Ранние сохранившиеся рукописи

Существует большое количество ранних, первого века хиджры, рукописей Корана. Некоторые фрагменты ранних рукописей Корана изучены востоковедами, например[.

В городе Сана Йемен при ремонте соборной мечети были обнаружены более 40 тысяч древних фрагментов отдельных списков Корана. Находки хранилищ древних списков Корана также были сделаны в Мешхеде, Каире, Дамаске, Кайруане. ЮНЕСКО, по программе «Память мира» был составлен CD содержащий некоторые рукописи Корана из мечети Саны. Диск содержит рукописи написанные почерком хиджази, которые датируются 1 веком именно хиджры (7 век от рождества Христова или по Григорианскому календарю), один из которых относится к ранним годам 1-го столетия хиджры. В одной только этой находке среди рукописей было найдено 83 % всего текста Корана. Радиоуглеродный анализ рукописей Корана показал их раннюю (1-2 годы хиджры) датировку. Также учёными найдено огромное количество надписей, содержащих отрывки Корана, на монетах, стенах мечетей, которые датируются первым веком хиджры.

По имеющимся данным результаты радиоуглеродного датирования древнейшей рукописи Корана (Самаркандского) на 68 % доверительный уровень дал 640—765 гг. н. э., 95,4 % доверительный уровень дал 595—855 гг. н. э. Однако, по мнению Ольги Ермиловой, корану МАКСИМУМ 1000 лет. Палеографический анализ этой рукописи датирует её последним кварталом VIII века нашей эры, что оспаривается восточными исследователями, которые приводят следующие аргументы:

1. В древнейшей рукописи Корана отсутствуют так называемые «харакаты» — надстрочные и подстрочные огласовки, которые начали использоваться после распространения ислама среди неарабских народов из-за возникших проблем с чтением Корана.

2. В древнейшей рукописи Корана также отсутствуют красные точки, которые были введены в 67-м году хиджры (688 г. н. э.) Абу Аль Асвадом ад-Дували для обозначения звучания.

3. Коран написан не на бумаге, а на оленьей коже, что косвенно указывает на то, что к моменту, когда он был написан, арабы скорее всего не знали технологию производства бумаги. Распространение хорасанской бумаги среди арабов началось после завоевания ими Самарканда в 713 г. н. э.

4. В Коране отсутствуют разработанные умершим в 707 году Насром бин Асимом Ляйси черные точки. Это также может указать на то, что рукопись была написана в VI-веке.

5. Куфийское письмо, на котором написан Коран, использовался уже начиная с VI века, то есть задолго до возникновения ислама.

Исходя из вышеуказанного восточные исследователи считают, что рукопись была написана в первой половине первого столетия хиджры. Другое мнение излагает исследователь священной книги мусульман Ефим Резван: «Мы сделали радиокарбонный анализ рукописи в Голландии. К сожалению, даже самые современные методики дают погрешность в 100—200 лет. Мы можем сказать, что эта рукопись не младше II века хиджры, то есть относится к VIII—IX векам»[12]. Арабист А. Ф. Шебунин (1867—1937) также установил, что рукопись относится к началу VIII в.

Самый древний и самый полный список Корана хранится в России. Его исследователь Ефим Резван, завершив свое кропотливое собирание рукописи буквально по листку, поделился со специальным корреспондентом «Газеты» Надеждой Кеворковой размышлениями о важности этого памятника мирового значения.

В 650 году третий Халиф Осман поручил приемному сыну и бывшему личному секретарю Мухаммада, писцу Зейду ибн Сабиту собрать все записи проповедей Пророка и свести их в единую Книгу. Параллельно этой работой были заняты еще четыре его помощника, которые собирали записи и опрашивали людей, составив еще четыре версии текста. После этого тексты были собраны путем тщательного сравнения в один, который был канонизирован. С него были сделаны всего несколько копий, а все прочие варианты и черновики сожжены.

Составление текста Корана было завершено более чем вовремя. В 656 году толпы мятежников, собравшиеся в Медине под видом паломников, ворвались во дворец халифа и зарубили его мечами. По преданию, в момент гибели Осман продолжал читать один из канонических экземпляров Корана, страницы которого залила его кровь.

Одной из заслуг Османа перед исламом было создание унифицированного текста Корана. Собрав у учеников и сподвижников Мухаммеда тексты записей его поучений, он с помощью бывшего личного писца Мухаммеда Зейда ибн Сабита составил сводный единый текст, убрав то, что, с его точки зрения, противоречило идее единства мусульман и могло вызвать раздоры. Все прочие тексты и записи были уничтожены, а со сводного Корана было сделано, как утверждает мусульманская традиция, пять копий, которые были посланы в Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру. Подлинник Осман оставил себе. Именно его страницы оказались обагренными «священной кровью» халифа.

Этот экземпляр Корана исчез, но спустя некоторое время в мусульманском мире появились несколько (возможно, даже несколько десятков) списков Корана с окровавленными страницами, каждый из которых претендовал на то, чтобы считаться подлинным Кораном Османа. Возможно, что среди них действительно был подлинный экземпляр, принадлежавший Осману, залитый именно его кровью, но доказать это, увы, невозможно. Впрочем, такие доказательства в мусульманском мире никого и не интересовали. Сомневаться в подлинности реликвии считалось кощунством.

С точки зрения мусульман, это самый первый список Корана, с которого потом делались все последующие копии. Мусульмане верят, что это Коран, записанный во времена третьего праведного халифа Османа. По преданию, именно над этим списком он был убит заговорщиками, и на эти страницы пролилась его кровь. На страницах рукописи есть темные пятна со следами крови.

Мы сделали радиокарбонный анализ рукописи в Голландии. К сожалению, даже самые современные методики дают погрешность в 100−200 лет. Мы можем сказать, что эта рукопись не младше II века хиджры, то есть относится к VIII—IX вв.екам. Анализ крови я не делал, чтобы не вторгаться в священную для мусульман область.

На рубеже 70−80 годов в западной коранистике утвердилось мнение, что первый список появился только в III веке хиджры, то есть в X веке. Согласно мусульманской традиции, пророк Мухаммед надиктовывал тексты незадолго до своей смерти, собирая книгу. Анализ рукописи подтвердил правоту именно мусульманской традиции. Так что стоит внимательно прислушиваться к мусульманской точке зрения на историю сложения текста Корана.

Исламская община устами своих ведущих ученых проводила большую работу по упорядочиванию списков Корана, по выводу из оборота неприемлемых списков.

В Сирии недавно при реставрации соборной мечети под ее крышей обнаружены фрагменты Корана, где содержатся тексты, несколько выходящие за рамки принятого канона.

Тексты Корана нельзя было уничтожать. Их либо хоронили, как хоронят человека, — оборачивали в саван, погребали в землю с определенным ритуалом, либо хранили в специальных помещениях в мечетях.

В исламе существует иджма — согласное мнение авторитетных ученых данной эпохи. Ее не фиксируют письменно, тем не менее именно эта иджма санкционировала тот текст Корана, который мы имеем сегодня.

Этот коран написан на пергаменте. Это овечья кожа, специальным образом обработанная. Пергамент очень большого размера, поскольку на один лист шла кожа одной овцы.

Оформление текста

Коран — это прямая речь Бога. Люди, которые его записывали, считали, что в текст священной книги нельзя добавлять слова, созданные людьми. Поэтому названия сур, то есть глав, и количество аятов (стихов) там не указаны. Между сурами оставлены пустые места. В эти пустые места приблизительно 50−70 лет спустя был внесен орнамент, написаны названия сур и количество аятов. В это же время была сделана грамматическая правка красными чернилами, поскольку арабская письменная грамматика только складывалась. Развитие арабской графики неразрывно связано с историей фиксации текста Корана.

Голубой Кора́н (араб. المصحف الأزرق‎‎‎) — тунисская куфическая рукопись Корана голубого цвета, созданная в промежуток между концом IX века и началом X века для мусульман Кайруана Рукопись считается одним из самых художественных экземпляров Корана, а также одним из величайших произведений и одной из самых дорогих когда-либо сделанных рукописей. Первое упоминание о рукописи восходит к 1293 году, когда она была включена в каталог библиотеки Великой мечети в Кайруане. Рукопись выполнена техникой золотого хризография и серебряного письма на пергаменте, целиком выкрашенном в цвет индиго. Также использованы красные чернила. Это известнейший образец мусульманской каллиграфии.

Возникновение арабской письменности

Необходимо отметить, что Ибн Абудауд ас-Сиджистани (ум. 316/929) приводит три предания, рассказывающие о проникновении письменности в среду арабов, в частности, курайшитов. Суть их сводится к следующему:

1. Мухаджиры (мигранты) переняли письменность у жителей Хиры и Анбара.

2. Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Саиб аль-Кальби[323] повествует, что еще до появления ислама Бишр ибн Абдулмалик прибыл в Мекку и женился на дочери Харба ибн Умайи по имени Сахба, от которой у него родились две дочери. Бишр научил письму Суфайана ибн Харба ибн Умайю.

3. Основателями арабского письма были Марамир ибн Салама и Аслам ибн Харза, происходившие из Булана и принадлежавшие к одному из родов племени Тай и проживавшие в Буке.]

Ибн Абудауд пересказывает только эти три предания, объединенные общей темой происхождения корней арабского письма. Согласно всем трем преданиям, оно пришло из Анбара, то есть оттуда оно было перенесено в Хиру, где ему научились мигранты, выезжавшие затем в другие районы Аравийского полуострова. Это – согласно первому преданию. А в соответствии с двумя остальными преданиями арабское письмо родилось в Анбаре и непосредственно попало в Мекку благодаря некоему грамотному человеку – Бишру ибн Абдулмалику. О возникновении арабского письма или проникновении его в Мекку и, вообще, на Аравийский полуостров вкратце можно сказать, что в соответствии с древними преданиями и рассказами оно передавалось аз одного региона в другой, от одного человека к другому и, таким образом, этот фактор цивилизации достиг аравийской земли. Учитывая существующие в преданиях противоречия, невозможно говорить о каких-то деталях и делать какие-то категоричные, далеко идущие выводы и умозаключения. Поэтому мы ограничились здесь изложением мнений и гипотез наших древних предшественников относительно процесса возникновения и становления арабской письменности и распространения её на Аравийском полуострове. А теперь перейдем к рассмотрению взглядов современных мусульманских ученых и западных востоковедов касательно исследуемой проблемы.

Один из арабских ученых нового периода Хифни Насиф (1856-1919), решив устранить отдельные, так называемые белые пятна в истории арабской литературы, написал книгу под названием «История литературы, или Житие арабского языка
Хифни Насиф ссылается затем на мнения западных историков и востоковедов и пытается доказать, что начальным звеном в цепи превращений и трансформации арабского письма является египетская письменность, за которой соответственно следуют финикийская, арамейская, химйаритский муснад, набатейская и киндийская письменность. Жители Хиры заимствовали письмо у киндитов, анбарцы – у жителей Хиры, а жители Хиджаза – у хирийцев и анбарцев.[340] Он изображает в своей книге схемы и рисунки, иллюстрирующие алфавиты языков, через которые прошла арабская письменность и влияние коих она испытала и под воздействием которых она претерпела изменения, чтобы стать в конце концов нынешней арабской письменностью. При этом выводы своего исследования он обосновывает множеством вновь открытых древних надписей и их переводами на современный арабский язык. Он, кстати, заявляет, что нашел наилучший путь объяснения история появления и развития арабской письменности. Другой современный арабский ученый, доктор Насируддин Асад, составил сборник из различных древних надписей и образцов письма, изучив которые, пришел к выводу, что арабы эпохи джахилийи, по крайней мере, за триста лет до появления ислама были знакомы с грамотой, то есть чтением и письмом, с тем самым письмом, которым впоследствии пользовались и мусульмане.

РАЗВИТИЕ АРАБСКОЙ ГРАФИКИ

Согласно изложенному мнению ученых-востоковедов, за арамейским письмом следуют сирийское и набатейское, затем эти два письма, в свою очередь, стали источниками соответственно астренджили, хирского и анбарского алфавитов, а куфийское письмо возникло от астренджили. Письмо «насх» считают развитой формой хирского и анбарского алфавитов.

В соответствии с данной теорией куфийское письмо находится после «насха» и по цепочке восходит к «муснаду», а не к арамейскому письму, в то время как, по мнению востоковедов и ориенталистов, «муснад» не имеет за собой последующего письма, а именно арамейское письмо по двум линиям завершается куфийским письмом и «насхом».

Судя по этой схеме, востоковеды придерживаются особого мнения, несколько отличающегося от мнения мусульманских ученых, относительно появления арабского письма и по вертикали схемы показывающей совершенно другую картину.

Для более подробного пояснения схемы следует добавить, что, на взгляд востоковедов, арабское письмо делится на два вида: куфийское, заимствованное из разновидности сирийского письма, известного также как астренджилийское, и хиджазское или иначе «насх», заимствованное от набатейского письма.

Западные ученые-историки и ориенталисты в последней цепочке трансформации и появления арабского письма располагают сирийское письмо на одной горизонтальной линии схемы вместе с набатейским, а не на вертикальной, что противоречит мнению исламских ученых. Они утверждают, что письменность пришла на Аравийский полуостров в двух формах: округлой и квадратной.

Округлое письмо, известное также как мягкое и плавное письмо, или иначе шрифт «насх», используется во многих случаях, в частности, в делопроизводстве и переписке, при заключении торговых соглашений и прочих делах. Это письмо или шрифт является одним из ответвлений набатейского письма, проникшего благодаря жителям Хиры и Анбара в Хиджаз и на Аравийский полуостров в целом. Согласно некоторым сообщениям, иногда текст Священного Корана записывался этим письмом.

Квадратная форма письма, известная и под названием «сухая» или «иссушенная» больше связана по времени с заложением и застройкой города Куфы, где она окончательно созрела и оформилась, отчего и получила свое название «куфийского» или «куфического» письма. Его должно признать ветвью астренджилийского письма, являющегося, в свою очередь, родственным письму сирийскому. Данную форму письма мусульмане обычно использовали для украшения Священного Корана, а позднее – михраба, дверей и ворот мечетей, вкруговую стены больших зданий, этим шрифтом выкладывали из кирпичей и мозаичных плиток надписи из сур Корана, возводили заглавия сур в больших и малых рукописных списках Корана.Распространение арабского алфавита шло параллельно с распространением ислама. Со временем арабский алфавит стал восприниматься как «истинно исламский», и многие языки Азии и Африки стали использовать его на письме (в том числе и те, которые ранее использовали другие системы письма — например, персидский илияванский). В регионах, где преобладали другие языки, группы населения, исповедующие ислам, стремились сохранить арабский алфавит несмотря на принятие нового языка,. При этом арабский алфавит пополнялся дополнительными буквами для обозначения звуков, отсутствовавших в арабском языке.

Ара́бская каллигра́фия, также исламская каллиграфия — искусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту,персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще (так называемого аниконизма). Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключённого в Коране.

Во времена истоков возникновения исламской религии были известны 2 вида арабского письма: курсивное и монументальное. Монументальное основано на использовании прямых линий, для него характерны величавость и уравновешенность. Курсивное арабы использовали для ежедневной записи, оно становится впоследствии основой для почерка «насх» (النسخ).

Долгое время считалось, что первым почерком арабов был «куфи», именно он стал базой для всех последующих стилей каллиграфии, и монументальных, и курсивных. Однако позже исследователями было доказано, что развитие этих стилей происходило независимо и параллельно.

«Монументальным» почерком называют почерк, используемый для письма на твердых материалах – например, камне или металле. Его можно наблюдать на памятниках архитектуры, это мечети, стелы, также его можно увидеть и на монетах. Различают куфи, который применяли для письма на папирусе - материале очень мягком.Таким образом, монументальный стиль письма является угловатым истатичным, акурсивный почерк является сугубо рукописным, это «непрерывное письмо», характерными особенностями которого являются слигованность, скругление форм.

В арабской письменности различают шесть каллиграфических почерков – три из них относятся к раннему стилю: «куфи», «насх», и «сульс», а три – к позднему: «таълик» (или «фарси»), «рикъа». и «дивани».

«Куфи» (الكوفي)является древнейшим. При письме «куфи» основываются на правила геометрии в сочетании с орнаментом. В основном этот почерк использовали при написании Корана, также чеканке монет, надписях на зданиях и мечетях.

Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru

Стиль «насх» (النسخ)появляетсяв 3 веке по хиджре – это 10 в.н.э. Для него характерны короткие горизонтальные «стежки», по длине вертикали равны горизонталям, у букв полные и глубокие изгибы, между словами одинаковые интервалы. Использовался данный стиль в основном для коранических аятов, в настоящее время его широко применяют в печатании книг и газет.

Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru

Почерк «сульс» (الثلث) был основан в 1-2 веке, по хиджре - 7 в.н.э., когда правила династия Омейядов. «Сульс» в переводе - «треть», что возможно связано с тем, что он составлял третью часть размера шрифта «куфи». Сульс является скорее орнаментальным стилем, его до настоящего времени используют в различных эпитафиях, заголовках и посвящениях. Его характерными чертами являются изогнутые буквы с крючками на конце.

Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru

Стиль «таълик» (التعليق)был создан в Иране. Его отличительная особенность – постепенное «Съезжание» при написании букв сверху вниз, что визально выглядит так, как будто слова написаны по диагонали. Этот стиль используют употребляется в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане.

Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru

«Рикъа» (الرقعة) в переводе - «маленький листок». Это сжатый стиль, разработанный на основе стилей сульс и насх. Он является наиболее лёгким для написания почерком и применяется для быстрого письма.

Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru

«Дивани» (الديواني) испльзовали для написания правительсвенных приказов и официальной государственной переписки, для него характерна особая помпезность.

Ранние сохранившиеся рукописи - student2.ru

Возникновение орнамента

С начала каменного века мы обнаруживаем искусство орнамента в Меадуречье и древнем Египте в виде росписей на керамике. В дальнейшем это преобразовалось в особый тип орнамента, состоящего из бесчисленного множества образцов, служивших линейному воспроизведению реальности.

Все это было первой попыткой передать понятия с помощью определенных символов. С тех пор как родилось понятие линейности изображения, мастера клинописи древнего Междуречья открыли принцип о о горизонтальности линии и принцип колонок, применявши и в современной печати и при письме. "Надо учитывать также то обстоятельство, что письменность была изобретена для практических нужд и лишь по

I) Ар-Рейхави Абдул-Кадер. Арабо-мусульманская архитектура: ее особенности и памятники в Сирии. -Дамаск, 1979, с.14 т) степенно стала обслуживать школу и культ".

Понятие направления строк появилось в последующие периоды.

Постепенно исчезла аналогия письменного знака с изображаемым объектом. И это произошло с помощью линейных наклонов, родившихся благодаря письму тростниковой палочкой по обожженной глине.

Искусство орнамента процветало в этом регионе: там мы находим первые в мире образцы использования элементов орнамента в произведениях искусства - кусочки перламутра и голубого лазурита на фоне смолы. Применялись также инкрустации из слоновой кости и эбенового дерева для декорирования мебели.

Высокого уровня достигло производство изделий из меди, серебра и золота. В древней Месопотамии было широко развито искусство украшения металлических предметов рисунками животных или орнаментами.

В качестве орнамента использовались цветы лотоса и их бутоны, сосновые шишки, листья пальм, геометрические фигуры - ромбы, треугольники и звезды.

Ритмический повтор набора данных символов усложнял тематику орнаментов и мастер стремился оперировать реальными лаконичными выразительными средствами.

Перед тем как начать исследование форм, типов и особенностей орнаментов, необходимо, презде всего, выявить социальную функцию искусства орнамента в его историческом аспекте.

Искусство связано с различными формами общественной жизни через процесс борьбы человека с окружающей средой, его эволюцию от

I) Афанасьева В.К., Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве.-М., 1979, с.6 состояния собирателя-добытчика пищи до состояния изготовителя-производителя.

Несмотря на разнообразие и разноплановость своих видов и форм искусство сыграло весьма важную роль - как роль "свидетеля" эпохи. Во все эпохи и периоды искусство было неразрывно связано с обществом, было его рупором, выразителем его идей, философии, эстетических воззрений и идеалов, уровня развития. Искусство отображало повседневность, оставляло документальные свидетельства этой повседневной деятельности. Но мы не находим в древних настенных изображениях пещер или старинных храмов, на древних скульптурах или в орнаменте мечетей имен их создателей, они не выделяют свою работу от других.

Искусство самым тесным образом связано с жизнью общества. Связано тем, что трудно отделить его от понятий и представлений, принятых в обществе, от эволюции научно-философской мысли в обществе, от социальных интересов, движущих развитие общества на определенном историческом этапе, интересов, за которыми стоят коренные экономические и общественные причины.

Часто искусство подчинялось потребительскому рыночному спросу. Его продукция шла на рынок, ибо мастер был производителем товара, обладавшего известной ценностью и для правящего класса и для народа. Без искусства нельзя уже было обойтись. Искусство создавало вещи на потребу общества, оно воплощало в своих творениях запечатленные желания лвдей и их стремления - будь то скульптура, живопись или орнамент.

Искусство облекало свои идеи в эстетическую форму, порой несущую характер поиска вечности и бессмертия, противостояния силам разрушения, торжества победы, стремления к вечно недостижимому идеалу.

Важным представляется тот факт, что искусство глубоко внедрилось в повседневную жизнь, в религию, во все сферы человеческой деятельности. Оно стало жизненным методом, мерилом человеческих ценностей, выражением всех деяний человеческих. № не видим примеров развития мысли, эволюции сознания без того, чтобы искусство не служило бы выразителем этой эволюции.

Поэтому лицо культуры и цивилизации явственно выражается в произведениях искусства. Мы находим его в росписях стен и оделщы, в храмах и на предметах обихода и домашней утвари.

У исследуемого периода истории искусства арабов существовали, естественно, свои понятия и представления. Основные из них: отсутствие персонифицированного мастера, его растворение в социальной группе, ибо он (мастер) играл роль выразителя идей этой группы, как один из свидетелей событий своего века, а не как отдельная самостоятельная личность. Поэтов создается культурное единство искусства, служащего выражением данной эпохи. Исследуемая эпоха средневековья была временем появления новых достижений в архитектуре и орнаменте, в которых раскрывалась творческая мысль и традиционное искусство с его новыми замыслами и методами их воплощения с точки зрения использования элементов орнамента.

Искусство мастера проявилось и в совершенствовании усвоенных идей, их видоизменении, адаптации к новым отношениям, к роли орнамента, согласуясь с новым художественным вкусом и новыми культурными веяниями.

Мастер был способен добиться успеха, используя разнообразные элементы для создания произведения искусства нового типа, отличающегося от всех, когда-либо виденных ранее, произведений.

С течением времени создаваемые произведения искусства стали отличаться от первоначальных образцов. Так, в арабском искусстве периода аббасидов исчезло соответствие элементов орнамента и архитектуры. В этот период выдвигается искусство орнаментов и узоров.

Природы новых институтов, п пришедших на смену старому, для удовлетворения новых нужд и требований, выдвинутых исламской догмой и появлением новой арабской культуры, стала одной из причин появления имени персонифицированного мастера-создателя в арабском искусстве.

Отличительными особенностями арабского искусства в области орнамента являются:

- разнообразие видов орнамента

- превосходное знание сочетаемости элементов

- отсутствие изображений человека и животных, особенно на религиозных постройках и компенсация этого путем применения орнап I) ментальных сюжетов, геометрических построении".

Мастер арабского искусства, имея дело с реальностью и выделяющимися элементами, избегал натуралистности и в частности объемности изображения, не акцентировал их выделение: он делал изображение плоским. Это качество достигается во всех видах работ по орнаменту в арабском искусстве, со всеми видами материалов, встречается оно и в орнаменте и во всех видах искусства. Многообразие и единство - это одна из важнейших характерных черт, присущих арабскому искусству и искусству Средней Азии: "Это явление представляет собой разбивку поверхности на пространственные элементы, имеющие раз

I

2) Цит. по Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков. -М., 1974, с.14 сути сокровища. Мы замечаем, что по виду, по наружному архитектурному облику она проста. Мы обращаем внимание на то, что внешние стены в большинстве своем имеют мало отверстии, тогда как внутри мы находим нечто похожее на сады или райские кущи - это есть концентрация внимания на суть явлений.

Всему этому подтверждением являются повторяемость и арабески. Их мы находим в искусстве арабов, в котором они чаще всего играют роль декора. Несмотря на опасность повторов в искусстве в целом, мы являемся свидетелями того, как мастер арабского искусства вкладывает в них жизненность и убедительность и не дает им стать мешающими. Это происходит благодаря применению индивидуального метода или способа выражения.

Повторяемость, по сути коренной элемент орнамента, определяется и фиксируется самой исламской религией. Так, в Коране многие смысловые единицы, важные айяты ("откровения") повторяются по разным поводам, а часто встречаются по нескольку раз в одной и той же главе.

Таким образом, повторяемость есть естественное свойство, глубоко укоренившееся в мусульманском мировосприятии. Мы также замечаем, что свойства повторяемости структурно и органически связаны с критериями, обусловливающими необходимость достижения симметрии в композиции.

Она подчиняется законам геометрии, существует для удовлетворения потребности в симметрии композиции, а все это необходимо с целью создания и дополнения связующего элемента для цепи отдельных деталей в архитектурных и орнаментальных произведениях. Каждый раз, находясь перед данными конкретным! произведениями орнаментального искусства, мы ощущаем приобщение к таинству. Они нас манят и зовут, мы чувствуем, что перед наш настоящая сокровищница, которая, однако, частенько бывает заперта "семью печатями" от постороннего наблюдателя. Она тщательным образом открывает свои тайны и секреты и предстает перед нами в виде прекрасной работы совершенного мастера.

По этощу поводу, без сомнения, следует вспомнить многочисленные труды советских исследователей, специалистов по искусству стран Востока. Их работы информативны и содержат диалектический подход и материалистическое воззрение на стоящие проблемы. Они опираются на положительный опыт прошлых лет, пользуются марксистскими методами анализа.

В искусстве народов Ближнего Востока и Среднего Востока в эпоху феодализма был выработан особый, проникнутый декоративным началом образный строй, который позволяет художникам, не выходя за рамки, определенные мировоззрением средневековья, воплощать в произведениях архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства большое жизненное содержание. Главные особенности этого искусства были обусловлены не только религией, сколько теми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул ход развития общества в эпоху феодализма".

ОРНАМЕНТ

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентируетархитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Происхождение

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию. Орнамент, в конечном счете, послужил началом символического описания мира, что отражено в исследованиях Х.Э.Керлота.

Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Несомненно, также, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат различным культурам, стилям и культурным эпохам. К таким знакам относится, например, колесо. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков , в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.

ИСТОРИЯ

АРАБСКИЙ ОРНАМЕНТ

Арабский орнамент

Арабский орнамент много впитал в себя из персидского, византийского, отчасти греко-римского искусства.
В силу того, что Изображения человека запрещались религией ислама, главной формой художественного воплощения мусульманской культуры стали Архитектура и прикладные искусства, в которых чрезвычайного разнообразия и выразительности достиг орнамент.

В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический – ”гирих” и растительный – ”ислими”. Как правило они употребляются порознь. Но могут быть использованы вместе.

”Гирих” – в переводе с арабского означает ”узел”. Строится Гирих на ”сетках”, образующих ”узлы”. Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного местонахождения на ”сетке”. Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит Геометрия круга, правлиьное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника. Иначе говоря, Гирих создается с помощью циркуля и линейки.

В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п.

Любой Гирих выверен математически, построен согласно рациональному порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.

Успехи орнаментально-декоративного искусства Востока немыслимы без крупных научных открытий в области математики. Они приложили орнаменту широкий путь для создания отвлеченных геометрических построенией.
Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетяющихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: ”куфическим”, прямоугольными буквами арабского письма и ”насх” (скорописным почерком). Отдельные элементы растительного узора служили для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.

Наши рекомендации