Тематические разработки
Это более подробная разработка интересующей учителя темы, которая необходима для усвоения и закрепления учебного материала.
Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок.
Одновременно с составлением учебного плана учитель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из неё в виде цитат, иллюстрированный материал, методические пособия (схемы, плакаты, крупный педагогический рисунок, образцы народного творчества).
В помощь школьному учителю издаются поурочные разработки. Например, «Поурочные разработки по изобразительному искусству» для первого класса. Автор Л.Ю. Бушкова, по программе Б.М. Неменского.
Есть учебники для учителя. Например, «Изобразительное искусство и художественный труд 5 – 8 классы. Книга для учителя» по программе Б.М. Неменского.
Есть литература, помогающая разобраться в определённых вопросах. Например, «Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков». Авторы С.А. Казначеева, С.А. Бондарева.
Кроме учебников для учителя, есть учебники по изо для школьников. Учебник по изобразительному искусству для начальной общеобразовательной школы в 4-х книгах, авторы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Это новый тип учебника, так называемый учебник – альбом. Сообразно специфике изобразительного искусства, его наглядности, художественной образности и возрасту детей, в учебнике совсем немного текста. В учебнике представлены и детские рисунки, не только являющиеся образцами детского творчества, но и демонстрирующие уровень развития художественных способностей детей этого возраста.
Первая часть учебника в 1-2 и 3-4 классах посвящена практической стороне обучения школьников основам изобразительной грамоты, включая рисунок, живопись, композицию, аппликацию. Вторая часть рассказывает о видах и жанрах изобразительного искусства, о русских народных декоративно-прикладных промыслах. В 3-4 классах начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени.
При объяснении и выполнении заданий нужно использовать обе части учебника одновременно.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Если при обучении многих дисциплин принцип наглядности играет хотя и важную, но всё-таки подсобную роль, то на занятиях изо наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Учителю изо постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проводил.
Кабинет. Одна из причин недисциплинированности школьников на уроках изо – отсутствие у них материалов и принадлежностей для работы. При наличии кабинета посуду, альбомы можно хранить там. Хорошо в кабинете иметь декоративные растения.
Доска. Под доской удобно иметь узкий стеллаж шириной 20 – 25 сантиметров и расстоянием между полками 8 – 10 сантиметров. В выдвижных ящиках шириной 20 – 25 сантиметров хранить карандаши, резинки, кисти, магниты, мел. Сам же стеллаж предназначен для просушки акварельных работ учащихся.
Работы лучше выполнять на отдельных листах бумаги, вынутых из альбома. Альбомы в развёрнутом виде плохо укладываются на столе. Некоторые учащиеся во время работы продавливают листы бумаги или вырывают неудавшийся рисунок и начинают рисовать снова вместо того, чтобы терпеливо доводить начатый рисунок до конца. Отдельные листы бумаги удобны и при оценке работ – можно разместить работы на доске, обсудить их, выбрать рисунки для методического фонда или для выставки. Фондовые работы хранятся в папках, на них указывается название темы. Такой фонд необходим для показа образцов при объяснении задания, для организации выставок, для оформления кабинета.
Средства наглядного обучения:
1.Иллюстрации из книг и альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства;
2.Таблицы, рисунки, плакаты, схемы, фотографии;
3.Кинофильмы;
4.Рисунки учителя, выполняемые во время урока.
Применение тех или иных средств наглядного обучения производится по усмотрению учителя в зависимости от темы и задач урока, наличия пособий.
Наглядные пособия следует показывать в тот момент, когда это необходимо по ходу урока, а не выставлять заранее, так как преждевременное ознакомление с пособиями ослабляет интерес к ним при дальнейшей работе.
Пособия должны иметь большие размеры, быть чёткими по рисунку иживописи. Методические таблицы и плакаты – наиболее распространённый вид наглядных пособий. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, давать ясные указания ученикам, как вести работу. На таблицах желательно иметь заголовки. «Цветовой круг» и «Тоновой круг» предназначен для развития у детей чувства цвета и тона. Можно показать изменение тональных отношений с помощью изменения фона: натура на светлом и на тёмном фоне. Все средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – её форму, структуру, цвет и фактуру.
Крупные педагогические наброски делают на больших листах бумаги (белого, серого, чёрного цвета), используя белый и цветной мел, уголь и сангину.
С помощью учебного кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приёмы работы карандашом, акварелью, показать технику наложения штриха. Быстрые процессы – движение руки, нанесение штриховки, приёмы работы кистью – можно показать в замедленном темпе, длительные процессы представить быстро протекающими (написание картины).
Рисунок учителя
Часть работы по созданию иллюстраций для демонстрации на уроке учителем выполняется заранее (наглядные пособия), другая – в ходе урока: рисунки мелом на классной доске, наброски на больших листах бумаги, пояснительные рисунки учителя, сделанные на полях работ учеников, в их альбомах.
Наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное определение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».
Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.
Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Но главное здесь – это пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.
К педагогическому рисунку относятся рисунки мелом на классной доске, на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги, выправление работы ученика рукой педагога.
Работа на классной доске является прекрасным методом наглядного обучения. На ней работают и цветным мелом. Главное качество – лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель даёт возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская всё случайное и второстепенное. На такие рисунки учитель затрачивает не более 1-2 минут. Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. На тёмной классной доске изображения получаются как на негативе, поэтому очень хорошо иметь и белую доску.
Выполнение набросков должно стать для художника-педагога повседневным видом упражнений, насущной профессиональной потребностью.
Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками пользуются в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного – двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид педагогического рисования – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.
Но надо так показать ученику, чтобы ученик двигался вперёд, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. Наглядный показ приёмов работы, способов передачи объёма предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.
Учёт успеваемости
Текущий учёт успеваемости даёт возможность своевременно выявить отстающих учеников, изучить причины их отставания и оказать им помощь.
Каждый рисунок должен быть оценён. Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классный журнал. Оценка каждой работы школьника должна быть объективной. Часто оцениваются не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности и эффектность рисунков.
Для объективной оценки необходимо выработать критерии и систему оценки. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность рисунка.
- Как решена композиция: как организована плоскость листа, как выражена общая идея и содержание;
- Самостоятельность в выполнении рисунка
а) рисунок выполнен самостоятельно (без помощи учителя выбрана композиция, определены размеры изображения, пропорция, форма, цвет, последовательность выполнения рисунка);
б) рисунок выполнен не самостоятельно (весь ход выполнения рисунка сопровождается помощью учителя, который поправляет рисунок, показывает на полях рисунка ошибки).
- Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как переданы явления линейной и воздушной перспективы;
- Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- Передача объёма: как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень;
- Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи.
Иногда в качестве поощрения можно повысить отдельную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, поставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, понизив, если заметны спад и небрежное отношение к работе.
Текущий учёт можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Школьное рисование – единственное за всю нашу жизнь обязательное всеобщее приобщение к изобразительному искусству. Для большинства людей – первое и последнее. От него зависит – пробудится ли в ребёнке любовь к искусству, потянется ли он в музей, на выставку, в изокружок.
Теперь в предмете сочетается материал как бы двух предметов: «Изобразительное искусство» и «Изобразительная грамота».
Программа искусства в общеобразовательной школе является важнейшим средством формирования через мир эмоциональных отношений нравственно-эстетического идеала человека.
Общие задачи предмета сводятся к двум основным:
1.увлечение искусством;
2.приобщение к художественной культуре.
Программа имеет целостное блоково-тематическое построение. Появляется система доминант на каждом этапе обучения, от года, четверти до каждого урока.
Программа предусматривает широкое привлечение собственного жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, музыкальных и литературных произведений. Учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное творчество, и искусство разных стран и эпох.
Деятельность школьников приобретает разнообразные формы: изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей и своих работ.
В конце каждой четверти есть обобщающие уроки. Задачи этих уроков не просто повторение, а осознание целостности, единства изучаемой в четверти темы. Можно организовать выставки домашних работ, учебных работ, выставку-отчёт за весь год.
В программе выделены три ключевые основы художественного освоения действительности: изобразительная, декоративная и конструктивная (изображение, украшение и постройка).
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Основным живописным материалом выбрана гуашь. Акварелью нельзя перекрывать, исправлять. Гуашью можно работать на любой бумаге – обёрточной, цветной, серой. Работа гуашью не требует длительного времени, чтобы появился зримый результат.
Гуашью рекомендуется рисовать на отдельных листах бумаги без палитры, смешивать краски прямо на работе, но не забывать мыть кисти в воде и вытирать их об тряпочку. Уже в начальной школе нужно научить работать красками, причём как работают художники – свободно владея кистью. И линия и пятно – кистью. Край пятна – это и есть контур изображения. Кистью можно закрашивать плоскости и можно проводить тонкие линии. Вначале будет грубовато. Но именно такая работа скорее воспитает и организует руку, сделает пальцы чуткими к малейшим движениям. Надо дать начинающему помазать, потом они начинают чувствовать краску.
Кроме живописных материалов применяют графические (уголь, мелки, пастель, тушь). Применяют аппликацию, пластилин (глину).
Методы обучения
1.Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный – учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется её осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, её цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приёмами).
2.Репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приёмов изображения, поиск композиции). Упражнения.
3.Проблемное изложение («метод творческих заданий» - постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе её решения).
4.Частично-поисковый («метод совместного творчества», то есть поиск средств выражения).
5.Исследовательский («метод самостоятельного художественного творчества»).