Директор постановочной

ГРУППЫ(лат. director < diriger - направлять),
член постановочной группы, в чьи обязанности
входит организационно-техническая сторона
подготовки праздника, театрализованного пред-
ставления. Руководит административной груп-
пой.

ДИРИЖЕР(< фр. diriger - управлять), 1) ли-
цо, управляющее оркестром, хором, оперным
или балетным представлением, дающее муз.
произведению свою трактовку (интерпретацию).
2) (В театрализованных представлениях) один из
членов постановочной группы, ответственный за
муз. оформление художественной акции.
(Дирижирование; Главный дирижер).

ДИРИЖЕР ГЛА'ВНЫЙ,Главный дирижер.

ДИРИЖИРОВАНИЕ,управление музы-
кально-исполнительским коллективом (оркест-
ром, хором и др.) при разучивании и публичном
исполнении муз. сочинения Осуществляется ди-
рижером (капельмейстером, хормейстером) с

помощью специальных жестов и мимики. В ха-
рактере и стиле Д. отражаются особенности
личности дирижера, понимание им муз. произве-
дения.

ДИССОНА'НС(фр. dissonance < лат. disso-
nans - нестройно звучащий), 1) негармоничное
сочетание муз. звуков (противоположное - кон-
сонанс). 2) (Перен.) то, что вносит разлад во что-
н. (внести Д. в работу, Д выразительных средств
в представлении).

ДОКУМЕ'НТ(лат. dokumentum доказа-
тельство, свидетельство), I) материальный носи-
тель данных (бумага, кино- и фотопленка, маг-
нитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на
нем информацией, предназначенной для ее пере-
дачи во времени и пространстве. Д. могут содер-
жать тексты, изображения, звуки и т. д. 2) (В
драматургии и режиссуре театрализованных
форм) источник, исходный материал для худо-
жественно-образного осмысления событий, соз-
дания на его основе художественного произведе-
ния - номера. Виды документалистики: офици-
альные Д -указы, приказы, распоряжения и т. п.;
эпистолярные Д. - дневники, личные письма и т.
п.; кино- и фото Д; непосредственное выступ-
ление какой-л. интересной личности. Основные
принципы отбора Д: соответствие материала
теме, свежесть, новизна материала, незатруд-
ненность для восприятия аудиторией.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ,дей-
ствие, основанное на документальном материале
и организованное по законам драматургии, об-
разно раскрывающее определенный авторский и
режиссерский замысел.

ДОКУМЕНТАРНЫЙ О'БРАЗ, жизненный
факт, выраженный художественными сред-
ствами.

ДОКУМЕНТА'ЦИЯ РЕЖИССЕРСКАЯ,
Режиссерская документация,

ДРА'МА(гр. drama,- букв, действие), род ли-
тературный, принадлежащий одновременно двум
иск-вам: театру и лит-ре; его специфику состав-
ляют сюжет, конфликт и деление действия на
сценические эпизоды, сплошная цепь высказы-
ваний персонажей, отсутствие повествователь-
ного начала. Драматические конфликты вопло-
щаются в поведении и поступках героев, и преж-
де всего в диалогах и монологах. Текст Д. рас-
считан на зрелищную выразительность (мимика,
жест, движение) и на звучание; он согласуется
также с возможностями сценического времени,
пространства и театральной техники (с построе-
нием мизансцен). Литературная Д., реализуемая
актером и режиссером, должна обладать сце-
ничностью. Ведущие жанры Д.: трагедия,
комедия, драма (как жанр в узком смысле слова),
трагикомедия, мелодрама, фарс. (Драматизм,
Драматургия).

ДРАМАТИ'ЗМ,I) напряженность действия,
свойственная драме. 2) Крайняя напряженность,
трудность положения, обстоятельств.



ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ХОД,способ по-
дачи и объединения в единое целое докумен-
тально-художественного материала под углом
определенной темы. Основные признаки Д. х. -
ед-во действия, наличие двух противоположных
начал, (ср. Сценарный ход) (Драма, Драматурги-
ческий метод. Драматургический прием).

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД,способ
обработки жизненного (впечатлений, наблюде-
ний) или документального материала автором в
различные формы и жанры театрального иск-ва
(театрализованного представления), (ср. с Инс-
ценировкой).

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕ'М,способ
реализации драматургического хода. В основу Д
п. могут быть положены формы производст-
венной, общественной, досуговой, учебной,
творческой деятельности.

ДРАМАТУРГИЯ(rp. dramaturgia), I) сово-
купность драматических произведений какой-л.
писателя, народа, эпохи. 2) Теория, иск-во по-
строения драматического произведения. 3)
Принцип воплощения отдельного произведения:
«Д спектакля», «Д. фильма», «Д, массового
праздника». 4) (В широком смысле) продуманная,
специально выстроенная и организованная
структура, композиция какого-л. материала (напр.,
доклада, записей на магнитной ленте и т. п.) или
мероприятия (вечера, собрания, праздника и т. п.).
Отсюда сложившиеся понятия в самых различных
сферах творческой жизни: «Д. урока» (в
педагогике), «Д. события», «звуковая Д.» (на
телевидении и радиовещании), «Д. клубного
мероприятия» (в культурно-просветительной
работе). 5) (В узком смысле) Д означает какое-л.
литературно-драматическое произведение (пьесу,
киносценарий, телевизионный сценарий,

либретто и проч.), требующее своего воплощения
средствами того или иного вида иск-ва. В этом
смысле различают театральную Д, муз. Д,
эстрадную Д, цирковую Д, телевизионную Д, а
также кино- Д. и радио- Д. (Драматургический
ход. Драматургический прием, Драматургия
факта, Драматургия спектакля, Драматическая
коллизия).

ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО

ПРАЗДНИКА (ДЕ'ЙСТВИЯ).драматическое
произведение, в к-ром заложены принципы и
условия реального общения людей (организато-
ров и исполнителей со зрителями и активными
участниками праздника), а также выразительные
средства, раскрывающие смысл и призванные
создать духовную атмосферу праздничного
жизненного события. В Д. м. п. (в отличие от
пьесы) нет подробно разработанных взаимоот-
ношений, углубленного развития образов. Д. м. п.
ближе к сценарию фильма, но и они существенно
различны. Д. м. п. и режиссера должны учитывать
не только тему, идею, сверхзадачу
театрализованного представления, но и место его
действия, масштаб, выразительные средства,
творческие возможности исполните

лей. В празднике иные выразительные
средства, иное воздействие на зрителя. Такие
компоненты, как песня, танец, живокартинная
композиция заменяют в массовом представлении
психологическое обоснование поведения героев.
Свойственная этому жанру эмоциональность
предполагает мгновенное переключение
внимания зрителей с одного объекта на др. без
детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, Д. м. п. должна строиться так,
чтобы во внешней форме подачи материала
найти внутр. образ, соответствующий его идее,
ритму дыхания. (Законы праздничного действия).
ДРАМАТУРГИЯ ФА'КТА,жизненная кол-
лизия, заключенная в документальном факте,
событии, явлении, к-рая определяет драматурги-
ческое построение театрализованного действия
или его отдельного эпизода.

ДУХ, 1) сознание, мышление, психические
способности, то, что побуждает к действиям, к
деятельности, начало, определяющее поведение,
действия (напр., Д противоречия). 2) Внутр. мо-
ральная сила (высокий Д.). 3) В религиозно-
мистических представлениях: бесплотное сверх-
естественное существо (напр., святой Д., злой Д.).
4) (Перен.) содержание, истинный смысл,
отличительная особенность чего-н. (напр., в Д.
времени).

ДУХО'ВНОСТЬ, труд души
ДУША',1) внутр., психический мир чел-ка,
его сознание. 2) То или иное свойство характера,
а также чел-к с теми или иными свойствами. 3)
(Перен,) вдохновитель чего-н., главное лицо.

ДЫМ, одно из самых сильных нетрадицион-
ных выразительных средств массового театра-
лизованного представления Его получают при
сжигании дымовых шашек. С помощью цветных
Д. отмечается траектория падения парашютистов,
делают занавесы. На белый дым можно
демонстрировать кинопроекцию и т. д. (Сцениче-
ские эффекты).

I

"Е'СЛИ БЫ"(магическое "если бы" - тер-
мин введенный К. С. Станиславским), союз, вы-
ражающий условие совершения, существования
чего-л.. Является рычагом, переводящим артиста
и зрителей из повседневной действительности в
плоскость воображения, дает толчок фантазии,
предоставляя свободу действия в воображаемом
мире, включает артиста и зрителя в предлагаемые
условия игры.

Наши рекомендации