Вольная птица» ассоциаций

(поэзия И. Жданова)

Пройдя по различным ступеням сложности текстового анализа, хотелось бы обратиться и к поэзии 1980-1990-х гг.

Творчество И. Жданова, на наш взгляд, талантливо отражает тенденции современного художественного развития, движения русского поэтического слова по пути его усложнения и обретения все новой смысловой наполненности.

Когда умирает птица,

В ней плачет усталая пуля,

Которая так хотела

Всего лишь летать, как птица.

О чем это четверостишие, которое представляет собой законченное стихотворение? Возможности интерпретации здесь, кажется, безграничны, и учащиеся 11 класса наверняка предложат вам множество вариантов. В любом случае речь идет не о конкретных «пуле» и «птице», а о столкновении живого и неживого, жизни и смерти, может быть, и о несбыточности человеческих желаний, о вечном конфликте добра и зла и их вечной диалектической нерасторжимости. Это стихотворение - яркий пример многозначности современной поэзии, возможности наполнить авторский образ максимально широким - для каждого своим - содержанием.

Вот еще одно, более «традиционное» стихотворение И. Жданова:

Мелкий дождь идет на нет,

окна смотрят сонно.

Вот и выключили свет

в красной ветке клена.

И внутри ее темно

и, наверно, сыро,

и глядит она в окно,

словно в полость мира.

И глядит она туда,

век не поднимая, -

в отблеск Страшного суда,

в отголосок рая.

В доме шумно и тепло,

жизнь течет простая.

Но трещит по швам стекло,

в ночь перерастая.

Это музыка в бреду

растеряла звуки.

Но кому нести беду,

простирая руки?

И кому искать ответ

и шептать при громе?

Вот и все. Погашен свет.

Стало тихо в доме.

(80-е гг.)

Это стихотворение интересно для нас тем, что здесь также в качестве ключевого образа выступает «ветка», и сопоставление с «Девочкой» Б. Пастернака позволит проследить не только разницу индивидуальных поэтических подходов к одному и тому же образу, но и движение образа во времени, а точнее - движение самого времени.

При желании не слишком трудно восстановить «сюжет» стихотворения Жданова: клен растет возле дома, его ветка «заглядывает» в освещенное окно, затем свет в доме гаснет. «Вот и все», - как бы подводит итог сам автор.

Однако текст опять-таки дает множество возможностей для «додумывания», интерпретации, «расшифровки». Прежде всего здесь легко вычленяются два образных центра: «ветка» и «дом».

Попробуем «вглядеться» в «ветку», и мы догадаемся, что «красная» она - потому что на дворе осень («мелкий дождь идет на нет»), и все стихотворение, таким образом, с самого начала окрашивается в печальные осенние тона. Сама ветка - тоже напоминает чей-то неуютный дом, в котором «темно и, наверно, сыро», - отрицательные ассоциации, связанные с веткой, расширяются, усиливаются, все больше соотносятся с человеческой жизнью.

Казалось бы, «дом»эмоционально противостоит «ветке»: «в доме шумно и тепло, жизнь течет простая», это теплая (ассоциативно - «медвежья») «полость мира», и поэтический конфликт поначалу воспринимается как традиционное противопоставление «дома» - и всего, что вне его (обычно в русской литературе вторая часть этой образной «пары» - «дорога»). Однако если проанализировать образ «дома» у Жданова, то окажется, что в нем не только «отголосок рая», но и - одновременно! - «отблеск Страшного суда». И бытовое действие «погашен свет» в этом контексте воспринимается как символическое: жизнь ушла, «стало тихо в доме».

На этом эмоциональном фоне все более трагическим становится образ «ветки» - он уже воспринимается как образ человека, одинокого и беспомощного, обитающего в темном, страшном мире. Нагнетание выразительных тропов: оксюморона «шептать … при громе», олицетворения «но кому нести беду, простирая руки», наконец, страшной в своей беспощадности метафоры «это музыка в бреду растеряла звуки» (если уж музыка лишается своей сути - звуков, то это и вправду конец света!) - все это максимально усиливает трагический пафос стихотворения.

Интересно, что и у Жданова появляется знакомый нам образ: «стекло» окна, разделяющее мир на две части. Здесь это не зеркало, оно ничего не отражает, сквозь него видна жизнь внутри дома. Более того, здесь оно «трещит по швам», бьется и, казалось бы, два мира могут слиться воедино. Они и сливаются, - но «в ночь перерастая»! Анализируя стихотворение, мы понимаем, что противостоят друг другу здесь не «дом» и «ветка», а «свет» и «тьма». «Свет» - «погашен», борьба между светом и тьмой заканчивается победой «ночи». Мироощущение поэта конца 20 века окрашивает его художественный мир в темные, трагические тона - еще более пессимистичные, чем в творчестве его предшественников.

Заключение

Итак, мы прошли длинный и, может быть, для кого-то нелегкий путь по ступеням поэтического анализа. Очень хочется надеяться, что наш скромный труд хоть в малой степени поможет учителям решить наболевшую проблему обучения анализу и приобщения юного поколения к чуду русской поэзии.

Автор будет благодарна тем учителям, кто, приняв предложенные подходы, сделает следующие шаги в разработке алгоритма анализа поэтического текста и технологий его применения, поможет усовершенствовать алгоритм, а также поделится с нами результатами своей педагогической деятельности в данной области.

Мы сочли необходимым и возможным завершить пособие тремя приложениями. В первом будут предложены алгоритмы разных текстовых анализов, практикуемых в школе. Во втором - примерная программа факультативного (для профильных классов - специального) курса «Анализ поэтического текста», который может быть предложен учащимся 9-11 классов. Материал этой программы закономерно шире того, который нашел отражение в данном пособии. Нашей целью было предложить учителю определенные способы и приемы обучения анализу поэтического текста, программа же факультативного курса для учащихся предполагает более широкий объем анализируемых текстов и иную логику построения.[17] Разумеется, она может быть изменена в соответствии с уровнем класса, личными «пристрастиями» учителя и т.п. Наконец, в третьем представлено несколько ученических работ, которые, как нам кажется, могут послужить не столько образцом, сколько доказательством возможности достаточно качественного анализа поэтического текста в условиях средней школы.

Литература

1. Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. - М., 1994.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.

4. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.

5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998.

6. Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования. - М., 1994.

7. Лотман Ю.М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. - СПб., 1996.

8. Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. - М., 1984.

9. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством //Литература в школе. - 1998. - № 8.

10. Педагогические мастерские по литературе: Кн. 1 и 2. - СПб., 2000.

11. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М., 1968.

Приложение 1

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. Семантический анализ

1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым -

3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

Наши рекомендации