М атер и ал ы дл я живописи

Акварель(от лат. «аква» — вода) — краски, разводи- мые водой, а также живопись этими красками.

Акварельные краски относятся к клеевым краскам. В их состав входят измельченн ые в тонкие порошки краси- тели и в качестве связующего — растительные прозрачные клеи: декстрин, гуммиарабик, вишневая или терновая ка- медь (наплывы на стволах этих деревьев в местах повреж- дения коры), а также смола сибирской лиственницы. До- бавляют иногда еще плодовый сахар — фруктозу, получен- ную из свежего пчелиного меда. Акварельные краски со- держ ат такж е пластификатор в виде глицерина и инверти- рованного сахара, который, удерживая влагу, делает их пластичными. В акварельные краски вводится поверхност- но-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как препятствует скаты- ванию красок в капли и антисептик — фенол, предохра- няющий краски от поражения плесенью и спорами.

Главное достоинство акварельных красок — исключи- тельная прозрачност ь и чистота цвета. Можно проложит ь цвет так, что через него будет просвечивать бумага, нало- жить один тончайший слой на другой, чтобы нижний цвет просвечивал через верхний, образуя новый цветовой от- тенок, а такж е можно усилить цвет путем повторной за- ливки — все это богатые преимущества акварели перед другими видами живописи.

Выпускают акварель в виде твердых плиток, уложен- ных в коробку, либо в фаянсовых чашечках (мягкая аква- рель), либо в оловянных тюбиках (полужидка я акварель) . Акварельные краски по назначению делятся на два вида: художественные для живописных работ и учебно- оформительские. Такое разделение объясняется тонкостью помола красящего пигмента: на красках для живописи есть надпись «тонкотертые», а такж е даны названия кра- сителей или пигментов; другие акварельные краски отно-

сятся ко второму виду.

Если необходима непрозрачность, матовость акварель- ных красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми или разводят краски на мыльном растворе.

Чтобы акварель не потеряла своих основных свойств, хранить ее нужно в сухом, хорошо вентилируемом поме- щении. При температурах ниже 0° и выше 30 ° значительно ухудшается качество акварели, которое не восстанавли- вается впоследствии.

Гуаш ь(от франц. «гуашь» — водяная краска) — крас- ки, а такж е произведения искусства, выполненные этими красками.

Гуашь, так же как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, однако по своим качествам резко отличается от акварели, хотя ее состав (красители и связующие вещества) почти такой же, как, например, у медовой акварели. Отличительной особенностью гуаши является то, что она лишена прозрачности. Это ее свой- ство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и напол- нителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые), что делает высохшую краску не- сколько белесоватой и при этом придает ей матовость и бархатистость.

Гуашь выпускается двух видов: художественная и пла- катная. Первая предназначена в основном для станковой живописи, вторая — для оформительских работ. Плакатная гуашь обладает большей кроющей способностью и цвето- вой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, который меньше разбеливает краску, и делает ее более плотной, насыщенной и звучной.

Гуашь фасуется в пластмассовые, стеклянные и метал- лические банки разной емкости. Кроме того, в последние годы появилась высококачественная гуашь в тюбиках. Продается гуашь по отдельности или наборами в картон- ных коробках.

Хранить гуашь следует при комнатной температуре, оберегая от перемерзания. Засохшую гуашевую краску разводят водой, при этом она сохраняет свои качественные показатели.

По светостойкости гуашь подразделяется на три группы:

1-я группа, в свою очередь, делится на две подгруп- пы — А и Б. К подгруппе А относятся вполне светостой- кие краски (5 баллов), обозначаемые двумя красными звездочками; к подгруппе Б — светостойкие краски (4 бал- ла), обозначаемые двумя черными звездочками.

2-я группа — умеренно светостойкие краски (3 балла), обозначаемые одной черной звездочкой.

3-я группа — слабо светостойкие краски (2 балла).

На этикетке нет звездочек.

Выпускаемые нашей промышленностью гуашевые кра- ски в основном светостойкие.

Д ля декоративных и художественно-оформительских работ выпускаются флуоресцентные гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцирующих пигментов (растворов красителей и люминофоров в орга- нических конденсационных смолах) со связующим веще- ством (клеем) с добавкой пластификаторов и антисептика. Такие пигменты обладают свойством свечения, отчего вы- глядят необычайно ярко. В основном это краски теплых тонов — красного, оранжевого, желтого.

Флуоресцентная гуашь разбавляется водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекоменду- ется наносить их на основание белого цвета — белый грунт, бумагу и т. п., что делает их более яркими, при этом наносятся они тонким слоем.

При смешении этой гуаши с обычной яркость резко снижается. Флуоресцентную гуашь применяют только для внутренних работ.

Трудность работы с гуашевыми красками состоит в том, что при высыхании они значительно изменяют цвет и светлоту. Светлеют: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая; темнеют с последующим высветлением: ультрамарин, краплаки, сие- на натуральная, сиена жженая; темнеют: ганза желтая, оранжевая.

При работе с гуашью для определения цвета, получае- мого в результате ее высыхания, пользуются заранее заго- товленными колерами (накрасками).

Темпер а(от лат. «темпераре» — смешивать) — живо- пись красками, предшествующая масляной, на протяже- нии многих веков являющаяся основным видом живопис- ных произведений.

Темперные краски приготовляют на основе связующих, представляющих собой природную или синтетическую эмульсию, которая и определяет вид темперной краски: яичная, поливинилацетатная, масляно-казеиновая, лаково- масляная и др.

Темперная краска занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными краска- ми. Так же как и клеевые краски, темперные разводятся водой, однако в отличие от них после высыхания образо- вавшаяся пленка не растворяется водой. От масляной кра- ски темпера отличается более быстрым сроком высыхания и в отличие от гуаши — самой непрозрачной из всех кра- сок — в тонких слоях довольно прозрачна.

Темперой можно писать на любом основании: дереве, камне, грунтованном и негрунтованном холсте, картоне и бумаге.

Темперные краски хорошо сочетаются практически со всеми материалами, применяемыми в изобразительном искусстве, что делает их очень удобным и привлекатель- ным материалом как для живописных, так и для оформи- тельских работ.

Наша промышленность выпускает два вида темперных красок: казеиново-маслянную и поливинилацетатную ( ПВА).

Казеиново-масляная темпера представляет собой водо- растворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пиг- ментов, связующего вещества (эмульсия льняного масла в водном растворе казеина), эмульгатора — ализариновог о масла, антисептика — фенола.

Для работы этой темперой нужно приготовить спе- циальное основание, состоящее из проклейки — раствора казеина и трехпроцентного раствора буры (в равных про- порциях на 100 с м 3 воды), улучшающего клеевые свойства казеина, после чего поверхность необходимо прогрунто- вать следующим составом: казеин — 20 мас. ч., бура — 9, отбеленное льняное масло — 10, цинковые белила — 50 — 80, глицерин — 5, фенол — 0,1 мас. ч., вода — 300 мл.

При разведении водой качество казеиново-масляной темперы значительно ухудшается. При этом может про- изойти растрескивание, отслаивание или меление красок, поэтому для их разведения используют снятое коровье молоко, немного разбавленное водой или специальной ка- зеиново-масляной эмульсией.

Как и гуашь, темпера после высыхания изменяет свой тон.

Незначительно высветляются: окись хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски; сильнее высветляются: кобальт синий, го- лубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая; значительно высветляются: охра красная, умбра натураль- ная и изумрудная зеленая; резко темнеют с последующим высветлением: сиена натуральная и жженая, марс корич- невый — светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин; темнеют: ганза желтая, литополь оранжевая и ярко-зеленая.

Без изменения остаются: белила цинковые, стронци- ановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, ко- бальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потуск-

нению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго. Вот почему при внесении поправок места исправления предварительно смачиваются водой для получения перво- начального тона.

Цветовая колористика работ, выполненных темперой, усиливается нанесением одного из покрывных лаков — фисташкового, акрилфисташкового, даммарного и др. Лак при этом разводят пиненом в соотношении 1:1 (добавле- ние пинена уменьшает блеск лаковой пленки).

Казеиново-масляную темперу продают в металлических тубах, но ассортимент ее ограничен.

Являясь эмульсионной краской, казеиново-масляная темпера имеет сравнительно небольшой срок хране- ния — 6 месяцев, после чего эмульсия многих красок рас- слаивается и происходит коагуляция пигмента, что при- водит к ее шелушению и частичному отслаиванию. Кроме того, хранить ее рекомендуется при комнатной темпера- туре, так как при низких и высоких температурах также происходит расслаивание эмульсии.

Пригодной для работы можно считать темперу, кото- рая не расслаивается, не загустевает, не меняет резко свой цвет при высыхании, хорошо и легко разводится водой и не размывается после высыхания.

Поливинилацетатная темпера — высокодисперсная, па- стообразная водоэмульсионная, быстровысыхающая кра- ска [ 1 — 2 ч в лессировочных (тонких, прозрачных) слоях и 3 — 4 ч в корпусных].

Связующее темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ.

Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново-масляной темперы. Отличительная особенность темперы ПВА — с течением времена она совершенно не желтеет. К недостаткам ее можно отнести невозможность использования с другими водорастворимыми красками, так как составленные с ней смеси плохо разносятся по осно- ванию, а краски при этом створаживаются.

Основанием для работы поливинилацетатной темперой служат различные материалы: бумага, картон, дерево, бетон, стекло, штукатурка, линолеум и ряд других. Этим и объясняется ее популярность, особенно в декоративно- прикладном и оформительском искусстве.

В процессе высыхания поливинилацетатная темпера изменяет свой цвет и тон.

Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая; значи-

тельно светлеют: кобальт синий и охра; слегка темнеют (с последующим частичным высветлением): кадмий жел- тый и красный, охра светлая и сиена жженая; заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуу м, умбра жж е- ная, краплак красный; сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и ультрамарин в корпусном слое.

При высыхании темпера ПВА приобретает матовость, цвета при этом немного приглушенные. Для придания звучности и насыщенности цвету темперу ПВА покрывают, так же как и казеиново-масляную, одним из покрывных лаков, разведенных пиненом в соотношении 1:1, однако это приводит к некоторому потемнению работы.

Хранить краски следует при комнатной температуре и не ниже 0 ° С. Гарантийный срок хранения 1 год.

Масляные краскиначали применяться еще в XV в. и в настоящее время являются самыми употребительными в живописи. Готовят их на основе минеральных и органи- ческих красителей (тонко растертые порошки), обладаю- щих достаточной светостойкостью и постоянным химиче- ским составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное) , откуда краски и получили свое название. Для белил и кра- сок холодной гаммы в настоящее время стали применят ь новое пентамасляное связующее, получаемое в результате специальной обработки подсолнечног о масла.

Масляные краски получили такое распространение бла- годаря ряду преимуществ по сравнению с другими краска- ми. При высыхании они не темнеют, не высветляются, сохраняют яркость и насыщенность цвета как при корпус- ном наложении мазков, так и при лессировке. Масляные краски высыхают медленно, что позволяет вносить поправ- ки в процессе работы, а также добиваться мягких цвето- вых и тоновых переходов. Скорость высыхания красок зависит от вида применяемог о пигмента (минеральный или органический) и от его маслоемкости. Применение одних пигментов ускоряет время высыхания (например, свинцовые белила), других, наоборот, — замедляет (крап- лак, сажа газовая) . Вид применяемог о пигмента сущест- венно влияет на кроющую способность масляных красок. Одни пигменты (белила, кобальты, кадмии, черные краски, окись хрома и др.) даж е в тонком слое способны перекры- вать высохшие слои нижележащей краски. Другие пигмен- ты, образующие краски (волконскоит, марсы желтые и оранжевые), а также все краски, полученные на основе органических пигментов, в тонком слое прозрачны. Разли-

чаются они и по своей интенсивности: голубая и зеленая ФЦ, краплак да ж е в незначительном количестве сильно изменяют цвет любой другой краски, а волконскоит даж е в большом количестве лишь загрязнит полученный цвет. Работая масляными красками, необходимо помнить,

что смешивать различные краски, не учитывая их химиче- ского состава, опасно, так как это может привести к появ- лению различных дефектов (изменение цвета, пожухание, появление трещин и др.). Например, краски из минераль- ных пигментов не следует смешивать с органическими. Вообще, не рекомендуется составлять сложные смеси, состоящие более чем из трех цветов.

Наша промышленность выпускает масляные краски для живописи двух видов: художественные и эскизные. Художественные краски фасуются в металлические тубы разной емкости: 9 с м 3 — туба № 3; 18 с м 3 — ту- ба № 6; 46 с м 3 — туба № 10 — и применяются в основ-

ном для живописных работ.

Эскизные краски выпускаются в жестяных или пласт- массовых банках и применяются для выполнения эскиз- ных и декоративно-оформительских работ.

Наши рекомендации