Вспомогатель ны е м атер и ал ы

Качество художественно-оформительских работ во многом зависит от вида и правильного подбора матери- алов для подготовки поверхностей выполняемой работы. Эти материалы называются вспомогательными. К ним от- носятся грунтовочные составы, смазки для работы с пла- стическими материалами, шлифовальные и полировальн ые материалы и ряд других .

ГРУНТОВОЧНЫЕ СОСТАВЫ

Холст, доска, картон и любое другое основание для выполнения художественно-оформительских работ покры- ты специальным составом — грунтом, который наносится с целью удобства выполнения работы, лучшей сохранности произведения и основания, на котором оно выполнено. При негрунтованном основании красочные составы плохо ложатся на поверхность, теряют яркость и насыщен- ность, жухнут. Кроме того, связующее вещество различ- ных красочных составов, проникая в основание, приводит к его разрушению и разрушению самого красочного слоя. Состав грунта зависит от того, на какой основе и каки-

ми красками будет выполняться работа.

Грунт, как правило, состоит из трех элементов: тонкого слоя клея (проклейки), покрывающего пленкой всю по- верхность основания; нескольких тонких слоев грунтовоч- ной краски; тонкого завершающего слоя — имприматуры, который не всегда входит в состав грунта.

Проклейка — тонкий слой животного (желатин, казеин) или растительного ( крахмал) клея. Она предохраняет ос- нование от проникновения грунтовочной краски или связу- ющего красочных составов. Прочно связывает последую- щие слои грунта с основанием.

Подготовленное основание для выполнения оформи- тельских работ проклеивают в основном столярным или казеиновым клеем. Проклейку выполняют в два слоя. Первый слой — клей густой консистенции — наносится широкой кистью и с помощью железной линейки вдавли- вается в основание, одновременно удаляются излишки клея с поверхности. После высыхания проклеенная по- верхность шлифуется с помощью пемзы или мелкой наж- дачной бумаги. Второй слой выполняется этим же клеем, но редкой консистенции.

После высыхания проклейки можно наносить грунто- вочную краскуу приготовленную по определенному рецеп- ту, которая выравнивает поверхность основания, создает необходимый (чаще всего белый) цвет и обеспечивает прочное соединение красочного слоя с грунтом. Обычно грунтование выполняется в несколько слоев.

Грунты различают по составу связующего вещества, цвету, способности впитывать масло из красок.

По составу связующего вещества грунты делятся на масляные, полумасляные, клеевые, эмульсионные и синте- тические; по цвету — на тонированные или цветные; по способности впитывать масло из красок — на тянущие или поглощающие.

Составы, свойства и требования, предъявляем ые к грунтам, не были постоянными и менялись в зависимости от художественных задач, приемов работы и наличия материалов.

Для работы масляными составами применяются сле- дующие виды грунтов.

Масляные грунтыизготавливаются из уплотненного (по- лимеризованного) льняного масла, свинцовых белил (мож- но использовать цинковые или титановые). Соотношение масла и пигмента должно быть таково, чтобы хорошо перетертая грунтовочная краска была гуще, чем краска, готовая к употреблению.

Грунтовка выполняется в два слоя: первый слой густой грунтовочной краски наносится с помощью шпателя. После высыхания ( 1 — 2 недели) грунтованную поверхность обрабатывают пемзой или наждачной бумагой; второй слой выполняют таким же составом, но более жидкой консис- тенции, для получения которой грунтовочную краску раз- водят скипидаром и наносят широким флейцем или кистью.

Продолжать работу на подготовленной таким образом поверхности можно через три-четыре недели. (Сохнуть грунт должен в теплом, хорошо проветриваемом помеще- нии.)

Полумасляны е (или комбинированн ы е) грунтыпред- ставляют собой клеевой, эмульсионный или синтетический грунт, покрытый одним слоем грунтовочной масляной краски.

В настоящее время лучшим составом следует считать синтетический грунт, покрытый титаново-цинковыми бели- лами.

Масляные и полумаслян ые грунты были широко рас- пространены до второй половины X IX в. В настоящее вре- мя они почти не применяются, так как очень долго сохнут и не обеспечивают во многих случаях хорошего сцепления красок с грунтованной поверхностью.

Клеевы е грунт ы.Перед нанесением клеевого грунта выполняется проклейка, для чего 50 — 6 0 г технического желатина растворяют в 1 л воды с последующим добавле- нием 15 г глицерина. Поверхность покрывают этим соста- вом 2 раза. Перед нанесением второго слоя первый шли- фуется пемзой.

Для получения клеевого грунта клеевой раствор в рав- ном объеме смешивается с мелом и сухими цинковыми белилами и подогревается на водяной бане до 40 °С. Если при этом раствор получился густым, его разводят тем же раствором клея, но не превышая его содержания более 2,5 объема.

Грунт наносится 2 — 3 раза с небольшими перерывами для просыхания. Работы по грунтованию этим составом нужно проводить при комнатной температуре.

Казеиновый грунг — один из видов клеевого грунта. Для его приготовления 100 г казеинового клея растворяют в 500 г воды с последующим добавлением 30 г глицерина. Если для приготовления клеевого фунт а используют чис- тый казеин, то в этот раствор необходимо добавить до

20 г нашатырного спирта.

Грунт наносится в три слоя. Первый слой — 150 г клеевого раствора и 15 г цинковых белил; второй —

150 г клеевого раствора и 75 г сухих цинковых белил; третий слой — 150 г клеевого раствора и 150 г сухих цин- ковых белил.

После высыхания и обработки шлифовальными мате- риалами грунтованные поверхности готовы к работе.

Эмульсионны е грунт ы .Проклейка выполняется анало- гично клеевому грунтованию (в качестве клея применяют желатин, для менее ответственных работ можно исполь- зовать столярный клей).

Для изготовления грунтовочной краски смешивают в равных объемах указанный клеевой раствор с цинковыми белилами и мелом, после чего добавляют 0 ,4 — 0 ,5 объема натуральной олифы, соединенной с равным по объему количеством желтка. Тщательно перемешивая эти два раствора до образования однородной массы, их подогрева- ют на водяной бане до 40 ° С. Консистенция полученного раствора должна при этом напоминать жидкую сметану, для чего можно добавлять тот же раствор клея, но не более 1,5 объема.

На проклеенную поверхность наносят 3 — 5 тонких слоев грунта с перерывами не более 1 ч. После нескольких часов просушивания при комнатной температуре поверх- ность готова кработе.

Синтетические (или поливинил ацетатные) грунт ы .По- верхность проклеивается один раз 6 — 7 %-ным раствором желатинового клея, после просыхания шлифовки которого выполняется вторая проклейка ПВА-эмульсией, разжи- женной таким же количеством воды.

Грунтовочная краска приготавливается из равных объе- мов ПВА-эмульсии ( 1 ), сухих цинковых белил или мела (1 ) и 2 — 3 объемов воды.

Особенность нанесения синтетической проклейки и грунтовочной краски заключается в более длительном и тщательном растушевывании растворов по подготавливае- мому основанию до начала подсыхания.

Синтетические смеси считаются наиболее прочными для изготовления и полумаслян ых грунтов.

При использовании теми или иными грунтами учиты- вают следующее.

Масляные грунты практически не впитывают связу- ющего масляных красочных составов, сохраняют их блеск и прозрачность, но плохо обеспечивают прочность соеди- нения красочного слоя с грунтом, что и явилось одной из

причин отказа от их использования. Для улучшения связи красочного слоя с таким грунтом необходимо хорошо про- шлифованную поверхность протереть бальзамно-масляным лаком либо смесью равных частей масла или натуральной олифы и ретушного лака. После обработки все излишки лака удалить насухо.

Клеевые и синтетические грунты сильно впитывают связующее из красок. Это обеспечивает прочную связь красочного слоя и грунта, а также полуматовую поверх- ность при работе масляными красками, что особенно ценят художники-оформители.

Эмульсионные грунты умеренно впитывают связующее из красок и наиболее удобны в работе, однако они желте- ют со временем.

Грунт ы для клеевых составов.Д ля работы клеевыми составами в оформительских работах используются раз- личные материалы: ткань, картон, бумага, древесностру- жечные и древесноволокнистые плиты и др.

Как и для работы масляными составами, основания сначала проклеивают 4 — 5 %-ным желатином, а затем на- носят грунтовочную краску, составленную из желатина или казеинового клея с добавлением пигмента — сухих цинковых белил, антисептика — фенола, пластификато- ра — глицерина. Работая с казеиновым составом в клей вводят 25 %-ный аммиак.

Состав казеинового грунта, г

Казеин 16

Вода (для казеина) 100

Масло льняное 180

Белила цинковые (су-

хие) 300

Состав желатинового грунта, г

Ж елатин технический 100

Масло льняное 200

Мыло нейтральное 10

Цинковые белила 300

Глицерин 15

Вода 1500

Для получения приятной шероховатой фактуры осно- вания в проклейку добавляют мел или гипс (клей задер- живает сроки схватывания гипса, что позволяет использо- вать его в этих целях).

Кроме технического желатина и казеинового клея для проклейки бумаги и картона можно использовать крах- мальный клейстер или снятое коровье молоко, а для дру- гих поверхностей часто используется ПВА-эмульсия.

После высыхания проклейки и грунтовочного состава их задубливают формалином, равномерно смачивая им по- верхность основания.

Для составления грунтов промышленность выпускает сухие фасованные материалы.

СМАЗКИ

Смазки используются в оформительской практике в основном при работе с пластически ми материалами, при изготовлении декоративно-художественных элементов пу- тем их отлива. Назначение смазок — создание тонкой жи- ровой пленки, которая способствует легкому разъедине- нию двух поверхностей (модели и формы). Для изготовле- ния декоративно-художественных элементов применяют, как правило, жировые смазки из смеси стеарина с кероси- ном. Стеарин расплавляют на водяной бане, не доводя его до кипения. Затем расплавленный таким образом стеарин снимают с огня и постепенно добавляют керосин, тщатель- но перемешивая смесь до тех пор, пока расплавившийся стеарин полностью не соединится с керосином.

В целях противопожарной безопасности нельзя вливать керосин в сосуд, находящийся вблизи огня.

Охлажденная смесь загустевает до консистенции вазе- лина и приобретает беловатый цвет. Для приготовления смазки на 1 кг стеарина берут 2,5 л керосина. Вместо чистого керосина можно использовать смесь, составленную из 0,75 л минерального масла и 0,75 л керосина. Не реко- мендуется применять смазку с большим содержанием ке- росина, так как он разъедает клей.

Кроме жировых смазок используют березовый щелок (отвар золы от сжигания березовых дров), технический вазелин, мыльную пену, эмульсии минерального масла. Широкое применение получила смазка на основе водо-

эмульсионной краски — эмульсии НВА-421. Эмульсия со- ставлена из расчета 1 ч. эмульсии на 4 ч. воды. Эта смазка представляет собой вязкотекучую, химически инертную, светостойкую, нетоксичную, образующую эластичную пленку массу. Смазку наносят тонким слоем на форму (сухую или сырую), выдерживают несколько минут, за- тем снимают излишек сухой кистью. Через 30 — 6 0 мин наносят второй слой. Расход смазки до 100 г на 1 м2поверхности.

Наши рекомендации