Тема 2. Краткие сведения по акустике
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов
Учебно-методический комплекс
По дисциплине «Ремонт и хранение музыкальных инструментов»
Цикла ФТД.
Специальности 070101 «Инструментальное исполнительство»
Квалификация «Концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель»
Составитель: - В.И. Петухов
профессор, заслуженный работник культуры РФ.
Учебно-методический комплекс обсужден
и утвержден на заседании кафедры
__ ________ 20___ года
Протокол № ___
Тюмень
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………3
Тематический план……………………………………………………..4
Вопросы к зачету……………………………………………………….5
Содержание учебной дисциплины…………………………………….6
Музыкальный словарь…………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………….24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса
Лекционно-практический курс «Ремонт и хранение музыкальных инструментов» даст студентам возможность ближе познакомиться с устройством музыкальных инструментов (баян, аккордеон) и с процессом их ремонта и хранение.
Цель курса - уметь хорошо разбираться в марках баянов и аккордеонов, уметь определять и устранять неисправности, а также осуществлять ремонт узлов и деталей данных инструментов. Задачи - подготовка высокообразованного специалиста владеющего основами ремонта и настройки музыкальных инструментов. В процессе обучения студент должен овладеть знаниями необходимыми для работы с музыкальными инструментами.
Курс рассчитан на два семестра. Прохождение его предусмотрено учебным планом в 7 и 8 семестрах.
Занятия проводятся два часа в неделю под руководством педагога.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во час. | ||
Практ. | Самост. | |
Разновидности гармоник, баянов, аккордеонов | ||
Краткие сведения по акустике | ||
Организация ремонта. Методы выявления дефектов. | ||
Ремонт голосовых планок | ||
Ремонт резонаторов | ||
Неисправности корпуса и грифа | ||
Неисправности клавиатурного механизма мелодии | ||
Неисправности басового механизма | ||
Основные методы настройки | ||
Всего | ||
Общий объем курса: | 150 часов |
Вопросы к зачету
1) Разновидности гармоник, баянов и аккордеонов
2)Основные виды ремонта
3) Организация ремонта
4) Механика, принципы действия баянов и аккордеонов
5)Звуковая часть
6) Неисправности планок с язычками
7)Ремонт голосовых планок
8)Неисправности резонаторов и их ремонт
9)Неисправности корпуса и грифа
10)Ремонт деревянных деталей
11)Клавиатурный механизм мелодии и его ремонт
12)Басовый механизм и его ремонт
13)Механизм переключения регистров и его ремонт
14)Неисправности меха и их ремонт
15)Основные методы настройки
16)Настройка баяна, аккордеона
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Разновидности гармоник, баянов, аккордеонов и их конструктивные особенности
Гармоники, баяны и аккордеоны относятся к одним из наиболее популярных народных инструментов. Широкое распространение они получили благодаря своим большим музыкальным возможностям, простоте и доступности обучения игре на них, портативности.
Музыкальные инструменты, в которых образуется благодаря колебанию упругих металлических язычков, составляют большую группу язычковых, в которую входят гармоники, баяны и аккордеоны, фисгармонии. Ввиду того, что в язычковых инструментах звук образуется с помощью воздуха, способ возбуждения язычков может быть назван пневматическим. Таким образом, гармоники, баяны и аккордеоны характеризуются как язычковые пневматические музыкальные инструменты.
В 1821 г. Берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармошку. В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармошке резервуар – мех, сходный по форме с кузнечными мехами. В 1829 г. Мастер Демианов усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. В начале 40-х годов ХIХ в. подобные гармоники появились в России. Оружейный мастер Сизов сделал первую ручную гармонику Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные. В 1870 г. По инициативе Н. И. Белобородова была изготовлена первая хроматическая гармоника. Мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник: саратовские, касимовские, череповецкие, вятские, ливенские, елецкие, сибирские, смоленские и др.
Библиографический список
1. Фадеев, И. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов / И. Фадеев, И. Кузнецов. – Москва, 1971.
2. Мирек, А. Справочник по гармоникам / А. Мирек. – Москва, 1970.
3. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства / М. И. Имханицкий. – Москва, 2006.
Тема 2. Краткие сведения по акустике
Все, что воспринимается органом слуха, имеет общее название- звук. Звук, как физическое явление, представляет собой колебательное движение какого-нибудь тела – источника звука (струны, мембраны, воздушного столба т. д.), создающего звуковые волны в упругих средах. Область физики, занимающаяся изучением звуковых явлений, называется акустикой. Звуковые колебания обладают физическими свойствами: амплитудой, частотой, продолжительностью и составом колебаний.
Амплитуда колебаний – это наибольшее отклонение колеблющейся точки от среднего положения ( положение равновесия или покоя).
Частота колебаний – число полных колебаний в единицу времени. Продолжительность времени, в течение которого упругое тело совершает одно полное колебание, называется периодом колебаний. Единица измерения частоты носит название герц по имени немецкого физика Г. Герца.
Один герц соответствует одному полному колебанию в секунду. Продолжительность колебаний – время, в течение которого совершаются колебания. Отражение физических свойств колебаний – амплитуды, частоты, продолжительности и состава колебаний – в наших ощущениях воспринимается как качество звука. К ним относятся: высота, громкость, длительность и тембр звука.
В ы с о т а з в у к а зависит от количества звуковых колебаний (частоты). Чем чаще колебания, тем выше звук; чем реже, тем звук ниже.
Г р о м к о с т ь з в у к а зависит от его силы и частоты, а сила – от величины амплитуды колебания.
В музыкальной практике принята шкала громкости из 8 ступеней, начиная от самой слабой до наибольшей, достигаемой в оркестре: ppp до f f f.
Д л и т е л ь н о с т ь звука зависит только от продолжительности колебаний вибратора и совершенно не связана с акустикой и остальными качествами звука.
Под тембром звука понимают окраску или характер звука.
Р е з о н а н с – когда колебания одного тела вызывают колебания другого.