Глава 15. история мировой культуры
Культурология разрабатывает методологию и методику познания культурно-исторических процессов, общие объяснительные теории и концепции исторической динамики культуры в гносеологическом, онтологическом, генетическом, структурном, функциональном, факторном и семиотическом аспектах. Она изучает социально значимые формы существования исторических сообществ в культурной среде, особенности социокультурной мотивации деятельности и самоорганизации людей.
Ее интересует также проблема формирования мировоззренческой и ценностных ориентаций, норм и стандартов общественного и индивидуального бытия, образов жизни и идентичности сообществ. Для этого необходимо рассмотреть основное содержание феномена культуры и типологически, и исторически. Типология культуры (от греч. «типос» – вид, форма и «логос» – слово, наука) – учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры.
Первобытная культура
Первый образ коллективной жизни первобытного общества называют первобытной или архаичной, или догосударственной, или дописьменной культурой. Выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век делится на периоды палеолита (до 10 тыс. до н. э.); мезолита (10 - 8 тыс. до н. э.) и неолита (8 - 5 тыс. до н. э.), когда возникает земледелие, скотоводство, оседлый образ жизни; изобретаются различные способы добычи огня.
В медно-бронзовом веке (4 - начало 1 тыс. до н. э.) распространяются орудия труда и оружия из меди и бронзы, управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам, появляется поливное земледелие, возникает письменность и первые государства в Египте, Междуречье, Индии и Китае. В железном веке (1 тыс. до н. э.) изготавливаются из железа орудия труда и оружие; происходит переход к классовому обществу.
Неолитическая цивилизация
Переход к регулируемому, целенаправленному воспроизводству продуктов питания на основе земледелия и скотоводства определил формирование искусственной среды обитания – неолитической цивилизации. Ее истоком стала эпоха с VIII тыс. до н. э., в науке называемая «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики).
Достижения неолитической цивилизации трудно объяснить серией последовательных случайных открытий. Чтобы преобразовать сорняк в культурное растение, дикого зверя в домашнее животное потребовались столетия активного и методичного поиска, проверки гипотез и проведения опытов. Деятельность человека, связанная с освоением мира, способствовала формированию самого Homo sapiens (человека разумного).
На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии – архетип (от греч. начало и образ), т.е. прообраз первичной формы культуры. Культурно-творческие процессы первобытного человека были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры – первобытный синкретизм.
Первобытные верования
Первобытной культуре характерен политеизм. Силы природы представляли в мифах многочисленные боги. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер. Для каждого из них был разработан ритуал. Люди были каждодневно связаны с магией, обрядами, праздниками, молитвами и заклинаниями. Первобытные формы религии были призваны оградить человека от нежелательного воздействия таинственных сил. Поэтому они сохранялась и передавалась в неизменной форме на протяжении тысячелетий.
Стройная система мироздания, представленная в древних религиях, воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира - неба и земли, иногда неба, земли и подземного мира. Два или три уровня мира управлялись верховными божествами неба, земли и подземного мира. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини прародительницы, образ которой появился уже в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита.
Первыми формами религиозных верований принято считать анимизм, тотемизм, фетишизм и магию. Анимизм (от лат. душа) восходит к вере в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В рамках анимизма, возникает вера в возможность существования души после смерти. Считалось, что души умерших живут рядом, необходимо постоянно охранять их покой и только тогда они станут помогать живым.
Тотемизм (от сев.-инд. его род) возник из веры в существование кровнородственной связи между родом и определенным растением или животным. Поэтому у многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Первобытному человеку мир в целом представлялся одушевленным. Когда он называл себя именем животного, именовал его своим «братом», то воздерживался от умерщвления его – это тотем, священное животное рода.
Фетишизм(от фр. идол, талисман) – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком. Суть фетишизма заключается в поклонении неодушевленным предметам, которым приписываются способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет – камень, дерево, перо птицы, зуб зверя, специально изготовленные для этих целей разнообразные идолы, амулеты.
Магия (от греч. волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Магия основывается на принципах подобия и контакта. Жизненные ситуации породили множество магических действий – заклинание орудий труда и охоты, любовная магия (ворожба), черная магия (колдовство), лечебная магия (чародейство) и др. С помощью магии первобытный человек поддерживал связь с миром духов, тотемов, предков.