Структура процесса впечатления. Восприятие– форма отражения мира
Восприятие– форма отражения мира.
Ассоциативное восприятие – это отражение в сознании связей феноменов, когда представление об одном вызывает ассоциативные ряды о другом/других. Ассоциативное восприятие всегда находится в динамической расширяющейся прогрессии:
a. По сходству;
b. По смежности;
c. По контрасту.
Аналоговое восприятие – это познавание феноменов (различных, не похожих, разнородных) по сходству, подобию, соответствию. Аналоговое восприятие вызывает эмоционально-чувственное или интеллектуальное отношение. Создает основу образного мышления.
Восприятие создает условие рождения целостного образа, а так же ощущения и понимания этой целостности.
Ощущение – форма отражения мира.
Простейшие ощущения основываются на органах чувств или 9 анализаторах.
Сложные ощущения основываются на казуальном рефлексе (интуиции), бессознательных и надсознательных процессах отражения и постижения.
Эмоциональная окраска от восприятия и ощущения:
a. Чувства;
b. Эмоции;
c. Настроения;
d. Аффекты;
e. Стрессы;
f. Экстаз;
g. Страсть;
h. Катарсис.
Переживание – это процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром, проходящий с эффектом целостного участия в психическом микромире человека как телесно-душевно-духовная целостность.
1. Переживание «дежа вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то переживании.
2. Переживание «жами вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то впечатлении.
3.Переживание сопротивления – как изначальное предощущение столкновения субъекта с непознаваемостью внешнего мира.
4. Переживания духовные.
5. Переживания интеллектуальные.
6. Переживания эстетические.
7. Переживания утилитарные.
8. Переживания рефлексивные.
9. Переживания моральные.
10.Переживания утрат/потерь – находок /приобретений.
11.Переживания победа/поражение.
12.Переживания взлеты/падения.
Запечатление – это процесс сохранения, запоминания.
2. Качество впечатлений.
Качество впечатлений и избирательность источников впечатлений зависит от:
1.Отношений к прошлому, настоящему и будущему через приоритеты:
a. Ценно – не ценно;
b. Безразлично – увлеченно;
c. Пассивно – активно;
d. Положительно – отрицательно;
e. Важно – не важно.
2. Миропостижения.
3. Миропонимания.
4. Миросозерцания.
5. Мировосприятия.
6. Мироощущения.
7. Потребностей (ценностные ориентиры):
a. Моральные ценности;
b. Эстетические ценности;
c. Социальные ценности;
d. Личностные ценности;
e. Утилитарные ценности.
8. Интереса – это участие в том, что возбуждает человеческое внимание, делает его заинтересованным и занимает его мысли и чувства:
a. Материальный интерес;
b. Потребительский интерес;
c. Познавательный интерес;
d. Духовный интерес;
e. Рефлекторный интерес;
f. Художественный интерес;
g. Всеобщий интерес;
h. Частный интерес;
9. Установка на «смысл жизни» т.е. личностная философия жизни:
a. Поиск смысла.
b. Отказ от поиска.
c. Знание смысла.
d. Принятие «на веру» знание смысла других.
e. Отсутствие знания смысла.
f. Отсутствие знания о существовании смысла.
10. Интеллект (сумма представлений).
11. Эстетический (художественный) вкус.
II. ВООБРАЖЕНИЕ.
Воображение (в психологии) – форма представления или предположения как обобщенное познание через процесс творчества. Относится к области преднаходимого. Создается на основе уже имевшихся восприятий, впечатлений, понятий и идеалов.
Восприятие – образ настоящего.
Память – образ прошлого.
Воображение – образ будущего.
Воображение бывает:
1. Репродуктивное (воссоздающее воображение) – создающее образы, соответствующие описанию их.
2. Творческое (моделирующее воображение) – создающее новые образы и понятия.
3. Произвольное (преднамеренное воображение) – создающее образы волевым началом.
4. Непроизвольное (спонтанное воображение) – создающее образы вопреки или без участия воли.
Воображение (в искусстве) – способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать образы, модусы, топосы, атрибуты и модели бытия в соответствии с принципами художественно-духовного освоения Мира. Отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое.
Цель творческого воображения – создание новой художественной реальности, инобытия.
Творческое воображение характеризуется:
a. Организованной направленностью;
b. Спонтанной непредсказуемостью;
c. Включенностью в реальную жизнь художника;
d. Осознанием вероятности и необходимости.
Творческое воображение выполняет:
a. Поисковую, эвристическую функцию;
b. Расширяет прогностические горизонты;
c. Активизирует опережающее предвосхищение;
d. Реализует отражение прошлого и будущего;
e. Претворяет возможное и желаемое в осуществленное;
f. Позволяет «видеть» Мир во всем его многообразии;
g. Выполняет роль проводника архетипов и прототипов в открытое творческое сознание через интуицию.
Творческое воображение осуществляется в различных формах:
a. Агглютинации (создает инобытийные Миры и существа);
b. Гиперболизации;
c. Типизации;
d. Символизации;
e. Индексации.
Творческое воображение существует только на уровне открытого сознания.
III. ФАНТАЗИЯ.
Фантазия (в психологии) – это творческая сила воображения, изменяющая облик действительности, отраженной в сознании с характерной перестановкой элементов реальности. Активность фантазии спонтанна, она связана с одаренностью и опытом личности.
Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней является игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия.
Фантазия (по Юнгу) – это самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями коллективного бессознательного.
Фантазия (в искусстве) – это творческая сила воображения, являющаяся элементом художественного творчества, выражающего в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения и создания чувственного воспринимаемого образа того, что в данном виде не встречается в действительности.
Особенностью творческой фантазии является мечта – как игра рассудка или сознания с желаниями и зависимостями личности.
Творческая фантазия играет важную роль в совершенствовании художественной формы и языка искусства.
Творческая фантазия составляет фундаментальную основу творческой интуиции.
Фантазм – это постоянный фон сознания и надсознательного как единство воображения, впечатлений и неосознанного желания осуществления.
Театр фатазма (Ибсен, Метерлинк, Стриндберг, Пиранделло, О’Кейси, Уильямс, Олби, Адамов и др.) – это театр, где представление, становясь непосредственной транскрипцией воображаемого в пространстве, отрицает себя как представление.
IV.ИНТУИЦИЯ.
Интуиция (в психологии) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств, т.е. это непосредственное отражение связей между предметами и явлениями реального мира.
Имеется две формы интуиции:
a. Каузальный рефлекс – непосредственное (без участия понятий) отражений связей.
b. Неосознанное мышление на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщений и опыта.
Интуиция(в искусстве)
Лосский.
a. Чувственная интуиция (иллюзии, галлюцинации, ясновидение, предчувствие);
b. Интеллектуальная интуиция (осознание смысла, идеи, нового);
c. Творческая интуиция (видение топосами тропами);
d.Мистическая интуиция.
Бергсон.
a. Интуиция противоположна – рацио, рассудку и чувственному восприятию;
b. Единственный стимул творчества.
Кроче.
a. Способность постигать уникальное, неповторимое, конкретное;
b. Интуитивизм – наука о выражении.
Платон.
a. Утверждение неразумного состояния художника в момент творчества.
Шопенгауэр.
a. Интуитивное искусство более глубоко проникает в суть бытия, чем рассудочное, рациональное искусство.
Гуссерль.
a. Творческая интуиция – высшая форма познания, безграничное созерцание, полное слияние субъекта с объектом, слияние с Миром и его отражение;
b. Творческая интуиция всегда формообразующая.
Творческая интуиция – непосредственное усмотрение, осознание и постижение скрытого ценностного смысла в явлениях и феноменах действительности и необоримое стремление отразить постигнутое.
V. ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Импровизация – творческий акт создания художником произведения искусства, в момент исполнения без предварительной подготовки; это экспромт, фантазия на заданную тему.
Импровизационность изначально присуща природе истинного актерского искусства.
Существует множество степеней театральной импровизации:
a. Придумывание текста на основе четкой сюжетной канвы;
b. Драматическая игра на заданную тему;
c. Пластическая импровизация при отсутствии модели;
d. Импровизация вопреки условности и правилу;
e. Вербальная деконструкция (отступление от текста);
f. Поиск нового «физического языка»;
g. Поиск нового «вербального выражения»;
h. Экспрессионизм тела;
i. Спонтанные репризы и т.д.
Импровизация обусловлена высоким исполнительским мастерством, подлинно творческим опытом, развитым творческим воображением, творческой интуицией, чувством целого и композиции художественного произведения.
Глава 2.
ТЕАТРОГЕНЕЗ
Эволюция Театра как искусства постижения и отражения Мира и человеческого Бытия.
1. Натуралистический театр.
Театр прямых жизненных аналогий. Искусство трактовок.
2. Метафорический театр.
Театр поэтического, образного отражения феноменального мира. Искусство трактовок и преображений.
3. Романтическийтеатр.
Театр отражений человеческого личностного Идеала. Искусство преображений и интерпретаций.
4. Абсурдный театр.
Театр постижения и отражения парадоксов феноменального мира. Театр вопросов без ответов. Искусство тенденции.
5. Игровойтеатр.
Театр постижения и отражения личностной Свободы. Театр творческой импровизации. Искусство интерпретаций.
6. Мистическийтеатр.
Театр постижения и отражения Тайны Бытия. Искусство концепций.
7. Мифологическийтеатр.
Театр постижения и отражения реального, целостного мира Человека. Театрон.
8. Мистериальныйтеатр.
Театр духовного со-знания. Метатеатр.
Глава 3.