Тип урока: урок формирования новых знаний
Вопросы к зачёту по теории и методике преподавания изобразительного искусства для 3-его курса ЗФО.
1. Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?
2. Структура урока комбинированного типа. Виды уроков.
3. Что такое цель урока. Назовите её компоненты. В чём заключается связь цели с содержанием урок?
4. Основные стадии работы над рисунком.
5. Особенности анализа продуктов детского творчества.
6. Методы работы с произведениями искусства.
7. Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение.
8. Что входит в содержание духовной культуры?
9. В чём актуальность воспитания духовной культуры учащихся?
10. Что включает в себя структура духовной культуры?
11. Назовите духовные ценности, культивируемые на уроках изобразительного искусства.
12. Назовите основные нормативные документы, регламентирующие работу преподавателя изобразительного искусства.
13. Основные этапы становления и развития художественно-педагогического образования Беларуси.
14. Основные средства воспитания духовной культуры учащихся.
15. С чем связан выбор методов обучения и воспитания учащихся?
16. Психолого-педагогические основания обучения и воспитания учащихся.
17. Назовите цели
- эстетического ---
- художественного ---
- нравственного ---
- экологического ---
- этнического ---
- патриотического ---
- идеологического ---
воспитания учащихся
18. Основные темы уроков по восприятию искусства.
19. Особенности уроков рисования с натуры.
20. Особенности уроков рисования на темы.
21. Особенности уроков декоративно-прикладной деятельности.
22. Особенности уроков по лепке.
23. Особенности уроков по восприятию эстетического в действительности и восприятию искусства.
Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?
Методика – совокупность эффективных приёмов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.
Методика может быть – общей, в ней рассматриваются способы и приёмы обучения, присущие всем предметам.
Методика может быть – частной, здесь имеют в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.
Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположение учебного материала, учебный план, программы, принципы обучения, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом.
Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания.
Структура урока комбинированного типа. Виды уроков.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Комбинированные уроки:
На них решаются несколько дидактических задач
Типы и формы интегрированных уроков:
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
- урок-лекция;
- урок-путешествие;
- урок-экспедиция;
- урок-исследование;
- урок-инсценировка;
- учебная конференция;
- урок-экскурсия;
- мультимедиа- урок;
- проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи: