Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира

В древней философии под сознанием понимался не­кий внутренний мир человека («душа»), играющий осо­бую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как со­четание особых, чувственных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей («непод­линный» мир) и мир идей («подлинный» мир). По мне­нию Платона, идеи являются источником («демиургом») всех вещей и их разнообразия.

В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку че­ловек якобы сотворен Богом как подобие его, то и созна­ние человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравнен­но выше тела, она олицетворяет собой высокое и совер­шенное, идущее от Бога. А.Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца.

В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм,и сознание трактовалось как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.). Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные прояв­ления высокого божественного начала.

В Новое время возник дуализм,с точки зрения кото­рого мир Природы и мир Духа есть две совершенно рав­ноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира — вещественные и духовные.

Французский материализм XVIII в. исходил из тези­са о том, что сознание — это особая функциячеловечес­кого мозга, с помощью которой человек отражает внеш­ний мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибе­лью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — так рассуждал об этом П.Гольбах.

В философии Г.Гегеля сознание предстало как некое vj вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в основе всего сущего и. творит мир из самого себя. Ге­гель применил принципы историзмаи деятельностипри исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной деятельности человека в рамках кон­кретной исторической эпохи и ее культуры.

Во второй половине XIX в. на волне всплеска естест­венных наук получил распространение так называемый вульгарный(грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер, К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Оно есть якобы движение «мозгового вещест­ва» как особого рожа жидкости, качество которой зави­сит от состава пищи. Соответственно, был выдвинут те­зис: «Человек есть то, что он ест».

В отечественной философии и естествознании наиболь­ший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М.Се­ченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности че­ловека. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и Дру­гие ученые. Сознание рассматривалось ими как социаль­ный феномен, активное отражение общественных отно­шений в ходе деятельности человека.

С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, при­сущая только человеку.

Можно также говорить, что сознание — это свойствофункционирующего мозга, заключающееся в эмоциональ­но-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Оно выступает как бесконеч­ный потокобразов внешнего мира, существующих во внутреннем духовном мире человека и являющихся необ­ходимым условием его практической деятельности.

Сознание является субъективнымобразом объектив­ного мира. Оно всегда предполагает и определенное от­ношениечеловека к окружающему миру и к другим лю­дям. Сознание — это всегда и самосознание,т.е. выде­ление человеком себя из остального мира, осмысление смысла своей жизни, постановка целей собственной дея­тельности. Ядром же сознания является знание,вклю­чающее в себя разнообразные научные и ненаучные све­дения о внешнем мире.

Изложенное нами выше можно представить в виде Формулы сознания.Сознание = знание о мире + само­сознание + отношение человека к миру. Сознание — это человеческийспособ отражения мира, основанный на целенаправленном и систематическом получении и при­менении разнообразных знаний о мире. Какими же ха­рактеристиками оно обладает? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующее.

Как утверждает наука и естественнонаучная филосо­фия, сознание вторично.Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции природы и со­вершенствования форм отражения. Во-вторых, содержа­ние сознания (чувства и мысли, образа и идеи и пр.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взяты» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле со­знание, будучи миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку «вплетено» в поток ис­торического времени. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. напрямую зависит от характера и содержания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека. Вторичность сознания порождает многообразие его ти­пов в различные эпохи истории человечества. В филосо­фии это проявляется в наличии многих типов мировоз­зрения (космоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и картин (образов) мира и человека в нем.

Сознание социально,т.е. формируется и проявляет себя только в совместной деятельности людей. По словам К.Маркса сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». История с известным литературным персонажем Робин­зоном Крузо подтверждает правоту этого тезиса. Чтобы сохранить свой человеческий (в социальном и духовном смысле) облик, Робинзону понадобилсяПятница как соратникв его жизни. Факт социальной природы созна­ния подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухоне­мыми детьми, которые проводились в 70-х годах в Мос­ковском университете под руководством советских уче­ных А.И.Мещерякова, С.И.Соколянского, Э.В.Ильенкова и других исследователей.

Сознание субъективно,т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами че­ловека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, со­циальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности вос­приятия мира (например, — тины темперамента), на со­отношение эмоционального и рационального в возника­ющих образах. Сознание - это та реальность, которая существует только в нас,только вместе с нами, а не не­зависимо от нас. Оно всегда является обобщением собст­венного опыта индивида, его радостей и страданий. Ф.М.Достоевский высказал в связи с этим очень глубо­кую мысль о том, что страдание есть единственная при­чина сознанияи духовности человека. Страдание, как правило, проходит, но выстраданное в жизни остается с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.

Сознание имеет предметно-практическую природу.Известно ведь, что человеческую мысль невозможно уви­деть ни в один микроскоп, пусть даже и самый совершен­ный. По словам Ф.Энгельса, в ней нет «ни грана вещест­ва». Однако сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнару­живает себя в процессе опредмечивания,т.е. превраще­ния субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение че­ловеком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом «небывшем» мире сознание и угасает, переходя в иную — вещественную форму. Так протекает создание человеком другого мира — мира культуры. Напротив, распредмечиваниеесть извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), за­печатлен в них.

Что касается происхождениясознания, то наукой убе­дительно доказан факт его зарождения по мере становле­ния социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факто­ры космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе Тейяра де Шардена «Феномен чело­века». В ней философ высказывал мысль о том, как в рамках так называемой «космической магистрали» воз­никли элементы сознания, сформировались жизнь и пси­хика, появился некий Дух Земли и т.д. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух -«высшее состояние материи».

Попытка объяснить возникновение сознания естествен­ными причинами имело место еще у Демокрита. Он по­лагал, что это происходило под воздействием прежде всего коллективного образа жизни людей, использования ору­дий труда и огня. Сознание формировалось под воздей­ствием социальной нужды,т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества.

Французские материалисты XVIII в. делали упор на понимании сознания как итогеэволюции природы. По их мнению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Но мозг от­шлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общест­венной жизни и превратился в самое совершенное живое существо.

Одним из первых, кто попытался объяснить сам про­цесс формирования сознания, был Г.Гегель. По его мне­нию, оно возникает в ходе деятельностилюдей путем присвоения ими «абсолютной идеи» как некоего всеоб щего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господи­ном. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб образуется и обретает власть над вещами и даже... над господином. Ведь потребительский образ жизни гос­подина ведет к его духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приоб­ретает их, в том числе и развивая свой духовный мир.

Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе пре­вращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенезаи происхождения со­знания. В качестве важнейших он выделил следующие моменты этого процесса.

Прежде всего в ходе естественной эволюции человека сформировались биологическиепредпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прежде всего прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предмета­ми, достаточный объем мозга, наличие наглядно-образ­ного («элементарного») мышления.

Под воздействием нужды человек научился трудить­ся,т.е. изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения природы. В ходе труда че­ловек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек «научался» трудиться. Более того, все органы чувств и вся психология человека обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека.

По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь(вначале - в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформи­ровался языккак сложная совокупность знаков, «вторая сигнальная система» (И.П.Павлов), носитель и храни­тель информации о внешнем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли и ее сохранения, или, по словам Г.Гегеля, «тело мышления». Язык так же древен, как и само сознание.

В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труди членораздельная речьявились основными факторами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов — приручения огня, употребления мясной пищи, простей­ших нравственных норм в поведении людей.

Что касается религии, то в ней вопрос о происхожде­нии сознания решается в контексте общего объяснения процесса возникновения мира и человека в нем.

Социальная природа сознания, о которой нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функ­циях.К числу таковых следует отнести прежде всего познавательнуюфункцию. С ее помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружаю­щего мира, создается картина этого мира. По сути дела, это есть основная функция сознания. Наиболее развита она у современного человека.

Целеполагающаяфункция предполагает выработку человеком целей собственной деятельности и идеалов, прогнозирование будущего, создание его образов и кар­тин (в том числе иногда и иллюзорных, утопических). Цель же, как и закон, определяет действия и поступки людей, позволяет планировать их.

Регулятивнаяфункция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влия­ют на отношения между людьми и социальными группа­ми. Тем самым сознание как бы вторгается в обществен­ную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладеют массами людей и отражают их интересы.

Сознание есть также способ трансляции(передачи) социального опыта входе совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, при­емов и правил деятельности людей.

Социальная природа сознания проявляется также и в том, что его субъектомявляется человек, действующий не в одиночку, а коллективно как общественное сущест­во. Человек обретает свое сознание лишь по мере вклю­чения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества.

Непосредственным носителем сознания является от­дельный человек (индивид). Мышление всегда сущест вует только как индивидуальное мышление многих мил­лиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Ду­ховный мир индивида обычно неповторим, а часто и вов­се не поддается разгадке. «Человеческий череп», — пи­сал К.Маркс, есть «неприступная крепость». В связи с этим нельзя не сказать об особой роли воспитания и его сложности, поскольку к каждому воспитуемому необходи­мо применять индивидуальный подход, учитывать его жиз­ненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.

Однако сознание отдельных людей благодаря языку все же становится достоянием всего общества. В резуль­тате формируется общественное сознаниекак некий коллективный Разум в различных его формах — рели­гия, мораль, искусство и др. Общественное сознание имеет очень сложную структуру и формы проявления и являет­ся весьма активным фактором исторического процесса.

Раскрывая особенности сознаниякак человеческого способа отражения, мы выделим следующее.

Сознание человека предполагает наличие понятийно­го мышления.Оно есть опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о существен­ных сторонах и свойствах предметов этого мира. Мыш­ление — это оперирование понятиями.Под понятием понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира с помощью слов, например, - «стол», «дерево», «чело век» и т.д. У человека процесс мышления является отно­сительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека есть, по словам Э.Фромма,«способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и пости­гать за ней суть». Именно благодаря разуму человек ви­дит, конечно же, дальше самого зоркого орла. Видит, потому что может размышлять даже о невидимыхмирах и процессах. Он видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и закономерности вещей и т.д. Человек видит очень далеко еще и потому что ему помогают в этом совершенные технические устройства, например, — элек­тронный микроскоп, телескоп и другие приборы.

Процесс отражения у человека всегда носит, как отме­чалось нами выше, целеполагающийхарактер. Это вы­ражается в способности создавать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Бла­годаря наличию сознания человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знания о предметах и яв­лениях. В своей голове человек может иметь не только образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, мето­дом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следую­щее: «Паук совершает операции, напоминающие опера­ции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеаль­но».

У человека меняется, в отличие от животных, сам ха­рактеротражения. Очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительнойдея­тельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено преимущественно на обслу­живание преобразовательнойдеятельности. Характер же деятельности и определяет характер отражения. Поэто­му принято считать, что сознание человека носит актив­ныйи творческийхарактер. Оно непосредственно участ­вует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание челове­ка не только отражает объективный мир, но и творит его».

Названное нами свойство активности и творчества оз­начает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных вещей. Он создает еще мир идей и образов, в том числе и таких, которым реально ничто не соответствует, например, идея и образ сфинкса. Сознание, будучи активным и творческим (творящим), может иногда как бы «отлетать» от реальной действи­тельности. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, например, образ кентавра, заблуж­дения и массовые иллюзии типа коммунистической идеи и др. Все это есть как бы коллективные галлюцинации, искажения отражательного процесса. Разумеется, все они имеют естественные и разнообразные причины.

Специфичность сознания как особого «мира Духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противопо­ложность материи как мира вещей. Такое противопостав­ление возможно лишь мысленно, в рамках важного фи­лософского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе деятельности че­ловека такое противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведений искусства), рез­кие границы между ними отсутствуют. Эти границы ус­ловны и текучи, не так четко выражены, как это подчер­кивалось в некоторых философских учениях (Платон, Г.Гегель и др.).

3. Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность»

Раскрывая соотношение сознания и бытия, следует сказать о роли мозга в отражении внешнего мира. Появ­ление мозга было одной из важнейших предпосылок воз­никновения сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая управляет пси­хической деятельностью индивида. Деятельность мозга есть физиологическая основа сознания.Сам же мозг является продуктом длительной биологической и соци­альной эволюции человека. Каждое из двух его полуша­рий отвечает за те или иные психические функции: ле­вое — за рациональное мышление, правое — за образное восприятие мира. Что же еще известно современной нау­ке о мозге?

Мозг новорожденного весил около 350 г, у взрослых людей — около 1300—1400 г, у некоторых — до 2000 г. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 млрд. клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 процентов клеток, а остальные составляют своеобразные ре­зерв. Нормальный мозг способен вместить в себя инфор­мацию, равную примерно пятистам Британским энцик­лопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара.

Однако следует непременно подчеркивать, что мыс­лит не мозг, а человек при помощи мозга. Мозг есть все­го лишь орудие для мышления.В истории философии и науки иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, психического от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции «психофизического параллелизма», имев­шей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. На­против, русскими учеными — И.М.Сеченовым, И.П.Пав­ловым и другими было разработано учение о физиологи­ческих основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедитель­но показано, что психическое и физиологическое есть два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Пси­хика человека напрямую зависит и от его физиологии (например, его наследственные данные), и от социаль­ной среды (например, наличие свободного времени, уро­вень жизни и др.).

В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы ЭВМ, выпол­няющие ряд сложных умственных функций человека. Стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называе­мый «искусственный интеллект». Сможет ли машина мыс­лить? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.

Конечно, ЭВМ в состоянии выполнять, причем несрав­ненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет заменить человека, и дело здесь вот в чем. Во-первых,машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина есть, по выражению Ф.Энгельса, некая «схема-шаблон», и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиаль­ной новизны. Во-вторых,машине, в отличие от челове­ка, неприсуще чуственно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудиечеловека, и по­тому она нижеего, она во власти своего создателя.

Для описания сознания часто употребляется понятие «идеальное». В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершен­ства (изящности) предмета.

Впервые проблема идеального была обозначена Пла­тоном в его учении о «мире идей». Эта тема была обсто­ятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философ­ском идеализме идеальное обычно рассматривается как основа и творец всей действительности.

С позиций современной научной философии идеаль­ное воспринимается как субъективная реальность,со­здаваемая человеком с помощью своего сознания как свой­ства мозга. Это понятие раскрывает уникальную твор­ческую природу человека, его способность создавать но­вый мир,в отличие от «мира вещей». Идеальное есть как бы иное бытие(другое, новое бытие) материи, ее «превращенная» (измененная) форма, созданная с помо­щью сознания. Кратко говоря, идеальное есть «двойник» («заместитель») материи, ее нематериальная копия.

Мир идеальноговключает в себя ощущения и эмо­ции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д. Идеальное — это мир чувственных и мысленных образов, созданных человеком и отражаю­щих внешний мир. Этот мир содержит в себе не только образы того, что есть.Он включает и образы того, что нужночеловеку. Неудивительно, что в структуре иде­ального особую роль играет идеалкак своеобразный об­разец, высшая цель человека.

По определению К.Маркса, «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Термин «пересажен­ное» здесь следует понимать как «отраженное», а «пре­образованное» — как представленное в человеческой го­лове в форме образов, понятий и т.д.

Идеальное является продуктом природной и социаль­ной организации человека. Работы упомянутых нами выше психологов А.И.Мещерякова и С.И.Соколянского показа­ли, что идеальное формируется только в обществе и по­средством деятельности, а не является прирожденным свой­ством человека. Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к пред­метно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без всего этого человек останется всего лишь «кандидатом» в люди, т.е. неразвившимся существом, придатком природного мира.

Идеальное есть очень важный элемент сущностных сил человека. С появлением «мира Духа» возникли и прин­ципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволю­ция мира постепенно стала приобретать управляемыйхарактер и высокую динамичность, а человек превратил­ся из раба обстоятельств в творца нового — искусствен­ного — мира.

Понятие идеального характеризует человеческое со­знание с точки зрения результатов отражательного про­цесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления и др. Что же касается понятия «сознательность», то оно характеризует человека и его деятельность с другой стороны. А именно — с точки зре­ния его способности действовать практически и творить мир со знанием дела.Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека.Это понятие применяется также и для характеристики совокупного исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, напри­мер, — сознательность политического процесса, отноше­ния к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательнос­ти указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятель­ность с помощью знаний об окружающем мире. Пробле­ма сознательности есть проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного исто­рического процесса.

Итак, наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа познающего и самопознающего.

Наши рекомендации