Лекция 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Проблемы соотношения культуры и цивилизации
Эта проблема очень многогранна и еще не полностью осмысленна, т.к. это направление социальной культурологи находится еще на стадии становления.
Существуют три аспекта этой проблемы:
1. становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексия;
2. место и роль культуры в цивилизации
3. перспективы развития этого соотношения
Понятие цивилизации стало в последние годы одним из ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии марксизма, но и результатом знакомства с ранее неизвестными работами западных основоположников цивилизации (Тойнби, Шпенглер, Вебер), а так же обретением прав отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики.
Сложность анализа проблемы заключается в том, что и «культура» и «цивилизация» имеют множество значений.
Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых критериев, имеющихся в обществе.
Эта созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Остановимся теперь на понятии «цивилизация». Этот термин широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни – в качестве прилагательного (цивилизованный народ, поведение) и, по сути, является эквивалентом слову культурный.
Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, т.к. это понятие применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, социологии, экономике, антропологии, политологии, искусствознании.
Как отмечал историк и философ науки А.Н.Уайтхед, «границы цивилизации неопределенны, о чем бы не шла речь: о географических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках».
Великий русский ученый Лев Мечников считал, что «основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата и почвы, и рельефа земной поверхности».
Понятие цивилизации является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении и сумму технических приемов; это понятие выражает так же степень совершенства науки, искусства и промышленной техники. Оно показывает данное состояние социального и семейного строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.
В каждой цивилизации есть разные слои культуры, различающиеся в зависимости от своего социального или исторического происхождения, а их комбинации, взаимовлияния и слияния ведут к синтезу новых структур.
История развития этого соотношения
Беглый взгляд на историю развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить следующие этапы.
· Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытного общества (Древние цивилизации – абсолютное единство цивилизованных и культурных признаков общества).
· Античность. Культура и цивилизованное бытие человека еще не разделены. А культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творений.
· Средневековье. Культура и цивилизация в сознании еще не разделились. Сформирована теоцентрическая картина мира, человеческое бытие практикуется как приверженность букве и духу Священного Писания.
· Возрождение. Обозначилось соотношение культуры и цивилизации когда культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества.
· Просвещение. Культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга.
В 19 веке цивилизацию рассматривают как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством, характеризующуюся упорядоченностью общественного строя, и потому более «высокую» качественно.
Понимание культуры, в Новое время, начинает формировать сознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом человеческого бытия.
Типология цивилизаций
В зависимости от содержательного ядра понятий «цивилизация» определяется и их типология:
1. По господствующему типу хозяйственной деятельности:
- Земледельческие
- Индустриальные
- Приморские
- Континентальные
2. По принципу естественно-географической среды, в зависимости от взаимодействия:
- открытые
- закрытые
- интравертные (творческая энергия обращена «вовнутрь»)
- экстравертные (стремящиеся к расширению своих пределов)
3. «Догоняющая» цивилизация (Россия). Этот термин относится к культуре, оказавшей мощное влияние на европейскую, речь идет о политике, экономике, формах государственного устройства и хозяйственной деятельности.
Общеизвестно и выделение временного или религиозного принципа.
4. Возможно разделение на тысячелетние цивилизационные циклы:
- с/х. цивилизация
- индустриальная
- постиндустриальная (конец 20 века)
5. Так же возможно выделение семи мировых цивилизаций:
- неолитическая
- раннерабовладельческая
- античная
- раннефеодальная
- позднефеодольная (прединдустриальная)
- индустриальная
- постиндустриальная
Заметим, что специфика культурного развития осталась «за рамками» такой типологии, или же исполняет роль внешнего фактора.
Все культурное многообразие загоняется на ступени поступательного прогрессивного развития человечества.
И если на земле еще существуют народы, жизнь и культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, то такая культура оценивается как примитивная, а значит и мало ценная.
Сейчас получила распространение концепция о двух типах цивилизованного развития в истории человечества:
- традиционный (восточный)
- техногенный (западно-европейский)
Они различаются системой господствующих в них универсалий культуры, пониманием человека, природы, истины, власти, личности.
Однако эти типы цивилизаций существуют одновременно, и картина современного мира будет целостной, если ее дополнить непрогрессивными формами человеческих сообществ, о которых говорилось выше.