Теория функционализма культуры
Развитие функционализма в культурологии связано с именами польского ученого Б. Малиновского (1884 - 1942) и английского ученого А. Рэдклифф-Брауна (1881 - 1955). Данное направление в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия культуры и воспроизводства социальных структур. Функционалистов волнует то, как действует культура социальной актуальности (здесь и сейчас). В культурологических исследований понятие «функция» получило два основных значения. Первое – указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому. Второе – обозначение зависимости между частями, компонентами культуры.
Определяющим лицо культурологической концепции английского антрополога Б. Малиновского (1884 - 1942) стал принцип универсального функционализма. Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого «равновесия», где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся культурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Исходя из своей концепции, он критически оценивал предшествующие направления в исследовании культур.
Б. Малиновский в очерке «Научная теория культуры» в систематической форме, изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания. Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении. Для выделения человека из царства животных Малиновский делит потребности на основные и порожденные культурной средой (производные). К последним потребностям он относит потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.
Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение – культуру как совокупность ответов на основные и производные потребности. Культура есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные и специфические задачи. Культура также есть некое целое как совокупность средств и способов удовлетворения основных или производственных потребностей.
Среди трудов А. Рэдклифф-Брауна заметны «Андаманские острова» (1922), «Метод этнологии и социальной антропологии» (1923), «Историческая и функциональная интерпретация культуры» (1929). В них науку о культурах он делит на две части – этнологию и социальную (культурную) антропологию. Этнология представляет собой конкретно-историческое изучение отдельных народов, культурных связей между ними. Социальная антропология имеет своей задачей поиски общих закономерностей социального и культурного функционирования и развития.
Общетеоретическая концепция Рэдклифф-Брауна опирается на утверждение, что все виды реальности представляют собой различные классы естественных систем. Любая система определяется как составляющими элементами, так и отношениями между ними. Элементами социальной системы являются человеческие существа в совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними – социальные отношения. Социальная система состоит из социальной структуры и специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями. После 1931 г. Рэдклифф-Браун отказывается даже от понятия «культура», используя вместо него понятие «социальная структура».
Таким образом, особенностью функционалистской теории культуры была практическая направленность ее исследований. Существенным итогом развития функционализма также стала нацеленность на понимание других типов культур, образа культурной жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознать иные культурные ценности. Значение функционализма для культурологии состоит в том, что культура стала рассматриваться под углом зрения выполняемых функций. Соответственно, выделение функций культуры как целостного образования, определяет направления в изучении культур как социального феномена общественной жизнедеятельности.