Краткий словарь терминов и имен

«Наука, созданная исключительно в прикладных целях, невозможна; истины плодотворны, только если между ними есть внутренняя связь. Когда ищешь только истин, от которых можно ждать непосредственных практических выводов, связующие исчезают и цепь рассыпается»

Анри Пуанкаре

«Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами»

Д. С. Лихачев

АВТОХТОННОСТЬ, АВТОХТОННЫЙ (от греч. – местный, коренной) – принадлежащий по происхождению данной территории, местный. Аналог – древнеримский термин «абориген» – коренной обитатель данной страны.

АНТРОПОМОРФИЗМ(от греч. – человек и форма) – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и отождествление их с мифическими существами (напр. у др. греков нимфа – дух реки, ручья, воды)

АНЦИФЕРОВНиколай Павлович (1889 – 1958) – историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в СССР, кандидат филологических наук, один из лучших знатоков истории и культуры Петербурга-Ленинграда. Окончил в 1915г. Петроградский университет, ученик проф. И. М. Гревса. В 1910г. организовал при Эрмитаже кружок по подготовке экскурсоводов. С 1918 - в экскурсионной секции Музейного отдела, член общества «Старый Петербург». 1929 – 1934 – незаконно репрессирован. После освобождения жил и работал в Москве. В работах по истории Петербурга-Ленинграда разработал комплексный метод изучения городской среды. Первым в краеведческой литературе создал образ «Северной Столицы» как «стольного города русской духовной культуры».

АРХЕТИП (от греч. – первообраз) – этим термином обозначаются наиболее общие, фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы, изначальные схемы представлений, лежащие в основе любых художественных (и в т. ч. мифологических) структур. У русских ученых данное понятие обозначается и другими терминами (например, у П. А. Флоренского «схема человеческого духа»). Упрощая, архетип можно сравнить с некой изначальной матрицей сознания человека, идеей, прообразом общечеловеческого свойства, наличие которого объясняет существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов и «вечные» темы мировой литературы и искусства.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) – русский философ так называемого религиозно-философского возрождения ХХ в. По мнению Зеньковского, принадлежал к направлению религиозного неоромантизма. Вначале научного пути отдал дань марксизму («легальный марксизм»). Во время обучения в университете за участие в социалистическом кружке был сослан в Вологду. Но уже с 1905 г. критикует марксизм, участник и организатор сборника «Вехи» (1909). В работах следующих лет («Духовный кризис интеллигенции», «Философия свободы») переходит от идеализма к религиозной философии. В годы революции – один из создателей «Вольной Религиозно-философской Академии». В 1922 г. вместе с другими философами-немарксистами выдворен из России новым правительством. В 1923 в Берлине издает «Философию неравенства», направленную против советской идеологии. В дальнейшем в Париже руководит журналом «Путь», издательством «ИМКА-ПРЕСС». В более поздних работах признает некоторые положительные стороны в теории марксизма, но, не принимая идеи классовой борьбы, противопоставляет ей идею духовного освобождения человека на путях религиозного опыта (так называемый христианский экзистенциализм). Блестящий публицист и литератор для Запада Бердяев был ярким выразителем духа православия. Однако православные богословы считали его учение эклектичным и впитавшим идеи чуждых религиозных доктрин.

БРОМЛЕЙЮлиан Владимирович (1921) – советский этнограф, академик, директор Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Специалист в области теории этноса, истории первобытного общества, истории культуры народов мира, национальных процессов в современном мире. Окончил исторический факультет Московского университета. Ранние работы были посвящены истории и культуре народов Югославии. Основные работы: «Этнос и этнография», «Этносоциальные процессы».

БУЛГАКОВСергей Николаевич (отец Сергий) (1871 – 1944) – русский экономист, философ, богослов. Родился в семье священника и получил строгое религиозное воспитание. Однако, поступив в духовную семинарию, пережил религиозный кризис, оставил семинарию и поступил в Московский университет, специализируясь в области политической экономии в виду увлечения марксизмом. Окончив курс, защитил диссертацию и работал в Киевском политехническом институте. Постепенно все больше склоняется к религиозному идеализму и разочаровывается в марксизме, от работ экономического характера переходит к сочинениям по истории искусства и богословию. Особенно этому способствовал переезд в Москву и сближение с П. Флоренским. Этапная работа данной духовной эволюции «Свет Невечерний» (1917). В 1918 принимает священство, а в 1923 эмигрирует из России. С 1925 г. – бессменный декан Богословского Института в Париже. Расцвет богословского творчества. Основа философии Булгакова, по его словам, «поиск пути через современность к православию». Пытался соединить веру и науку с философией, чтобы все подчинить вере и одновременно избежать нелепостей чистой религии. Как и Флоренский развивает концепцию всеединства и «Софийности».

ВЕРНАДСКИЙВладимир Иванович (1863 – 1945) – академик, естествоиспытатель, работавший на стыке геологических и биологических наук, наук об атомах. Создатель новой отрасли геохимии – биогеохимии. Развивал учение о ноосфере, основатель генетической минералогии и радиогеологии. Работал в области кристаллографии, почвоведения, метеоритики, истории и методологии естествознания. Поразительный универсализм и глубина знаний в различных областях позволили Вернадскому еще в начале нашего века формулировать основные идеи современной экологической науки, предвидеть многие глобальные проблемы современности. Такие работы ученого как «Биосфера» и «Научная мысль как планетарное явление» трудно отнести к какой-либо определенной области науки, так как они представляют собой обширные философско-научные исследования, не имеющие аналогов и характеризующие видимое развитие научной мысли грядущих веков. Судьба ученого сходна с судьбой главного героя фильма «Депутат Балтики». Будучи уже известным ученым с мировым именем, он возвращается в 1921 г. в Москву из Крыма, хотя ему предлагали выехать в Европу. В столице Советской России он проработал почти четверть века, создал Биогеохимическую лабораторию и воспитал целую плеяду ученых. При этом никогда не воздерживался от высказывания самых «несвоевременных мыслей» на самом высоком уровне.

ВОРОНОВВасилий Сергеевич (1887 – 1940) – один из самых ярких исследователей русского народного искусства. Его книга «Крестьянское искусство», вышедшая в 1924 г. составила целую эпоху в искусствоведении. Активный организатор музейного дела в нашей стране в 20-30-е г., прекрасный педагог, основатель многих постоянных экспедиций по собиранию предметов народного творчества, устроитель выставок и экспозиций народного искусства. Кроме того Воронов способствовал возрождению многих традиционных народных промыслов.

ГУМИЛЕВЛев Николаевич (1912 – 1992) – историк, географ, этнограф, доктор исторических и географических наук. Родился в семье известных поэтов «Серебряного века» Н. Гумилева и А. Ахматовой. Незаконно репрессирован в 1938г. В общей сложности провел в заключении 15 лет. Научная деятельность в основном связана с Ленинградским университетом. Участник Великой Отечественной войны (дошел до Берлина). Автор совершенно оригинальной теории этногенеза и на основе ее необычного прочтения мировой истории. Ввел в научный оборот целый ряд новых понятий: пассионарность, этническое поле и т. п. Блестящий лектор, автор более чем 200 научных работ, свободно владевший несколькими иностранными языками, Гумилев до конца своих дней отстаивал идеи патриотизма, национального своеобразия и независимого пути России в мировой истории.

ДЕКОРАТИВНОСТЬ– качественная особенность предмета (особенно произведения искусства), определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, которая выступает как форма выражения красоты. В декоративно-прикладном искусстве она служит единственно возможной формой выражения содержания и художественной образности. Первичный смысл декоративность приобретает в орнаменте. Внутренняя декоративность органически присуща конструкции, композиции, форме, внешняя – дополнительное украшение, декор. Суть декоративного образа в выражении не единичного, а общего - видового, родового.

ДЕФИНИЦИЯ(от лат. – определение) – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия - его содержание и границы.

ЕРЕСИ(от греч. – особое вероучение) – различные отклонения от официальных вероучений, оппозиционные или враждебные им. В современных условиях ереси эволюционировали в религиозное сектантство.

ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ– формульные тексты магического характера, построенные на основе параллелизма между описываемыми и искомыми явлениями. Определяющей чертой является обращение к богам, стихиям, природным и другим объектам с просьбой или приказанием. Их произнесение и есть ритуал. В их основе лежат представления о взаимосвязанности реального и мыслимого миров.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ– или правило золотого деления – геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая часть к меньшей. Всякое тело, отношение частей которого соответствует такому делению, отличается строгой пропорциональностью и производит наиболее приятное зрительное впечатление.

ИНЬиЯНЬ – основные понятия древнекитайской философии. Служат для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития философских взглядов все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, неба и земли, положительного и отрицательного. Представления об ИНЬ и ЯНЬ нашли преломление в разработке теории музыки, изобразительного искусства и т. п.

ИСТОРИЗМ– принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями, предполагает признание необратимости и преемственности характера изменений явлений и объектов.

ИТСРудольф Фердинандович – советский этнограф, доктор исторических наук, писатель. Эстонец, сирота, воспитывался в детском доме на Алтае. Получив высшее образование, всю свою научную и преподавательскую деятельность связал с Ленинградским университетом. Основатель кафедры этнографии исторического факультета, руководитель постоянных экспедиций на Дальний Восток, в Сибирь, на север и юг страны, а также зарубежных экспедиций. Один из создателей ленинградской школы этнографии, научный руководитель многих ныне известных ученых, работающих в разных странах, личный друг выдающихся путешественников ХХ (в частности Тура Хейердала). Итс автор не только многочисленных научных трудов, ему принадлежит заслуга популяризации этнографии среди самых разнообразных кругов читателей (особенно мастерски написаны им книги для детей, в которых строгая научность сочетается с захватывающим сюжетом и увлекательной манерой изложения). В последние годы жизни в нач. 80-х г. Итс был директором знаменитой Кунсткамеры.

КАРНАВАЛ– массовый народный праздник романоязычных народов, приуроченный к кануну великого поста и посвященный проводам зимы (аналог русской масленицы). Название связывается с латинским «колесница – корабль» (использовались в древних ритуалах) или латинским «мясо» (отсюда в русском варианте названия этого времени перед постом «мясоед»). Восходит к аграрно-магическому обряду, продуцирующему плодородие. Символическое отражение смены времен года. Участники ритуала – ряженые, гротескные фигуры.

КАНОН(от греч. – норма, правило) – система правил, господствующих в культуре (искусство, обряды, бытовая жизнь и т. д.) в определенный исторический период, в определенном обществе, или художественном направлении. Являясь носителем традиции, канон отражает эстетический идеал не только прошлого, но более своего времени. Смена эпох влечет за собой и изменения в каноне.

КОНРАДНиколай Иосифович (1891 – 1970) – советский востоковед, академик. Окончил в 1912г. Петербургский университет. Около 40 лет занимался преподавательской деятельностью в крупнейших вузах Киева, Ленинграда, Москвы. Один из участников и организаторов издания «Всемирная история», переводчик многих памятников древневосточной литературы, автор многочисленных трудов по литературе, истории, культуре Китая, Японии, Кореи. Одним из первых занялся сравнительным изучением культуры Востока и Запада на основе общеисторической хронологии, сформулировал основополагающие критерии прогрессивной культуры и духовных ценностей. В его научном методе, в подходе к изучаемым проблемам всегда главным оставалось нравственное начало. Универсальность знаний позволяла Конраду прекрасно ориентироваться в самых разных областях культуры. Он руководил изданием серии «Литературные памятники» и мог сам в подлинниках читать японские, корейские, китайские, английские, французские, немецкие и др. тексты. Основным фундаментальным исследованием ученого стала книга «Запад и Восток», не имеющая аналогов в мировой науке.

КОНФУЦИЙ(551 – 479г. до н. э.) – великий китайский мыслитель и философ. Его идеология и по сей день определяет многие нравственные и политические доктрины Китая и Японии. Основное место в его учении занимает концепция «человеколюбия», включающая в себя понятия преданности государю, верности долгу, сыновней почтительности, великодушия, уважения к старшим и т. п. Особое внимание в системе провозглашаемых ценностей Конфуций уделял вопросам самосовершенствования человека, постоянному самообразованию, стремлению к знаниям и духовному совершенству в противовес стяжательству и бескультурью. Достижение этого Конфуций видел на пути сохранения традиций, почитания канонических норм и обрядов культуры предков.

КУЛЬТУРА(от лат. – возделывание, обработка) – одно из наиболее многозначных понятий. В философии и эстетике этим термином обозначают, как правило, исторически определенную ступень развития общества, выраженную в материальной и духовной деятельности людей, а также и всю совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за все время его существования. В более узком смысле этот термин определяет только сферу духовной жизни людей.

ЛАО-ЦЗЫ. Древнекитайский философ. Жил в 4-5 в.в. до н.э. Один из бессмертных по китайской традиции. По некоторым данным родился в уезде Ку в царстве Чу. Служил главным хранителем архива государства Чжоу. Возможно встречался с Конфуцием. Увидев упадок государства Чжоу, мыслитель ушел в отставку и отправился за пределы государства. На границе стражник узнал великого филосософа и и просил его не покидать страну пока он не запишет основные идеи своего учения. Лао-цзы согласился и, якобы, за короткое время составил трактат Дао дэ дзин.( по одному из переводов Путь добра и благодати) и после этого покинул страну. Трактат стал основой учения доасизма. Более подробная биография Лао-цзы неизвестна, хотя существует множество легенд, рассказывающих о проявлениях необыкновенной мудрости ученого.

Большое внимание учению Лао-цзы уделял Л.Н.Толстой, считавший, что оно объясняет как лучше человек может перейти “от жизни тела к жизни духа” и находил при этом много общего с христианским учением..

ЛЕВИ-СТРОСКлод – французский этнограф, основатель структурной антропологии. Предметом его исследований является мышление и культура первобытных народов, специфика которых, по мнению ученого, определяется так называемым мифологичным мышлением Работы Леви-Строса доказывают единство эстетической культуры человечества, а разработанные им структурные методы исследования используются наряду с теорией информации и семиотикой при анализе художественных текстов.

ЛЕНИН(Ульянов) Владимир Ильич (1870 – 1924) – теоретик и практик марксизма, основатель советского государства и большевистской партии. Ленинская теория отражения нашла перспективное воплощение в теории искусства и эстетике. В целом ряде работ по вопросам культуры Ленин демонстрирует плодотворность историко-социального подхода к художественному творчеству, необходимость выяснения социальных корней тех или иных явлений культуры для наиболее полного понимания их сути, зависимость и обусловленность духовной сферы от экономики и политической ситуации в обществе. Ленину принадлежит разработка на качественно новом уровне проблем развития и сложения наций, перспектив их взаимодействия, вопросов соотношения социального и национального в ХХ в.

ЛИХАЧЕВДмитрий Сергеевич (1906) – академик, литературовед, специалист по культуре Древней Руси, почетный гражданин Петербурга. В 1928 окончил Ленинградский университет. С 1938 работает в институте русской литературы «Пушкинский дом». Известность получила не только научная, но и общественная деятельность Лихачева по сохранению нашего национального культурного достояния, памятников истории и архитектуры. Большой резонанс имели его выступления по вопросам нравственности, специфики русского национального характера и национальных традиций.

ЛУБОКили лубочная картинка – название происходит от слова «лубяной» (липовый). Из липы делались доски, с которых печатались картинки, лубяными были короба, в которых картинки развозили для продажи. Лубок – это картинка с текстом, исполненная на отдельном листе (гравюра на дереве или металле), одноцветная или раскрашенная. Известны в разных национальных культура преимущественно со средних веков. Первый русский лубок 1668г. Сюжеты религиозного содержания, нравоучительные, бытовые, исторические. Рассчитаны на широкие слои населения (дешевизна и легкость изготовления). Популярность поддерживалась сочетанием доступных текстов и простотой изображений. Соединял в себе фольклорность и профессионально-художественные традиции.

МИФ(от греч. – предание, сказание) – термин употребляется в двух основных значениях: 1) как словесный повествовательный текст, продукт устного народного творчества; 2) как система представлений о мире, характерная особенно для первобытного сознания, синкретическое отражение действительности в виде одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными. Мифологическое мировоззрение содержало в себе зачатки религии, философии, науки, искусства.

НАБОЙКА– древнейший способ украшения тканей путем нанесения оттиска узора особым клише на поверхность ткани. Доска с раскрашенным узором прикладывалась к ткани и по ней стучали, чтобы краски отпечатались резче. Различают белоземельную набойку (фон не закрашивался) и кубовую – фон темно-синего цвета. Широко применялась в быту разных слоев населения.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО– синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью и представляющее одновременно и материальную и духовную культуру. Развивается как коллективное творчество на основе традиции. Как правило, в одном произведении соединяются пластическое, живописное, графическое и архитектоническое начала. Для произведения народного искусства в плане формы характерным становится стремление к функциональности и выявлению родовой сущности предмета, следование канону.

НАРОДНОСТЬ– первая этническая общность классового общества. Возникает на основе слияния нескольких племен, при ведущем значении не кровнородственных, а территориально – соседских связей, общности хозяйственной деятельности и сходства культур.

НАЦИЯ(от лат. – народ) – исторически сложившаяся в эпоху капитализма общность людей, приходящая на смену народности. Характеризуется общностью материальных условий жизни: территория, экономика, а также общностью языка, культуры, черт национального характера и самосознания.

ОБРЯД– действо, церемония, имеющие определенный регламент и связанные с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной (в т. ч. и религиозной) жизни народа.

ОБЫЧАЙ– повторяющиеся привычные способы поведения людей в определенных ситуациях, характерные для данной этнической общности. Формируются исторически под воздействием хозяйственной жизни народа, природно-климатических условий, социального положения людей.

ОРНАМЕНТ(от лат. – украшение) – узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Появление орнамента относят по времени к рубежу между нижним и верхним палеолитом (древнекаменный век). Главнейшими функциями орнамента являются: магическая, коммуникативная, эстетическая. Большинство народов сохраняет традиционные орнаментальные системы, основной фонд орнаментальных мотивов, традиционные сочетания цветов, что позволяет использовать орнамент как источник для изучения этногенеза. По мере развития общества ослабевают магическая и коммуникативные функции орнамента, и начинает преобладать чисто декоративная (эстетическая).

ПАНТЕИЗМ(от греч. – все и бог) – философская концепция, максимально сближающая понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Характерно одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе или природу в боге.

ПАССИОНАРИИ– особи, импульс общественного поведения и альтруизма у которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

ПАССИОНАРНОСТЬ– эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

ПЛЕМЯ– первая этническая общность в истории человечества возникшая в доклассовом обществе после эпохи первобытного стада. Объединение людей в первую очередь по кровнородственному признаку без социального неравенства (за исключением последних этапов существования). Естественно историческая общность людей.

ПЛЕХАНОВГеоргий Валентинович (1856 – 1918) – русский революционер и мыслитель, видный теоретик марксизма, публицист. Развил материалистическое понимание истории, показав сложность взаимодействия материальной и духовной сфер в процессе исторического развития, особо выделяя роль общественной психологии (в том числе национальной) в становлении культуры и искусства. Создал оригинальные концепции, объясняющие происхождение искусства, религии и их роль в общественной жизни. Научная убедительность, увлекательность изложения сложных вопросов делают работы Плеханова необыкновенно привлекательными и доступными для самого разного читателя.

ПОСЛОВИЦА– образное, афористически сжатое изречение с поучительным смыслом, основанным на жизненном опыте или каких-то правилах общественного бытия. Высказывание лишь частично строится в прямой форме, чаще всего смысл вытекает из контекста, в котором оно употребляется. Пословица относится к старейшему жанру народной поэзии. Как правило, в них отражен опыт, повторенный столь часто, что он сгустился до уровня народной мудрости. В большинстве пословиц отражены нормы поведения и мышления периода феодализма и раннего капитализма, однако, их общее содержание и образы остаются актуальными ввиду общечеловеческой значимости (представляют собой определенные модели, знаки типовых ситуаций в мире действительности).

ПРОМЫСЛЫ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ – форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Основные художественные принципы: преемственность мастерства на основе традиции, каноничность форм и сюжетов, неизменность приемов обработки и декорировки материала. В основе лежит ручное производство, домашнее художественное ремесло крестьянина.

ПРОППВладимир Яковлевич (1895 – 1970) – советский литературовед, фольклорист и теоретик искусства. На материале исследования структуры волшебной сказки впервые в гуманитарных науках применил точные методы анализа для выявления единой схемы, лежащей в основе фольклорных текстов. Показал, что в волшебных сказках разных народов обнаруживается одинаковый набор персонажей, связанных между собой однотипными сюжетными отношениями. Продолжая свои исследования на примерах сопоставления национальных обрядов и т. п. Пропп убедительно доказывает изначальную общность эстетических и нравственных основ культуры всего человечества независимо от национальности.

РОД– основная социальная структура доклассового общества. Союз кровных родственников, ведущих происхождение от одного общего предка. Изначально существовал в женской (матриархат) и мужской (патриархат) формах, то есть родственные связи по женской или мужской (во втором варианте) линиям и считались основными и обозначали признание данного родственника за своего в этом родственном объединении. В родовой общине господствовала общественная собственность, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация.

РЫБАКОВБорис Александрович (1908) – академик, археолог, историк. Окончил Московский университет в 1930 г., где в дальнейшем и преподавал. Руководил археологическими раскопками в Чернигове, Любиче и в других древних славянских поселениях. Директор института археологии АН СССР, почетный академик Чехословацкой и Польской Академий, доктор Гонорис Кауза Ягеллонского Университета в Кракове. Один из специалистов мирового уровня в области эпиграфики, народного эпоса и язычества славян, член международного комитета славистов. В наиболее фундаментальных исследованиях последних лет дает всеобъемлющий анализ язычества древних славян и в частности древних русичей.

РЯЖЕНЫЕ– обычай ряжения сопровождал важные обряды и народные праздники. Участники этого действия – ряженые – облачались в необычные костюмы, закрывали лица масками, раскрашивали открытые части тела, использовали шумовые эффекты, странные телодвижения при ходьбе. Данный обычай связан с ранними религиозными представлениями, культом предков, с календарно-аграрной обрядностью. Позднее становится частью народной праздничной смеховой культуры, используется в народном театре.

СКАЗКИ– вид устной народной прозы с преобладанием эстетического начала, что отличает их от прочих устных рассказов. Подразделяются на три типа: бытовые, волшебные и о животных. Наиболее древний пласт сказочных мотивов восходит к первобытной мифологии. Будучи связанными с древними верованиями и социальными институтами сказки дают богатый материал для историков и этнографов и в то же время несут в себе непреходящую мудрость народной философии, жизненного опыта, национального духа.

СУЕВЕРИЕ– вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего, некий предрассудок, лишенный рациональных логических обоснований.

ТЕКТОНИКА(от греч. – строительное искусство) – организация целесообразной структуры художественного образа в соответствии с конструктивной гармоничностью (для прикладных искусств – утилитарной полезностью). Термин, употребляемый не только в архитектуре, но искусстве вообще как аналог гармоничности, пропорциональности, художественности.

ТРАДИЦИЯ(от лат. – передача) – действующий процесс освоения наследия, социальная форма передачи опыта, ситуации, в которой происходит сознательная передача явлений материальной или духовной культуры от поколения к поколению с целью сохранения жизни этноса.

ФЛОРЕНСКИЙПавел Александрович (1882 – 1943) – русский религиозный мыслитель, богослов, математик, философ. Окончил Московский университет и Московскую Духовную академию. До революции Флоренский издает несколько богословских трудов (наиболее известный и оригинальный «Столп и утверждение истины»). В 1929г. был сослан в Нижний Новгород. По возвращении в Москву работал в институте Физики как математик. В 1933 г. вновь арестован. Скончался в Соловецком лагере. Был привержен концепции всеединства и софийности, так же как и Булгаков. Пытался соединить богословие и систему знаний точных наук, упрочить догматы православия путем философских доказательств. Преклоняясь перед «цельной жизнью» народа изучает фольклор, народное искусство. Флоренский оставил интереснейшие и глубокие исследования по древнерусской иконописи, русской культуре.

ФОЛЬКЛОР(от англ. – народ и знание) – термин употребляемый для различных явлений народной культуры. В основном данное понятие распространяется на устные, песенные, музыкально-хореографические, игровые и драматические формы народного творчества. Основные черты фольклора: устная передача (не письменная фиксация произведений) и коллективность творчества. Различают городской фольклор как устно-поэтическое творчество различных групп горожан, прежде всего рабочих, студентов, интеллигенции.

ФРЕЗЕРДжеймс Джордж (1854 – 1941) – английский этнограф и историк религии, профессор Кембриджского университета. Использовал в своей работе сравнительно-исторический метод. Собрал богатейший материал по истории первобытных верований, систематизировал их и установил генетическую связь тотемизма, анимизма и т. п. с последующими религиозными системами (католицизм, православие и т. п.). Считал, что развитие духовной сферы от магии переходит к религии, а затем к науке.

ХОРОВОД(возможно от греч. – круговой танец) – один из древнейших видов народного танцевального искусства синкретического характера. Сочетает пляску, хоровое пение элементы драматического действия. Основная форма хоровода – цепь взаимно связанных участников, двигающихся по кругу. Связан с древними представлениями, ритуалами и магической практикой. Одна из основных магических функций – защита от воздействия злых сил, способствовать благополучному переходу из одного состояния в другое (смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ и т. п.)

ЭТНОГЕНЕЗ– весь процесс возникновения, развития, жизни и гибели этноса.

ЭТНОС(от греч. – народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, некоторыми общими и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (осознанием своего единства). Включает в себя более мелкие субэтносы (напр. этнос – славяне, субэтнос – поморы)

( Источники: Большая Советская Энциклопедия (разн. изд.), Философский словарь (разн. изд.), Эстетика. Словарь. М.. 1989, Народные знания, фольклор, народное искусство. М.. 1991, Итс Р. Введение в этнографию. ЛГУ, 1991, Гумилев Л. Этносфера. М.. 1993, Зеньковский В. История русской философии. Л.. 1991.

1.

Наши рекомендации