Первобытный синкретизм и его преодоление в дальнейшем развитии культуры. Синкретичность мифа как праоснова, почва и арсенал системности культуры

Мифологическое сознание, характерное для человека первобытного сообщества отличалось синкретизмом. Основные виды деятельности носили доминирующий сакрально-ритуальный характер. Социальность на этом этапе отличалась такими чертами, как коллективизм и относительное равенство членов сообщества.

Появлениесинкретичного мифологического мышления говорило о том, что у людей возникла необходимость в возникновении коллективного разума и целостной картины мира. Миф становится силой, сплачивающей людей воедино.

Творение мифов явилось актом введения Порядка в познаваемый мир для защиты от давления Великого Неизвестного Хаоса. Ницше сравнивал миф с музыкой, а Леви-Стросс считал, что это нечто среднее между музыкой и связной речью, лежащее за пределами сознательного восприятия, Юнг говорил о том, что миф — это проявление коллективного бессознательного через архетипы.

Миф— это образная, метафорически-целостная модель мира, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры.

Миф — это синкретичныйобраз, воспринимаемый как реальность. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального.

Б.Малиновский писал, что «Функция мифа состоит не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы подтверждать, не удовлетворять любопытство, но придавать уверенность в силе, не плести байки, а связывать между собой смыслы различных верований, относя их к непрерывно текущему потоку событий» (Малиновский с. 207). Но в мифе происходит накопление первичного знания о мире, вырабатывается пред-модель мировой картины.

Мифологическая картина мира предполагает осознание макрокосмоса (неба, земли, воды, ветра…) как элементов микрокосмоса — тела первородного существа (Осириса, Пуруши и др.) -- «перешеек», «рукав реки», «горный хребет», «бровка канавы» и др.

Миф не знает категории времени и рассматривает жизнь не как последовательность событий, а как вечное их повторение.

Миф есть синкретичное единство художественного, научно-познавательного, активно преобразующего и религиозного начал. Художественное начало проявлялось в его образно-символическом единстве. Научно-познавательное — в способности объяснять и выдвигать гипотезы о том, что неизвестно достоверно. Активно преобразующее -- в возможности и стремлении сформировать то достраиваемое и неизвестное подлинно как желаемую модель, цель, идеал и совершенство. Религиозное начало проявлялось в том, что все то, что привносилось человеком должно было признаваться на веру и требовало уважения и поклонения.

Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа — полубоги и первопредки племени, они же — культурные герои. Они создают землю, солнце и луну, начинают двигать время, побеждают на земле фантастических чудовищ и делают землю пригодной для жизни. Они учат людей ремеслам и искусству, задают должный порядок всему. Это доказывает то, что миф — это модель поведения, регулятор действия. На основе мифа устанавливаются первые запреты — табу.

Интересно, что слова клятва и присяга связаны со словами клонить и сягать, ставшими архаизмами и обозначавших прикосновение. Жест прикосновения, встречаемый и сегодня (присяга у воинов — целование знамени или оружия и т.д.) лежит в основе магического действия и явно предшествует слову.

Таким образом, именно действие предстает как самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. Информация, запечатленная и сберегаемая в системе действий, содержала в себе ту или иную картину мира и некоторую модель поведения людей в особо значимых ситуациях. По мере забывания магических мотивов и сакральных смыслов ритуальные действия превращаются в обычаи. Однако миф, слово и обряд забывались не одинаково: раньше — мифопоэтические представления, потом — обрядовые действия и дольше всех сохраняется слово. Хотя миф и ритуал в филогенезе предшествуют языку, но язык выступает как более долговечная форма ранних видов общественного сознания.

Миф есть проявление, прежде всего, коллективного, а не индивидуального. Его творцом является не отдельный человек, а сообщество людей.

Миф обладает и эстетичностью. Он может быть высоким, гуманным, а может быть и низменным. Первый воспевает мощь и силу человека, его способность преодолевать враждебные силы, второй устрашает человека, показывая ему его слабость.

Мифология— система мифологических сюжетов, объединенных целостностью мировосприятия и иллюстрирующих те или иные положения мировоззренческой идеи.

Если мифология — это коллективная «предрелигия» древности, то фольклор — это искусство бесписьменного народа, в такой же мере коллективно-безавторское, как язык.

Фольклор — это исторически первое художественное коллективное творчество народа.

Фольклор в культурной динамике становится первой формой секуляризации. Динамика мифа в фольклор представлена несколькими направлениями:

· От мифа — к героическому эпосу: герои эпоса уже реальные люди, время описанных событий исторично, место конкретно, форма рассказа не священное знание, а простой рассказ о чем-то героическом и важном, но не священном;

· От мифа — к сказке: изменение не столько содержания, сколько отношения людей к этому содержанию и социального назначения, функцией этого текста. Становясь сказкой, миф утрачивает связь с ритуалом и магией, теряет эзотеричность, т.е. священность и таинственность. Сказки можно рассказывать без соответствующей ситуации. Именно на поздних этапах перерождения мифа в сказку содержание получает комический компонент. Некоторые сказочные персонажи проявляют в себе черты древних верований -- Баба Яга – это мать и хозяйка лесных зверей, имеющая над ними неограниченную власть. Ее древнейший облик – звериный (козел, медведь, утка или сорока). Костная нога, как и курьи ножки в ее избушке – остатки этого звериного облика. Более поздний вариант – Леший, возникший в период патриархата.

· От мифа к заговору и колдовству: в заговоре слово приобретает магическую силу. Именно на основе заговоров формируются и развиваются разнообразные жанры фидеистического слова — проклятие, оберег, благословение, клятва, анафема, считалка; из этих фольклорных форм позднее возникнет молитва («славословия» (Аллилуиа — древнееврейское «Восхваляйте Бога!», Осанна — греч. Спаси же! И др.). Особое место в иудаизме и христианстве займет трактовка слова — слово не только обозначение, но и часть обозначаемого. С этим связан запрет произносить имя Бога в иудаизме, отождествление Слова с Христом, боязнь перевода Писания в православии, повышенное внимание к орфоэпии, орфографии и каллиграфии в восточных традициях и т.д.

· От мифа к загадке: древнейшие загадки входили в магию и ритуал. В ведической традиции этот ритуал, включавший диалог в виде обмена загадками, совершали жрецы в предновогоднюю ночь. Неделя самых длинных ночей в году переживалась как критическая точка годового цикла, когда жизненные силы мироздания как бы истончаются, Хаос побеждает Космос. Вопросно-ответное развертывание космогонии засвидетельствовано не только в древнеиндийской культуре, но и в ирландской, исландской, некоторых африканских, удмуртской и др. культурах. Суть загадки — удивить, неожиданно раскрыть то, что казалось привычным и знакомым. В ее основе — способность человека видеть сходное в разных предметах, упражняли в аналогии. С течением времени загадки теряют сакральность, но сохраняют познавательность. Такая же система вопроса — ответа использовалась в дальнейшем в духовных стихах, катехизисе.

Миф сегодня — это кладовая сюжетов современной литературы. (Вс.Иванов рассказ «Сизиф, сын Эола», А.Камю «Миф о Сизифе», Прометей — герой литературных произведений Эсхила, Гете, Маркса, Горького, Ницше, А.Жида, A Кафки и т.д.). Современность создает свои мифы (НТП, НТР, коммунистический рай).

Миф – это подлинная сердцевина любой культуры, в том числе и современной.

Наши рекомендации