Леля (Лель) – дочь Лады, олицетворение весны
Славянская мифология
Сведений о древней русской (восточнославянской) мифологии почти не сохранилось. После крещения Руси языческие идолы и капища были разрушены, власти преследовали волхвов, языческих жрецов – хранителей древних мифов. И только в «Повести временных лет» Нестора сохранились упоминания языческих обычаев Руси и ее богов. После похода на Царьград в 907 г. Олег заключил договор с побежденными греками и скрепил его клятвой: воины его клялись оружием и «Перуном, своим богом, и Волосом, скотьим богом» . В 980г. князь Владимир Святославич учредил «киевский пантеон»: «поставил кумиры на холме… Перуна деревянного, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь». В первой половине XIX ВЕКА РУССКИЕ УЧЕНЫЕ М.Д.Чулков, А.С.Кайсаров, И.М. Снегирев стали собирать и изучать мифы древних славян.
Перун – верховное божество, бог грома и молнии (Зевс –греч., Юпитер –рим.)В 980г.. Дуб – св.дерево Перуна (Зевса,Юпитера).Атрибуты: огненная палица (меч-кладенец), огненный цветок папоротника. В христианску. Эпоху его имя было соотнесено с именем Ильи Пророка.
Стрибог - бог ветра, тоже может быть связан с распространением блага. В «Слове о полку Игореве» ветры названы «Стрибожьими внуками» «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги вещают: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили…»
Велес (Волос) – «скотий бог», т.е. покровитель домашних животных, крупного рогатого скота. ( Пан – греч.). Упоминается в «Повести временных лет» (Нестора). В честь Велеса исполнялись былины – старины. В «Слове о полку Игореве» Боян назван «Велесовым внуком»
Дажьбог (Даждьбог) от глаг. «дажь» - давать благо»– бог Солнца, сын Сварога, бога небесного огня, брат Сварожича -бога ясного неба. Он олицетворение правды и истины. «У того совесть не чиста, кто не взглянет прямо в глаза солнышку», «Вор на солнце не взглянет, а взглянул – так и глаза вытекут» (рус. пословицы).
ХОРС (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога. Хорсу посвящены два очень крупных славянских языческих праздника в году, связанные со Световидом, Ярилой-Яровитом, — дни осеннего и зимнего солнцестояния в сентябре (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо — солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре (когда чествовали новорожденного Коляду, принимающего дела у Хорса и пр.).
Световид (Святовит, Святой Вит) – бог богов западных славян, бог земных плодов и войны. Атрибуты: рог, меч, знамя
. Збручский идол, скульптура 10 в., один из редких памятников славянского языческого культа, найденный у села Гусятин в р. Збруч (приток Днестра) в 1848.
З. и. — четырёхгранный столб из серого известняка (высота 2,67 м) с тремя ярусами рельефов: в нижнем изображено подземное божество, в среднем — земля и люди, в верхнем — небо и боги (атрибуты главного бога — конь и меч). Голова З. и. — четырёхликая, покрыта русской княжеской шапкой (сферическая с меховой опушкой). З. и. хранится в Краковском музее; копия в натуральную величину — в Историческом музее в Москве. Четыре грани идола символизируют 4 времени года. Женщина с кольцом –весна, с рогом изобилия –лето, мужчина с копьем и саблей – осень, фигура без атрибутов –зима.
Макошь - богиня плодородия. Прослеживается связь с образом Матери Сырой Земли.
Лада (Ладо) – богиня юности, любви, красоты, покровительница семьи и браков. Известна всем славянским народам.
Леля (Лель) – дочь Лады, олицетворение весны.
КУПАЛО — плодотворящее божество лета, летнее Солнце. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. Купала – бог земных плодов. Считалось, что в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник. Кто сорвет цветок папоротника познает секреты колдовства.
КОЛЯДА — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»
Ярило, - символизировал отмирание старого зерна, брошенного весной в землю ивызревание новых зерен в колосьях.