Делить только его тяготы, -- все они смотрят на своих любовников как на
Средство, для удовлетворения своего тщеславия. Самих себя -- вот кого они
любят в нас! А разве в человеке бедном, в гордом художнике, наделенном
Способностью творить, нет оскорбительного эгоизма? Вокруг него какой-то
Вихрь мыслей, в который вовлекается все, даже его любовница. Может ли
Женщина, избалованная поклонением, поверить в любовь такого человека? Такому
Любовнику некогда предаваться на диванах нежному кривлянию, на которое так
Падки женщины и в котором преуспевают мужчины лживые и бесчувственные. Ему
Не хватает времени на работу, -- так станет ли он его тратить на сюсюканье и
Прихорашивание? Я был готов отдать свою жизнь целиком, но не способен был
Разменивать ее на мелочи. Словом, угодничество биржевого маклера,
Исполняющего поручения какой-нибудь томной жеманницы, ненавистно художнику.
Человеку бедному и великому недостаточно половинчатой любви, -- он требует
Полного самопожертвования. У мелких созданий, которые всю жизнь проводят в
Том, что примеряют кашемировые шали и становятся вешалками для модных
Товаров, не встретить готовности к самопожертвованию, они требуют его от
Других, -- в любви они жаждут властвовать, а не покорствовать. Истинная
Супруга, супруга по призванию, покорно следует за тем, в ком полагает она
Свою жизнь, силу, славу, счастье. Людям одаренным нужна восточная женщина,
Единственная цель которой -- предупреждать желания мужа, ибо все несчастье
Одаренных людей состоит в разрыве между их стремлениями и возможностью их
Осуществлять. Я же, считая себя гениальным человеком, любил именно щеголих.
Вынашивая идеи, столь противоположные общепринятым; собираясь без лестницы
Взять приступом небо; обладая сокровищами, не имевшими хождения; вооруженный
Знаниями, которые, отягощая мою память, еще не успели прийти в систему, еще
Не были мною глубоко усвоены; без родных, без друзей, один среди ужаснейшей
Из пустынь -- пустыни мощеной, пустыни одушевленной, мыслящей, живой, где
Вам все враждебно или, больше того, где все безучастно, -- я принял
Естественное, хотя и безумное решение; в нем заключалось нечто невозможное,
Но это и придавало мне бодрости. Я точно сам с собой держал пари, в котором
сам же я был и игроком и закладом. Вот мой план. Тысячи ста франков должно
Было мне хватить на три года жизни, и этот именно срок я назначил себе для
Выпуска в свет сочинения, которое привлекло бы ко мне внимание публики, дало
Бы мне возможность разбогатеть или составить себе имя. Меня радовала мысль,
Что я, точно фиваидский отшельник, буду питаться хлебом и молоком, средь
Шумного Парижа погружусь в уединенный мир книг и идей, в сферу труда и
Молчания, где, как куколка бабочки, я построю себе гробницу, чтобы
Возродиться в блеске и славе. Чтобы жить, я готов был рискнуть самой жизнью.
Решив ограничить себя лишь самым насущным, лишь строго необходимым, я нашел,
Что трехсот шестидесяти пяти франков в год мне будет достаточно для
Существования. И в самом деле, этой скудной суммы мне хватало на жизнь,
Покуда я придерживался своего поистине монастырского устава.
-- Это невозможно! -- вскричал Эмиль.
-- Я прожил так почти три года, -- с некоторой гордостью ответил
Рафаэль. -- Давай сочтем! На три су -- хлеба, на два -- молока, на три --
Колбасы; с голоду не умрешь, а дух находится в состоянии особой ясности.
Можешь мне поверить, я на себе испытал чудесное действие, какое пост
Производит на воображение. Комната стоила мне три су в день, за ночь я
Сжигал на три су масла, уборку делал сам, рубашки носил фланелевые, чтобы на
Прачку тратить не больше двух су в день. Комнату отапливал я каменным углем,
Стоимость которого, если разделить ее на число дней в году, никогда не
Превышала двух су. Платья, белья, обуви мне должно было хватить на три года,
-- я решил прилично одеваться, только если надо было идти на публичные
Лекции или же в библиотеку. Все это в общей сложности составляло
Восемнадцать су, -- два су мне оставалось на непредвиденные расходы. Я не
Припомню, чтобы за этот долгий период работы я хоть раз прошел по мосту
Искусств[*] или же купил у водовоза воды: я ходил за ней по
Утрам к фонтану на площади Сен-Мишель, на углу улицы де-Грэ. О, я гордо
переносил свою бедность! Кто предугадывает свое прекрасное будущее, тот
Ведет нищенскую жизнь так же, как невинно осужденный идет на казнь, -- ему
Не стыдно. Возможность болезни я предусматривать не хотел. Подобно Акилине,
Я думал о больнице спокойно. Ни минуты не сомневался я в своем здоровье.
Впрочем, бедняк имеет право слечь только тогда, когда он умирает. Я коротко
Стриг себе волосы до тех пор, пока ангел любви или доброты... Но не стану
Раньше времени говорить о событиях, до которых мы скоро дойдем. Заметь
Только, милый мой друг, что, не имея возлюбленной, я жил великой мыслью,
Мечтою, ложью, в которую все мы вначале более или менее верим. Теперь я
смеюсь над самим собою, над тем моим "я", быть может, святым и прекрасным,
Которое не существует более. Общество, свет, наши нравы и обычаи,
Наблюдаемые вблизи, показали мне всю опасность моих невинных верований, всю