнялись из чугуна, алюминия и сплавов на его основе (медь и свинец).

Глиняна я скульптура.Глина — это первый материал скульптора, позволяющий создавать не только модели бу- дущих работ, но и самостоятельные художественные про- изведения.

Глина — природный материал. В зависимости от состав- ляющих ее минералов (окиси железа, углеродистые соеди- нения и др.) глина обладает различными цветами — бе- лым, желтым, красным, бурым, черным и зеленым. Для скульптурных работ наиболее приемлемы глины желтова- тых и серовато-зеленоватых тонов.

Важнейшее свойство глины как скульптурног о матери- ала — ее пластичность, т. е. способность сохранять при- данную форму без образования трещин. Пластичность глины во многом зависит от содержания в ней песка. Глины с большим содержанием песка (тощие глины) со- всем не пригодны для скульптурных работ.

Для улучшения качества глины ее выветривают и вымо- раживают под открытым небом в течение нескольких ме- сяцев. Под воздействием внешних факторов (дождь, ветер, мороз) глина приобретает более тонкое строение, стано- вится более пластичной.

Еще одним ценным свойством глины является ее спо- собность удерживать влагу, т. е. долго не высыхать, а вы- сыхая, не давать усадки (не уменьшаться в размерах). Для улучшения этих качеств в глину добавляют несох- нующее растительное масло, например касторовое, а также 1 ,5 — 2 % (от массы глины) крахмала или клей декстрин. Лучшие глины для скульптурных работ добываются на

Пулковских высотах под Ленинградом и в районе Гжели и Кудинова Московской обл.

ГЛАВ А 2

Наши рекомендации