Глава 2. Стихи С. Есенина в контексте песен
Глубокие и душевные, жизненные и трогательные мотивы поэзии С. Есенина нашли своё отражение в песнях. Это как народные (частушки), так и романсы, шансон и другие музыкальные жанры, которые мы рассмотрим в данной главе.
Частушки и романсы
Что такое частушка? Частушки — это «народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения. Частушки большею частью состоят из четырех коротких стихов, попарно рифмующихся».⁹
Считается, что впервые термин «частушка» ввёл в апреле 1889 года Глеб Успенский в своём очерке «Новые русские стишки», который был опубликован в газете «Русские ведомости». До этого, данная форма народного творчества носила различные названия. В Константинове, где родился С. Есенин, частушки называют «прибасками». Есенину же их нравилось называть «побасками».
Частушка, по сравнению с песнями, мобильнее. Она быстрее откликается на жизнь, ближе связана с её текущими нуждами, легко запоминается. И точно отражает сущность того или иного события, чувства, горя, душевного настроя. Сиюминутно пришедшая в голову мысль, сиюминутное настроение получили возможность мгновенного отклика в короткой песенке.
В своей жизни Есенин собрал до четырех тысяч частушек. Сто семь рязанских частушек, записанные поэтом, вышли в свет в 1918 году на
⁹ - Русова Н.Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории
до ямба. - М., 2004 г.
страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства».
Сам поэт отмечал: «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их».¹º
В письме к Философову Д. В. из Константинова 1915 года¹¹ : «Тут у меня очень много записано сказок и песен, но до Питера с ними пирогов не спекешь /…/. Может быть «Современник» возьмет». Одну из первых книг он хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания».¹² В ней должны были быть «девичьи (полюбовные)» частушки:
Из колодца вода льется,
Вода волноватая.
Муж напьется, подерется,
А я виноватая.
Также у Есенина были озорные и грустные частушки, и частушки, исполняемые парнями на растянутый лад:
Я свою симпатию узнаю по платию.
Как белая платия, так моя симпатия.
Также частушки, певшиеся на плясовой лад, под тальянку молодыми девушками и женщинами (Есенин С. А. Частушки (прибаски):
Мельник, мельник
Звал меня в ельник.
Меня мамка веником:
Не ходи по ельникам.
¹º - Есенин. С. А. Собрание сочинений. Автобиография С. Есенина. Том 5, 1979 г. стр.222.
¹¹ - Есенин С. А. Письмо Философову Д. В., до 20 августа 1915 г. Константиново. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002 гг.
¹² - Савушкина Н. Фольклорные традиции в поэзии Есенина 1924-1925 гг. стр.109.
Частушки про девичьи страдания:
Ах, колечко мое сине,
На колечке твое имя.
От страданья от лихого
Нет лекарства никакого.
От страданья есть лекарка –
На дворе дубова палка.
Наряду с частушками люди пели, так называемые, «канавушки». Они появились так же, как и частушки, на злободневные темы. Название этого жанра было связано с рытьем канав для осушения болотистых земель. Канавушки сочинялись в процессе текущей работы и одномоментно исполнялись народом:
Ой, канава, ты канава,
Какой черт тебя копал?
Я намедни шел к обедне,
Головой туда попал.
Частушка могла быть «страдальной» и одновременно усмешливой. Такое соединение чувств особенно нравилось Есенину:
В монастырь хотел спасаться -
Жалко с милою расстаться.
Владимир Чернявский вспоминал о С. Есенине: «частушки были его гордостью не меньше, чем стихи». На одной из встреч «Сергей убежденно защищал их, жалея только, что нет тальянки, без которой они не так хорошо звучат. Пел он по-простецки, с деревенским однообразием, как поет у околицы любой парень, но иногда, дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, как поэт».¹³
С. Есенин любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Многие его ранние стихи были написаны в песенном жанре. Им свойственны распевность, своеобразная мелодика, чёткий ритм:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари,
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
(«Выткался на озере алый свет зари», 1921 г.)
Нежность, лиричность, задушевность, использование изобилия метафор, эпитетов, особых синтаксических конструкций – это поспособствовало огромной популярности поэта, как певца народа.
Частушки С. Есенина схожи с народными. Можно сравнить рифму:
1) Парная или смежная рифма.
Частушка «Провожала Коленьку»:
За нову часовеньку.
Провожала за ручей,
Я не знала, Коля чей.
С. Есенин –
Лейся, песня, пуще, лейся, песня звяньше.
Все равно не будет, то, что было раньше.
За былую силу, гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку.
¹³ - Кошечкин. С. П. Жизнь Есенина. - М.: Правда, 1988 г.
(«Сыпь, тальянка…» 1925 год)
2) Часто встречается рифма трёх из четырех строк. Частушка:
Я не сам гармошку красил,
Не сам лаком наводил.
Я не сам милашку сватал,
Отец с матерью ходил.
Есенин –
За рекой горят огни
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
(«За рекой горят огни» 1916 г.)
3) Перекрёстная рифма с рифмовкой чётных строк.
Частушка «Ах, щёчки горят»:
Ах, щечки горят,
Алые полыщут.
Не меня ли молодую
В хороводе ищут.
С. Есенин –
Заиграй, сыграй, тальяночка,
Малиновы меха.
Выходи встречать к околице
Красотка жениха.
(«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», 1912 г.)
4) А также встречается перекрёстная, классическая, форма рифмы.
Частушка «Не тобой дорога мята»:
Не тобой дорога мята,
Не по ней тебе ходить,
Не тобою я занята,
Не тебе меня любить.
Есенин –
Дымом половодье
Зализало ил,
Желтые поводья
Месяц уронил.
(«Дымом половодье», 1910 г).
В 1924–1925 гг. С. Есенин пишет ряд стихотворений в форме и ритме частушек: «Сыпь, тальянка…», «Эх вы, сани! А кони, кони!», «Слышишь, мчатся сани…». В них снова звучит русская родная удаль, размах. Также вновь появляются частушки-страдания:
Не криви улыбку, руки теребя, -
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо –
Не тебя я вижу, не к тебе пришел…
(«Не криви улыбку, руки теребя», 1925 г.)В стихотворении «Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчаться…» С. Есенин необычно передаёт впечатление о быстрой езде на тройке. Тут и «ветерок…робок и застенчив», и «клен танцует пьяный». Но не в стиле устоявшейся песенной темы звучит заключительная строфа, в которой поэт обращается к любимой с иронической просьбой подъехать к клёну:
Мы к нему подъедем, спросим - что такое?
И станцуем вместе под тальянку трое.
Такие интонационно-смысловые перемены сюжета несли в себе «ростки романсного стиля», к которому в 20-е годы С. Есенин пришел не без влияния классической лирики в XIX веке.
Романс – это «небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом».¹⁴
По сравнению с песней, романс – это более субъективное образное изложение жизненных перипетий и тип жанровой организации. Поэтическая мысль, проникая в суть человеческих отношений, нередко фиксирует мельчайшие изменения настроений, чувств, что соотносится с тонкой художественной «отделкой» стиха.
Стихотворения Есенина, которые стали известны как романсы и исполняются по сей день: «Клён ты мой опавший…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Русь», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери». Также поют в жанре романса: «Я помню, любимая, помню», «Какая ночь! Я не могу», «Мне грустно на тебя смотреть», «Песнь о собаке», «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Заметался пожар голубой...».
Но не только романсы и частушки на стихотворения Сергея Есенина стали популярны. Существуют и другие жанры исполнения его творчества, о которых мы изложим в следующем пункте данной работы.