Музыкально-исполнительская деятельность

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06 октября 2009

2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

3. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч.1 – М.: «Просвещение», 2012. – (Стандарты нового поколения)

4. Т.И.Бакланова (Программа курса «Музыка») Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний» - М.; АСТ: Астрель, 2012.

Рабочая программа по музыке соответствует учебному плану школы в 1, 2, 3, 4 классах.

Общая характеристика учебного предмета

Главная цельпрограммы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонен­тов общей культуры личности. Достижение данной цели предусматривает:

· формирование и развитие культуры музыкального вос­приятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоцио­нальных реакций на музыку, развитие интереса к слу­шанию народной музыки, шедевров классического ис­кусства и лучших образцов современной музыки, воспи­тание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений;

· формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ан­самблевого и сольного пения, а также элементарного му­зицирования, выявление и развитие музыкальных спо­собностей;

· формирование и развитие музыкально-творческой куль­туры личности, неразрывно связанной с образным ассо­циативным мышлением и воображением, проявляющей­ся в самостоятельности и творческом подходе к раз­личным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певчес­ким, музыкально-инструментальным, музыкально-тан­цевальным, музыкально-драматическим и др.) импрови­зациям, к разработке музыкально-творческих проектов; формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познава­тельных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и ана­лиза информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев,СМИ, мультимедиа, Интернета;

· формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов сня­тия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтичес­ких упражнений (например, развитие певческого дыха­ния с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, разви­тие музыкального восприятия и творческого вообра­жения с использованием методов музыкальной терапии).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение предмета в начальной школе выделяется 135ч, из них:

в 1 классе 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели),

во 2-4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в про­цессе музыкального образования является выявление и раз­витие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, твор­ческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные.

Более широким, чем музыкальные способности, качест­вом личности являются творческие способности, необходи­мые для любой созидательной, креативной деятельности че­ловека, для принятия им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получения новых, общественно значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно-нравствен­ные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Ро­дине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности.

Результаты изучения учебного предмета «Музыка»

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

• положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:

• мотивации и познавательного интереса к музыке и музы­кальной деятельности;

• осознания своей принадлежности народу, чувства ува­жения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• внимательного отношения к музыке как живому, образ­ному искусству;

• эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, вы­сота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкаль­ных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• связывать художественно-образное содержание музы­кальных произведений с конкретными явлениями окру­жающего мира;

• владеть первоначальными певческими навыками, ис­полнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

• выразительно двигаться под музыку, выражая её на­строение.

Учащиеся получат возможность научиться:

· узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной час­ти программы

· использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инстру­ментах;

· исполнять доступные в музыкальном и сценическом от­ношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

· выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

· воспроизводить по нотам, условным знакам ритмичес­кие рисунки, короткие мелодии; выполнять упражнения арт-терапии;

· выполнять творческие музыкально-композиционные за­дания;

· пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и дру­гими современными средствами записи и воспроизведе­ния музыки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· выполнять музыкально-творческие задания по инструк­ции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу;

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· оценивать музыкальные образы людей и сказочных пер­сонажей;

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать цель выполняемых действий;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные сред­ства;

· использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

· участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и ми­норный лад; виды музыкального искусства;

· сопоставлять художественно-образное содержание му­зыкальных произведений с конкретными явлениями ок­ружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные мате­риалы учебника;

· читать нотные знаки;

· сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

· характеризовать персонажей музыкальных произведений;

· группировать музыкальные произведения по видам ис­кусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· рассказывать о содержании прослушанных музыкаль­ных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· выслушивать друг друга, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать эмоционально-ценностное отношение к про­слушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

· высказывать собственное оценочное суждение о музы­кальных образах людей и сказочных персонажей;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Тематический план

Класс

Тема Количество часов
1. Волшебное царство звуков
2. Сказочная страна
3. На родных просторах
4. Остров музыкальных сокровищ

Урок-театрализация. Где музыка берёт начало?

Урок-театрализация. Высоко в го­рах.

Урок-театрализация. Во владениях Его Величест­ва Ритма.

Урок-театрализация. Во дворце ко­ролевы Мелодии.

Урок-театрализация. В школе Скрипичного ключа.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Класс (33 часа)

Основы музыкальных знаний.Звуки окружающего ми­ра. Стаккато. Легато. Пиано. Высота звука. Регистр. Дли­тельность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Ритм. Ритмический рисунок. Темп. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и другие нот­ные знаки. Музыка и изобразительное искусство. Мажор­ный лад. Минорный лад. Музыка и театр. Детские и взрос­лые певческие голоса. Балет. Классическая музыка. Россия в песнях. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев. Припев. На­родные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь и др. Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Духовой оркестр. Старинные музыкальные инст­рументы и устройства. «Механическая» и «живая» музыка.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Пение: «Где музыка берёт начало?» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина), «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой), «Неприятность эту мы переживём» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хаита), «Громкая песенка» (муз. Г. Струве, ел. В. Викто­рова), «Тихая песенка» (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова), «Алёнушка» (муз. Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой), «Музыкальное эхо» (муз. и ел. М. Андреевой), «Лесная про­гулка» (муз. В. Титаренко, сл. В. Викторова), «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой), «Барабанщик» (муз. и сл. Ю. Литова), «Часы» (муз. П. Ступелла, ел. П. Авчарского), «Песенка о гамме» (муз. Г. Струве, ел. Н. Со­ловьёвой), «Ковёр-самолёт» (муз. Г. Гладкова, ел. Ю. Ки­ма), «Песенка весёлых козлят» из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, песни из мультфильмов (по вы­бору), «Пёстрый колпачок» (муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьё­вой), «Ёлочка» (муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой), «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой), «Снежинки» (муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова), «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой), «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца), «Край, в котором ты живёшь» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина), «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита), «Дружат дети всей Земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, ел. В. Викторова), «Бравые солдаты» (муз. А. Фи­липпенко, сл. Т. Волгиной), «Ты на свете лучше всех» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского), «Синяя вода» (муз.В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Песенка Львёнка и Черепахи» (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова), «О картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера), песни народов мира.

Русские народные песни: «На зелёном лугу», «Как под горкой», «Куда летишь, кукушечка?», «Как пошли наши подружки», колядка «Добрый тебе вечер», «У кота-воркота» (колыбельная), «Сорока-сорока» (прибаутка), «Ладуш­ки» (потешка), «Дождик», «Жаворонушки» (заклички), «Бояре» (игровая), «Во поле берёза стояла», «Ах, вы сени», «А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица», «Славны были наши деды», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Во саду ли, в огороде», «Василёк».

Упражнения нараспевание. Элементарное музицирование.

Слушание музыки.Песни: «Где музыка берёт начало?» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина), «Музыка» (муз. Г. Стру­ве, сл. И. Исаковой), «Частушки бабок-ёжек» (муз. М. Ду­наевского, сл. Ю. Энтина), «Песня Лешего» (муз. Г. Гладко­ва, сл. В. Лугового), песни о России и песни народов России в исполнении детских коллективов, масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов, «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина), русская народная купальская песня «На святого Ивана».

Пьесы: «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Печальная история», «Грустный дож­дик», «Резвушка», «Плакса», «В сказочном лесу» Д.Б. Ка­балевского, «Весело — грустно» Л.ван Бетховена, «Осен­няя песня», «Декабрь», «Святки», «Февраль. Масленица», «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чай­ковского, «Кукушка» Л. Дакена, «Пение птиц» Э. Денисова, «Старый замок», «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота в Киеве» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргско­го, «Мелодия» П.И. Чайковского, «Нянины сказки», «Ба­ба-яга», «В церкви», «Русская песня», «Мужик на гармони­ке играет», «Мама», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитан­ская песенка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковско­го, «Сказочка» С.С. Прокофьева, «В пещере горного коро­ля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара, «Музыкальная табакерка» А.К. Лядова.

Оперы: : «Третья песня Леля», арии Снегурочки и Деда Мороза, сцена проводов Масленицы из оперы «Снегурочка», «Садко» (вступление), «Сказка о царе Салтане» («Полёт шмеля», «Три чуда») Н.А. Римского-Корсакова, «Волк и се­меро козлят» М. Коваля, «Волшебная флейта» В.А. Моцарта.

Музыкальные сказки, фантазии: «Курочка Ряба» М. Магиденко, «Колобок» В. Герчик, «Баба-яга» А.С. Даргомыж­ского.

Симфонические картины, сюиты: «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора» А.К. Лядова, «Шехерезада» — «Море и корабль Синдбада» Н.А. Римского-Корсако­ва, «Море» К. Дебюсси.

Балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» (тема феи Сирени) П.И. Чайковского.

Марши: «Прощание славянки» В.И. Агапкина.

Арт-терапевтическая деятельность.Слушание звуков природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжа­ния пчёл, грозы, гор, леса.

Упражнения: «Музыкальное знакомство», «Голоса при­роды», «Аромат цветов», «Цветок», «Кузнечики, стрекозы, бабочки», «Ветер», «Дождик», «Звуковые волны», «Разно­цветные рыбки»

Музыкально-изобразительная деятельность.Рисунки на темы: «Где музыка берёт начало?», «Музыка осени», «Сказочные герои» или «Сказочная красавица», «Волшеб­ное озеро» и др. Иллюстрирование песен. Цветовые компо­зиции: «Цветы танцуют», «Весело-грустно».

Музыкально-пластическая деятельность.Пластичес­кие импровизации под музыку. Марш под музыку. Пляска под музыку. Карнавальное шествие сказочных персона­жей. Игра-импровизация «Ожившие картинки» под музыку.

Основы музыкальной композиции.Импровизированное чтение нараспев. Сочинение песенки, ритмических компо­зиций, мелодии к нескольким стихотворным строчкам, ко­лыбельной, закличек.

Подготовка к проектной деятельности.Просмотр видео­записи или посещение цветомузыкального представления. Знакомство со старинной цветомузыкальной установкой в музее А.Н. Скрябина в Москве. Подготовка костюмов раз­ных жителей Волшебного царства звуков. Составление воп­росов для викторины «Звуки и цвета окружающего мира». Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», распре­деление ролей для инсценировки.

Наши рекомендации