Афина Парфенос. Мрамор. Римская копия «Варвакион». Мрамор. 2-я половина V в
до н. э. Афины, Национальный музей
вода бога морей была соленой, и присудили первенство Афине, подарившей городу оливковое дерево с питательными, необходимыми для жизни плодами:
Вот и двенадцать богов с Юпитером
посередине В креслах высоких сидят, в величавом
покое. Любого Можно по виду признать. Юпитера
царственен образ, Бога морей явила она1, как длинным
трезубцем Он ударяет в скалу, а из раны скалы
уж забила Влага. Даром таким он город присвоить
стремится.
Рядом являет себя — со щитом и копьем
заостренным; Шлем покрывает главу; эгида ей грудь
защищает. Изображает она, как из почвы, копьем
прободенной, Был изведен урожай плодоносной
сребристой оливы.
Боги дивятся труду. Окончанье работы —
Серьга из кургана Куль-Оба с головой Афины. Золото. IV в. до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж |
победа. Овидий. Метаморфозы
В целле Парфенона стояла изваянная Фидием хризоэлефантинная (высотой 12 м) статуя Афины-Девы (Парфенос). Однако она, как и многие другие произведения великого ваятеля, дошла до нас лишь в небольших римских копиях.
Ожесточенная политическая борьба в Афинах тех лет отбросила свою страшную тень, очевидно, и на жизнь этого мастера, друга и помощника во многих делах вождя демократической группировки Перикла. Пав-саний, Плутарх и другие древние авторы пишут о преследованиях Фидия и судебных процессах над ним. Сообщают они и о негодовании его противников, вызванном тем, что скульптор на щите Афины Парфенос изобразил самого себя и Перикла. Подобное действие сочли за святотатство и, по глухим, весьма разноречивым сведениям, Фидия либо заточили в темницу, либо изгнали из Афин, либо даже казнили. История античного искусства, какой бы ни казалась она иногда хорошо изученной, таит в себе еще много тайн, и не исключено, что в каком-нибудь неизвестном документе, ожидающем исследователя, рассказано о судьбе этого великого художника высокой классики.
Имеется в виду Афина.
Не выношу я поэмы киклической, скучно дорогой
Той мне идти, где снуют в разные стороны люди;
Ласк расточаемых всем избегаю я, брезгую воду
Пить из колодца: претит общедоступное мне.
Каллимах
В последней четверти V в. до н. э. демократические идеи Афин начинают изживать себя. Этому, способствуют имущественное расслоение среди граждан, разразившаяся Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, а также жестокая эпидемия чумы, унесшая среди многих жертв и Перикла. Настроения эллинов меняются, что сказывается во всех областях жизни. Появляются ядовитые сатиры Аристофана, многие философы углубляются в исследования личных переживаний. События бурной жизни получают отражение в искусстве — в образах архитектуры, скульптуры, вазописи.
В конце V в. до н. э., с 421 по 406 г. до н. э., строился храм Афины, Посейдона и Эрехтея. Посвященный трем божествам, он получил название от имени Эрехтея, которого Гомер упоминал в «Илиаде»:
Всех же мужей, населяющих град велелепный Афины, Область царя Эрехтея, которого в древние веки Матерь-земля родила, воспитала Паллада-Афина, И в Афины ввела, и в блестящий храм водворила.
Место постройки Эрехфейона, замечательного своей оригинальностью храма, было определено заранее. Оно связано с легендой о споре Афины и Посейдона. Считалось, что именно здесь Посейдон ударом трезубца высек ручей (внутри храма имелся источник), а Афина посадила оливу. Перед зодчим стояла трудная задача — расположить здание на участке с сильным склоном. Из-за обременительных военных расходов город не мог выделить средства на планировочные работы по выравниванию площадки для Эрехфейона и помещение храма пришлось строить на различных уровнях. Тем не менее это способствовало успеху сооружения не только с точки зрения композиции Акрополя (храм хорошо воспринимался снизу из северной части города), но и потому, что отвечало новым веяниям в искусстве.
Подобно возникшему в то время новому отношению к человеку, воспринимающемуся уже не столь простым, как раньше, требующему более пристального внимания, по-новому воспринимались и памятники искусства, прежде всего архитектуры. Если взгляд на Парфенон с угла дает представление обо всем храме, то Эрехфейон, отличающийся сложностью и асимметричностью всех своих форм, необходимо обойти кругом, чтобы воспринять в целом. Оставшийся неизвестным зодчий Эрехфейона умело противопоставил формы своего здания Парфенону, последовательно проводя принцип контраста в решении всех портиков. Назвать какой-либо из них главным невозможно — каждый своеобразен и неповторим. Входили в храм с северной стороны, но пройти к нему от Пропилеи с запада было можно, лишь обогнув все здание. Эрехфейон обращен к Парфенону южной стороной, здесь же находилась дверь, служившая, по-видимому, выходом из храма.
Эрехфейон. Мрамор. 2-я половина V в, дон.э. Афины, Акрополь
При движении от Пропилеи южный портик, над глухим цоколем которого стояли шесть женских фигур — кариатид, выступал во всей своей красоте. О происхождении кариатид и об использовании скульптурных женских фигур в качестве подпорок древний зодчий Витрувий пишет: «Так, например, если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы (архитектурные украшения.— Г. С.) и карнизы, то любопытствующим он дает такое объяснение: Пелопоннесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями-персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну ка-рийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платили за преступления своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев».
Кариатиды (высотой 2,10 м) несут на головах крышу портика. Драпировки одежд на груди, бедрах и животе различны и вносят разнообразие в пластику фигур. Но складки одежд у опорных ног трактованы однообразно, подобно каннелюрам колонн, так что симметрия воспринимается четкой и непогрешимой. В фигурах кариатид нет предельного напряжения атлантов, с трудом удерживающих на плечах тяжесть крыш, нет и завидной легкости, с какой порой амуры подбрасывают над головой тяжелые сферы в .памятниках более поздних эпох. Им не тяжело нести крышу портика (антаблемент облегчен, он без фриза), но и не слишком легко, усилия их естественны. Классическая гармония пронизывает существо каждой статуи.
Живописно трактованы прически женщин. Волосы их, вначале туго заплетенные, постепенно распускаются, а ниже кажутся пушистыми, льющимися по спинам. Ваятель не стремится обмануть зрителя и заставить его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Но ощущение соотношений плотности волос, туго заплетенных, слабо заплетенных и распущенных, точно передано им в градациях мраморных поверхностей. Создавая иллюзию реальных волос, скульптор в то же время сохраняет и фактуру мрамора.
Рядом с богатым светотеневыми контрастами портиком кариатид почти гладкая стена. Для идущего от Пропилеи человека этот участок стены кажется небольшим и глухим, пока внимание занято портиком кариатид. В то же время, присмотревшись, нетрудно заметить, что поверхность стены решена весьма оригинально. Слева ее ограничивают фигуры, справа — виднеющаяся колонна восточного портика. Стилобат легкого и изящного шестиколонного восточного портика кажется продолженным на южную стену и служит для нее своеобразным пьедесталом. Над ним расположены нижние крупные квадры — нечто вроде цоколя, соответствующего по высоте базам колонн восточного портика. Выше, над мелкими квадрами, из которых состоит стена, проходит полоса узорного орнамента на уровне капителей колонн восточного портика. Создается впечатление, будто цилиндр колонны развернули в длинный, подчиненный ордеру, прямоугольник стены, расположив ее декор на высоте капителей, баз, стилобата.
Интерьер Эрехфейона сложен. За восточной колоннадой шло преддверие и затем святилище Афины, где находилась особо почитаемая древними деревянная статуя богини. Перед ней стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее следовало разделенное на две части помещение — северное для Эрехфея, южное для Посейдона. Под ним располагалось так называемое Эрехфеево море — скопление соленой воды от источника Посейдона. Стены, как предполагают, украшали фресковые композиции на разнообразные сюжеты.
Новые художественные веяния, нашедшие отражение в Эрехфейоне, сказались и в других постройках конца V в. до н. э. В хорошо сохранившемся дорическом храме, расположенном недалеко от афинского Акрополя, у самой агоры, и называвшемся ранее Тезейоном, а в последнее время — храмом Гефеста, дорика, как и в Парфеноне, смягчена ионическими элементами.
Тем же временем датируется храм Посейдона на мысе Сунион. Кроме сохранившихся в руинах Пропилеи, ведших к святилищу бога морей, остались следы от постаментов статуй. Очень эффектна колоннада этого храма, воздвигнутая на шестидесятиметровом мысу, глубоко вдающемся в море. Мрамор его хотя и пентеллийский, но редкий, не патинирующийся со временем. Очевидно, его специально подбирали именно таким, чтобы белый цвет колонн не терялся на фоне желтовато-бурой растительности мыса. Храм всегда, подобно маяку, видели с моря.
Самым выдающимся по своеобразию своих архитектурных форм был выстроенный Иктином в горной и лесистой дикой Аркадии, между Олимпией и Спартой, на высоте ИЗО м над уровнем моря храм Аполлона в Бассах. Этот дорический периптер с числом колонн 6X15 был построен, как сообщает Павсаний, в благодарность за избавление от чумы 430 г. до н. э. Зодчий использовал для него голубовато-серый мраморо-видный известняк.
Его созданием Иктин убедил в огромном значении для архитектурного образа окружающего ландшафта. Воздвигая на высящемся среди множества городских домов Акрополе Парфенон, Иктин сумел противопоставить храм однообразным, похожим друг на друга жилым постройкам, придав поэтому формам Парфенона как бы природную естественность, убрав из них прямые линии, правильные плоскости.
Если бы и в храме Аполлона в Бассах, стоящем в дикой горной местности, Иктин ввел органически живые контуры, подобные тем, что имеет Парфенон, здание растворилось бы среди подобных же природных форм в окружавшем постройку пейзаже. Здесь нужны были другие принципы, и Иктин нашел их. Очертания объемов храма Аполлона в Бассах резкие, графические. Их создал человек, как бы хочет сказать Иктин, и он противопоставляет свое творение дикой, вольной природе. В колоннах с их четкими контурами нет энтазиса, нет и легких изгибов (курватур), которые применялись в Парфеноне. Здесь они, как хорошо понимал мастер, уже не нужны. Особенны и пропорции храма. Колонны приземистые, антаблемент и капители крупнее по отношению к высоте колонны, нежели у Парфенона.
В древности на этом участке стоял небольшой, обветшавший к тому времени храм. Мастер не разрушил его, но ввел его небольшую целлу в пространство своего сооружения. Древний храм оказался в глубине более крупного нового. Изменилась и ориентация: вход теперь располагался с севера. Но с восточной стороны зодчий оставил дверь в старую целлу, которая теперь представляла собой тыльную часть (адитон) новой постройки. Периптер Иктина явился как бы обрамлением древней святыни.
Своеобразно стала выглядеть и внутренняя колоннада. Учитывая небольшие размеры здания (по стилобату 14 мХ38 м), Иктин увеличил центральную площадь его интерьера, как бы раздвинув оба ряда внутренних колонн и вплотную прислонив их к стенам, превратив таким образом в полуколонны и образовав по стенам подобия ниш.
Большим новшеством было то, что внутренние колонны Иктин сделал ионическими, смягчив этим строгость храма с его внешним дорическим